Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 284.11 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации21.11.2013
Размер284.11 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Химия > Пояснительная записка
  1   2   3




Пояснительная записка
Концепция модернизации российского образования предусматривает обновление структуры и содержания общего среднего образования, повышение его роли в обеспечении конкурентоспособности системы образования Российской Федерации в современном мире, в подготовке выпускников школы к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности в современных условиях. Основной задачей в этой связи является обеспечение нового качества образования, сохранение его фундаментальности и соответствие современным требованиям общества. Именно этим вызвана необходимость разработки данной программы. Изменение структуры школьного образования, выделение профильной подготовки, введение Единого государственного экзамена повлекло за собой перестройку и школьного курса химии.

Актуальность и новизна данного курса химии состоит в углублении и расширении химических знаний в классах с изучением химии на профильном уровне, где совершенствуются знания по вопросам общей химии, отрабатываются практические навыки. Программа включает в себя основы общей химии, большее количество задач и упражнений по каждой теме, а также раздел «Химия координационных соединений», отсутствующий в современной школьной программе по химии. Данные соединения практически не рассматриваются в средней школе, а между тем, химия координационных соединений, в том или ином объёме, изучается в курсе общей и неорганической химии в высшей школе. И, как показывает практика, у студентов всегда возникает масса трудностей с выполнением заданий по этой интересной, но сложной, непонятной, к тому же, и не изученной ранее теме. Данный курс позволит заполнить создавшийся вакуум и преодолеть пропасть между средней и высшей школой в изучении этого вопроса.Данная программа составлена в соответствии с базисным учебным планом, на основе обязательного минимума содержания образования и в соответствии с требованиями углубленного уровня подготовки выпускников средних общеобразовательных учреждений по химии.

В программе определены учебные темы с указанием вопросов, подлежащих изучению, типов расчётных задач и химического эксперимента.

Целью данной программы является повышение качества знаний обучающихся через расширение и углубление содержания стандартной программы по химии, а также подготовка к поступлению в вузы по профильным специальностям.

Основные задачи:

  • воспитательная - формирование у учащихся естественно-научной картины мира и экологического сознания;

  • образовательная - освоение учащимися дополнительных знаний о природе, её законах, материальном единстве органического и неорганического мира, расширение кругозора, эрудиции;

  • развивающая - развитие навыков самостоятельной работы, умения выявлять причинно-следственные связи, определять общие закономерности, анализировать и обобщать;

  • практическая - формирование у учащихся практических навыков, навыков планирования эксперимента и прогнозирования его результатов, решение проблемы соотношения эмпирического и теоретического уровней познания.

Программа углубленного изучения химии в 11 классах политехнического и естественно-научного профиля является модифицированной и составлена на основе Программы по химии для основной и средней (полной) общеобразовательной школы Габриеляна О.С.

Объём содержания программы определён в соответствии с нормативной продолжительностью углубленного изучения химии в 11 классах (2 и 4 часа в неделю) — 68 и 136 часов.

Программой предусмотрены различные формы обучения: лекции и семинары, дискуссии, научно-исследовательские и практические занятия, проектная деятельность, ролевые игры, экскурсии и походы. Активно применяются как фронтальные, так и групповые, парные, индивидуальные формы работы учащихся. Используются как эмпирические, так и теоретические методы научного познания (наблюдение, сравнение и эксперимент, анализ и синтез, моделирование, абстрагирование, систематизация и др.). Программа предусматривает различные формы контроля и подведения итогов (входной, текущий, периодический, итоговый контроль в форме тестов, зачётов, экзаменов, конференций).

В результате планируется получить экологически образованную, эрудированную личность с активной жизненной позицией и навыками самоорганизации, способную ставить перед собой цели и находить пути их реализации.

В соответствии с гуманитаризацией образования, программа позволяет раскрыть ведущие идеи и отдельные положения, важные в познавательном и мировоззренческом отношениях. Это даёт возможность проследить зависимость свойств веществ от их состава и строения; обусловленность превращений веществ действием законов природы; переход количественных изменений в качественные и разрешение противоречий; обусловленность применения веществ их свойствами; материальное единство неорганического и органического мира.

Программа позволяет также выявить межпредметные связи (с физикой, биологией, географией, историей, математикой, валеологией, ОБЖ), определить место химии среди естественных наук.

Содержание программы
Тема 1. Строение атома ( 6 /12 ч.)
Атом - сложная частица. Структура атома. Электроны, протоны и нейтроны. Корпускулярно-волновой дуализм частиц микромира.

Состояние электронов в атоме. Электронное облако и орбиталь. Энергетические уровни и подуровни. Максимальное число электронов на уровнях и подуровнях. Квантовые числа и их взаимосвязь. Главное квантовое число и размеры электронного облака. Орбитальное квантовое число и формы электронных облаков. Магнитное кантовое число и ориентация электронных облаков в пространстве. Спиновое квантовое число.

Электронные конфигурации атомов химических элементов. Принцип Паули. Правило Хунда. Электронные и графические электронные формулы атомов химических элементов. Электронная классификация элементов.

Валентные возможности атомов. Стационарное и возбуждённое состояние атомов химических элементов. Валентные электроны. Неподелённые электронные пары и свободные орбитали. Валентность и степень окисления.

Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Предпосылки открытия Периодического закона. Первоначальная формулировка. Горизонтальная, вертикальная и диагональная периодические зависимости. Периодический закон и строение атома. Изотопы. Химический элемент. Периодическая система и строение атома. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров группы и периода. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в периодах и группах. Современная формулировка Периодического закона. Значение Периодического закоеа и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и диалектико-материалистического понимания природы.
Тема 2. Строение вещества ( 12 / 24 ч.)
Химическая связь. Ионная химическая связь и ионные кристаллические решётки. Ковалентная химическая связь и её классификации: по электроотрицательности (полярная и неполярная), по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по способу перекрывания электронных орбиталей (σ и π ), по кратности (одинарная, двойная, тройная, полуторная). Полярность связи и полярность молекулы. Молекулярные и атомные кристаллические решётки у веществ с ковалентными связями. Металлическая связь и металлические кристаллические решётки. Водородная связь (межмолекулярная и внутримолекулярная), механизм её образования и значение. Единая природа химической связи.

Гибридизация электронных орбиталей и геометрия молекул. Свойства ковалентной химической связи: насыщаемость, поляризуемость, направленность. Sp3- sp2- и sp-гибридизации и геометрия молекул в органических и неорганических соединениях.

Дисперсные системы. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Типы систем и их значение в природе и жизнедеятельности человека. Взвеси, коллоидные системы, растворы, их классификация.

Теория строения химических соединений А. М. Бутлерова. Предпосылки. Основные положения теории. Виды изомерии. Изомерия в неорганической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганических веществ. Основные направления развития теории и её значение. Индуктивный и мезомерный эффекты.

Полимеры органические и неорганические. Общие понятия химии высокомолекулярных соединений: полимер, мономер, структурное звено, степень полимеризации. Реакции полимеризации и поликонденсации. Линейная, разветвлённая и пространственная структуры полимеров. Аморфное и кристаллическое строение. Зависимость свойств полимеров от их строения. Термопластичные и термореактивные полимеры. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид, полистирол, полиметилметакрилат, фенолформальдегидные пластмассы, их строение, свойства и применение. Синтетические волокна. Полиэфирные и полиамидные волокна, их строение, свойства, применение, получение на примере лавсана и капрона).Синтетические каучуки. Бутадиеновый, изопреновый и дивиниловый каучуки, их строение, свойства, применение, получение. Полимеры неорганические.
Тема 3. Химические реакции ( 16 / 32 ч.)

Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Понятие химической реакции. Классификация химических реакций: по числу и составу реагирующих и образующихся веществ ( соединения, разложения, замещения, обмена); по изменению степеней окисления ( окислительно-восстановительные и не ОВР); по направлению обратимые и необратимые); по тепловому эффекту
(зкзо- и эндотермические); по фазовому составу ( гомо- и гетерогенные); по использованию катализатора ( каталитические и некаталитические); по механизму ( радикальные и ионные); по виду инициирующей реакцию энергии (термохимические, фотохимические, электрохимические, радиационные).

Основные закономерности протекания химических реакций. Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия и энтальпия. Тепловой эффект и термохимические уравнения. Энтропия. Возможность протекания реакции в зависимости от изменения энергии и энтропии.

Скорость химической реакции. Энергия активации. Скорость химической реакции в гомогенной и гетерогенной среде. Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ, температура (правило Вант-Гоффа), концентрация реагирующих веществ (закон действующих масс), площадь соприкосновения реагирующих веществ. Понятие о катализе, катализаторах и ингибиторах. Механизм катализа. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Ингибиторы и каталитические яды.

Химическое равновесие. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Равновесные концентрации. Константа равновесия. Смещение химического равновесия. Принцип Ле Шателье.

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации веществ с различным типом связи. Катионы и анионы. Свойства ионов. Кислоты, соли и основания в свете теории электролитической диссоциации. Степень диссоциации и её зависимость от природы электролита и его концентрации. Сильные и слабые электролиты. Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация электролитов. Свойства растворов электролитов. Водородный показатель. Диссоциация воды и константа её диссоциации. Ионное произведение воды. Водородный показатель рН и его значение для химических и биологических процессов.

Гидролиз. Гидролиз органических и неорганических веществ и его значение. Три случая гидролиза солей. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза.

Демонстрации. 1. Превращение кислорода в озон, кристаллической серы в пластическую. 2. Получение кислорода из воды или перманганата калия; дегидратация этанола. 3. Свойства уксусной кислоты. 4. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 5. Химические свойства уксусной кислоты.
6. Окисление спирта в альдегид, а альдегида в кислоту. 7. Реакции горения; реакция разложения бихромата аммония; гашение извести. 10. Взаимодействие цинка с соляной и серной кислотами при разных концентрациях и температурах; разложение пероксида водорода в присутствии оксида марганца (II); сырого мяса или картофеля с каталазой; взаимодействие порошкообразного и гранулированного цинка с кислотой. 11. Смещение равновесия в системе Fe3+ + 3 CNS- Fe(CNS)3 ; реакция этерификации.
12. Зависимость степени диссоциации уксусной кислоты от разбавления; сравнение степени диссоциации 0,1н растворов серной, муравьиной и уксусной кислот, гидроксидов калия и лития. 13. Изменение окраски индикаторов в разных средах; определение рН слюны, желудочного сока и т.д.. 14. Сернокислотный и ферментативный гидролиз углеводов; гидролиз карбида кальция; гидролиз нитрата цинка, карбоната и сульфата натрия.

Химический практикум. 1. Скорость химических реакций. Химическое равновесие.
2. Решение экспериментальных задач по теме "Гидролиз".


Тема 4. Вещества и их свойства (30 / 58ч.)
Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Оксиды, основания, кислоты и соли, их классификация.

Классификация органических веществ. Углеводороды: алифатические и циклические; предельные и непредельные. Производные углеводородов: галогенопроизводные, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты.

Металлы. Положение в Периодической системе и особенности электронного строения их атомов. Металлы как простые вещества. Металлическая связь и кристаллическая решётка. Аллотропия. Общие физические свойства металлов. Химические свойства: взаимодействие с неметаллами, водой, кислотами, растворами солей, щелочами, органическими веществами (спиртами, фенолами, карбоновыми кислотами, галогеналканами). Оксиды и гидроксиды металлов, зависимость их свойств от степени окисления металла. Значение металлов в природе и жизнедеятельности организмов.

Координационные соединения. Предмет и понятие химии комплексных соединений. Комплексное соединение. Координационная теория А. Вернера. Основные положения координационной теории. Комплексообразователь. Центральный атом. Комплексный ион. Лиганд (адденд). Дентантность (координационная ёмкость лиганда. Вакансия. Координационное число. Внутренняя и внешняя координационные сферы. Заряд центрального иона. Степень окисления и ковалентность центрального иона. Заряд комплексного иона. Зависимость координационного числа от заряда центрального иона и от природы лиганда. Номенклатура комплексных соединений. Международная номенклатура (IUPAK). Номенклатура А. Вернера. Цветовая номенклатура. Ряд значимости лигандов. Классификация комплексных соединений. Многоплановость классификаций: по заряду комплексной частицы (катионные и анионные); по принадлежности к классам (комплексные соли, комплексные кислоты, неэлектролиты); по природе лиганда (аквакомплексы, ацидокомплексы, гидроксокомплексы, оксидокомплексы, аммиакаты); по дентантности (моно-, ди- и полидентантные соединения); по числу ядер (моноядерные и полиядерные). Хелатные комплексные соединения. Комплексоны. Природа химической связи в комплексных соединениях. Электростатическая модель. Теория кристаллического поля. Метод валентных связей. Метод молекулярных орбиталей. Достоинства и недостатки каждого метода. Сопоставление методов ВС и МО, теории кристаллического поля. Пространственное строение и изомерия комплексных соединений. Гибридизация s-, p- и d-орбиталей комплексообразователя. Координационное число, гибридизация орбитали и геометрическая конфигурация молекул комплексных соединений. Зависимость гибридизации и структуры комплексного иона как от электронной структуры иона металла, так и от природы лиганда. Влияние координации на свойства лиганда и центрального атома. Взаимное влияние лигандов. Изомерия комплексных соединений. Геометрическая (цис- и транс-), оптическая, координационная, ионизационная, гидратная изомерии. Диссоциация комплексных соединений в растворах. Электролитические свойства комплексных соединений и их электропроводность. Диссоциация комплексного иона. Первичная и вторичная диссоциация. Устойчивость комплексных соединений в растворе. Константа нестойкости комплексного иона. Константа устойчивости. Ступенчатая диссоциация комплекса. Ступенчатая константа нестойкости. Установление формул комплексных соединений с помощью реакций двойного обмена. Комплексные ионы при обменных реакциях. Комплексные ионы в реакциях окисления-восстановления. Практическое применение и значение комплексных соединений. Комплексные соединения. Основные положения координационной теории. Комплексообразователь, лиганды, координационное число, внутренняя и внешняя координационные сферы. Строение и химическая связь в комплексных соединениях. Номенклатура. Получение. Биологическое значение комплексных соединений и их применение.

Коррозия металлов. Химическая и электрохимическая коррозия и способы защиты от неё.

Способы получения металлов. Общие способы получения металлов:
пиро-, гидро- и электрометаллургия. Электролиз растворов и расплавов и его практическое значение.

Неметаллы. Положение неметаллов в Периодической системе и особенности электронного строения их атомов. Электроотрицательность. Инертные газы. Двойственное положение водорода. Неметаллы как простые вещества. Строение (атомное и молекулярное), аллотропия, физические свойства. Химические свойства неметаллов: окислительные (с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, с некоторыми сложными веществами) и восстановительные (с фтором, кислородом, окислителями).
Водородные соединения неметаллов: получение, строение, физические свойства, изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах. Оксиды и гидроксиды неметаллов. Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах. Зависимость свойств кислот от степеней окисления неметалла.

Кислоты органические и неорганические. Кислоты в свете протолитической теории. Сопряжённые кислотно-основные пары. Классификация органических и неорганических кислот, их общие физические и химические свойства (взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, с основаниями, солями, этерификация). Особенности свойств азотной и концентрированной серной, муравьиной и уксусной кислот.

Основания органические и неорганические. Основания в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Химические свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Анилин и особенности его свойств как результат взаимного влияния атомов.

Амфотерные органические и неорганические соединения. Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами. Амфотерность аминокислот: взаимодействие с кислотами, щелочами, спиртами, образование биполярного иона и полипептидов.

Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Генетическая связь и генетические ряды в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла, неметалла и переходного элемента. Генетический ряд органических веществ. Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Единство органического и неорганического мира.

Демонстрации. 1. Модели кристаллических решёток металлов. 2. Химические свойства металлов взаимодействие с кислородом, водой, спиртами, фенолом, органическими и неорганическими кислотами, солями. 3. Получение и свойства комплексных соединений.
4. Качественное определение ионов Fe2+ и Fe3+ . 5. Образование комплексных ионов в водных и неводных растворах. 6. Ступенчатое образование комплексов. 7. Прочность координационной сферы. 8. Изменение окраски твёрдых комплексных соединений при нагревании. 9. Взаимосвязь окраски и электронной структуры комплексного соединения.
10. Электролиз растворов солей. 11. Модели кристаллических решёток алмаза, графита, иода. 12. Взаимодействие водорода и кислорода. 13. Обесцвечивание бромной воды этиленом или ацетиленом. 14. Сравнение свойств кремниевой, фосфорной и азотной кислот, сернистой и серной кислот. 15. Свойства соляной и уксусной кислот. 16. Взаимодействие концентрированной серной и концентрированной и разбавленной азотной кислот с медью. 17. Реакция "серебряного зеркала " для муравьиной кислоты. 18. Взаимодействие гидроксида натрия с с кислотами, кислотными оксидами и амфотерными гидроксидами.
19. Взаимодействие аммиака и метиламина с водой и соляной кислотой. 20. Получение и амфотерные свойства гидроксида алюминия. 21. Взаимодействие аминокислот со щелочами и кислотами.

Лабораторные опыты (3 ч.): 1. Соединения с отрицательным и положительным комплексным ионом. 2. Комплексные соединения в реакциях обмена и в окислительно-восстановительных реакциях. 3. Разрушение комплексных ионов.

Химический практикум. 1. Получение газов и изучение их свойств. 2. Сравнение свойств органических и неорганических соединений. 3. Решение экспериментальных задач по неорганической химии. 4. Решение экспериментальных задач по органической химии.
5. Реакции комплексообразования в аналитической химии.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск