Скачать 47.96 Kb.
|
Иванова Анна Владимировна ГБОУ СОШ №1909 ЮВАО г. Москвы Учитель химии КОНСПЕКТ УРОКА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ГРУППОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА. КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ РЕШЕТКИ» 9 КЛАСС. Цель: закрепить и углубить знания учащихся о кристаллических и аморфных веществах, полученных на уроках физики, ознакомить учащихся с различными типами кристаллических решеток, установить зависимость физических свойств кристалла от характера химической связи в кристалле и типа кристаллической решетки, дать учащимся основные представления о влиянии природы химической связи и типов кристаллических решеток на свойства веществ. Развивать умения учащихся устанавливать причинно-следственную зависимость свойств вещества от химической связи и типа кристаллической решетки, предсказывать тип кристаллической решетки на основе физических свойств вещества. Оборудование: пластилин, зубочистки, карточки-инструкции, дидактические материалы М.А. Рябов, Е.Ю. Невская «Тесты по химии» к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8класс», издательство «Экзамен». План урока:
А). Самостоятельная работа в группе по карточкам; Б). Моделирование кристаллических решеток различных веществ;
Ход урока:
Используются дидактические материалы М.А. Рябов, Е.Ю. Невская «Тесты по химии» к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8класс», издательство «Экзамен».
Строение вещества определяется не только взаимным расположением атомов в химических частицах и видом химической связи. Из курса физики вспомните: -Какие физические свойства характеризуют вещества? -В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? -Чем характеризуется каждое состояние? В твердом состоянии вещества могут иметь кристаллическую или аморфную структуру. -Чем отличается пространственное строение веществ с разными структурами? Учитель объявляет тему и задачи урока. 3.Изучение новой темы. Для аморфного состояния характерно наличие только ближнего порядка. Структуры аморфных веществ напоминают жидкости, однако обладают гораздо меньшей текучестью. Аморфное состояние обычно неустойчиво. Под действием механических нагрузок или при изменении температуры аморфные тела могут закристаллизоваться. Реакционная способность веществ в аморфном состоянии значительно выше, чем в кристаллическом. Твердые вещества, как правило, имеют кристаллическое строение. Оно характеризуется правильным расположением частиц в строго определенных точках пространства. При мысленном соединении этих точек пересекающимися прямыми линиями образуется пространственный каркас, который называют кристаллической решеткой. Точки, в которых размещены частицы, называются узлами кристаллической решетки. Самостоятельная групповая работа . Класс разбивается по группам или парам (в зависимости от наполняемости класса). Задание: Используя пластилин и зубочистки, изготовить модели кристаллических решёток:
Для выполнения этого задания каждая группа получает карточку инструкцию: Карточка-инструкция. 1. Используя учебник, изучить строение, свойства веществ с:
2. Полученные знания оформить в виде таблицы:
3. Определить тип кристаллической решетки каждого из заданных веществ. 4. Изготовить модели данных веществ. 5. Предположить, какие свойства характерны для этих веществ? Почему? Дополнительные вопросы:
Выводы: В ионном кристалле невозможно выделить одиночные молекулы , т. е. вещества с ионной решеткой имеют немолекулярное строение. Твёрдость и высокие температуры плавления объясняется электростатическим притяжением ионов. Хрупкость ионных кристаллов определяется силами отталкивания между одноименно заряженными ионами после смещения пластов кристалла при деформации.
Выводы: Вещества с атомной кристаллической решеткой имеют немолекулярное строение. Свойства атомных кристаллов объясняются наличием прочных ковалентных неполярных или слабополярных связей.
Выводы: Вещества с молекулярной кристаллической решеткой имеют молекулярное строение. Свойства этих веществ объясняются наличием прочных ковалентных связей в молекулах и слабыми межмолекулярными взаимодействиями в кристалле. 4. Обсуждение результатов самостоятельной работы. В конце самостоятельной работы каждая группа докладывает результаты по одному из видов кристаллических решёток. Остальные дополняют, корректируют записи. |