НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации27.11.2013
100-bal.ru > Химия > Урок
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

1. ФИО (полностью) Бердышева Любовь Григорьевна

2. Место работы

3. Должность Учитель

4. Предмет Химия

5. Класс 8 класс

6. Тема и номер урока в теме «Простые вещества-неметаллы», №17

7. Базовый учебник«Химия. 8 класс»: О.С.Габриелян - М.: Дрофа. – 2009 год

8. Цель урока: повторить и систематизировать знания учеников о свойствах химических элементов шестой группы, о строении атома о применении соединений

9. Задачи:

- обучающие закрепить умение решать расчетные задачи по уравнениям реакций;
-развивающие продолжить развитие логического мышления, умения использовать теоретические знания в новых ситуациях;
-воспитательные закрепить умения сравнивать, сопоставлять, анализировать;

проводить экологическое воспитание на уроке химии.

1. Тип урока :Обобщение знаний о неметаллах шестой группы.

2. Формы работы учащихся

3. Необходимое техническое оборудование-

• периодическая система химических элементов,

• таблица растворимости,

• карточки,

• химические реактивы.

1. Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Организационный

Мотивационный

Повторение пройденного материала

Выполняют тест

Самопроверка

Проверяют свои записи и исправляют ошибки

Изучение новой темы

1. Сера – простое вещество. Аллотропия

2. Химические свойства серы и ее применение l

Знакомит учащихся с ЭОР Сера – простое вещество. Аллотропия

Химические свойства серы и ее применение l

Ученики выступают с сообщениями на тему: «Из истории открытия химических элементов».

-Кислород;

-Сера

- Селен

Работа по станциям

Подведение итогов

Домашнее задание

Мотивация учебной деятельности
Объявляется тема урока и основные задания, которые необходимо решить на уроке.

Учитель. Сегодня урок пройдет в виде теоретического и практического похода, из которого вам необходимо принести как можно больше баллов. Поэтому путешествие будет тяжелым, необходимо использовать всю вашу сноровку, умственные способности, знания, полученные на предыдущих уроках.
Но я думаю, что все вы не растеряйтесь и благополучно справитесь с заданиями.
Актуализация опорных знаний.
Учитель: Прежде чем отправится в путь, необходимо проверить вашу готовность. Выполним некоторые задания-тесты:
Тесты:

Формула сульфата меди (II)

а) СuSО4;

б) Сu2S;

в) CuSО3

Оксид это сложное вещество, в состав которого входит:

а) хлор;

б) кислород;

в) сера;

г) водород.

Серная кислота имеет формулу

а) Н2S;

б) Н2 SО4;

в) Н2SО3

Содержание кислорода в воздухе составляет (по объему)

а) 21%;

б) 50%;

в)70%

Сульфаты – это соли

а) соляной кислоты;

б) азотной кислоты;

в) серной кислоты

Валентность атома серы в оксиде SО3 равна:

а) 2;

б) 4;

в) 6
Самопроверка.
- Проверяем свои записи и исправляем ошибки.
Учитель: Итак, мы начинаем свое путешествие.
Первая станция – «Научно-теоретическая».
- Сейчас мы послушаем сообщения учеников на тему: «Из истории открытия химических элементов».
Поисковая работа учащихся.
Кислород - открыли одновременно и независимо друг от друга два известнейших химика XVIII века, англичанин Дж. Пристли и швед К. Шееле. В1771 году Лавуазье объяснил процессы дыхания и горения, как взаимодействие веществ с окислителем - кислородом.
Название элемента – оксигениум (рождающий кислоты) – дал Лавуазье. Позже выяснилось, что не все кислоты содержат кислород (например, НСl),но менять название не стали.
Кислород оказался самым распространенным на земле элементом. Если во Вселенной преобладает водород, а в земной атмосфере азот, то в литосфере земной коры в верхнем слое мантии – связанный кислород. Он входит в состав большинства горных пород и более чем 1000 минералов. Большинство химических элементов существуют в природе в виде кислородосодержащих соединений. Кислород составляет 47% массы твердой оболочки Земли, еще больше его в гидросфере - водной оболочке нашей планеты - почти 86% по массе.
Кислород - газ, без цвета и запаха (температура кипения = -182,9°С), температура плавления = -2180с. Элемент химически активный. Он образует соединения со всеми элементами, кроме гелия, неона, аргона. С золотом, платиновыми металлами, галогенами, тяжелыми металлами, инертными газами кислород непосредственно не реагирует, их кислородосодержащие соединения получают косвенным путем.
Сера. Сера – простое вещество. Аллотропия
С серой человечество знакомо с глубокой древности. Серу и продукт ее горения оксид серы (IV) издавна употребляли для отбеливания тканей и изготовления лекарственных средств, чернения оружия, приготовления черного пороха. Сицилийские месторождения этого горючего с резким запахом, желтого минерала разрабатывались еще древними римлянами. Русское название серы происходит от древнеиндусского «сира» - светло-желтый, но не всегда сера светло-желтая.
Сера принадлежит к числу довольно распространенных на нашей планете химических элементов, составляя, примерно 0,05% от общей массы земной коры.
Сера – неметалл. Это элемент химически активный. Сера реагирует со многими металлами. При комнатной температуре - со щелочами, щелочноземельными, медью, серебром, ртутью. При нагревании - с железом, алюминием, свинцом, цинком. Лишь с золотом и платиной сера не взаимодействует. Этот элемент вступает в соединение с неметаллами, хотя и не так легко, как с металлами. Степень окисления серы в соединениях меняется от –2 до +6. Примерно половина добываемой в мире серы идет на производство серной кислоты, главного соединения серы, чрезвычайно важного для химической промышленности. Еще 25% расходуется на получение очень важного для производства бумаги гидросульфита кальция. Сера необходима для получения резины. Также она нужна для производства спичек и пластмасс, тканей и различных химикатов, лекарственных средств. Серу считают жизненно важным элементом. Она входит в состав белков и аминокислот, ферментов и витаминов из неорганических соединений серы, кроме серной кислоты, особенно важны оксиды серы SО2, SО3.
Сероводород – ядовитый зловонный газ, используемый, тем не менее, в химической промышленности как лечебное средство (сернистые ванны).
Соединения серы необходимы во многих отраслях промышленности и широко в ней используется. Академик А.Е. Ферсман назвал серу – двигателем химической промышленности. Но нельзя не упомянуть и о том, что некоторые соединения этого элемента загрязняют атмосферу. Вредна сера и в составе углеводородных топлив, куда она переходит из нефти и газа. На нефтеперерабатывающих заводах существуют цехи по очистке продуктов от серы.
Селен.
Открыт селен в 1817г. шведским химиком и Берцелиусом и Ганом. Обнаружив, что выделенный ими элемент очень похож на теллур и сопутствует теллуру, Берцелиус назвал его селеном в честь селены – Луны, «теллурис» по латыни означает «Земля». Этот элемент мало распространен в природе. Встречается в основном в виде примеси.
Селен – серое кристаллическое вещество, по свойствам похожее на серу, с температурой плавления 217°С и температурой кипения 685,30С. Селениды цинка, кадмия и многих других металлов обладают полупроводниковыми свойствами. Значительна биологическая роль селена. В малых количествах, селен, обнаружен в сетчатке глаз человека, животных и птиц. У отличающихся остротой зрения орлов, содержание селена в сетчатке в сто раз больше, чем у человека. В больших дозах селен и его соединения ядовиты.
Вторая станция – «из чего я состою»
- Напишите строение атома кислорода, серы, селена.
О -1S22S22Р4
S - 1S22S22Р63S23Р4
Sе -1S22S22Р63S23Р64S24Р4
Определите степень окисления серы, в следующих соединениях.
Н2S, Н2SО4 , Н2SО3, К2SО4
Третья станция – «Найди меня»
На доске записаны формулы веществ: Н2SО4; SiО2; SО2; Н2О; SiН4; SО3

Эту кислоту используют для заправки аккумуляторов.

Назовите оксид соответствующий серной кислоте.

Вещество которое может находиться в трех агрегатных состояниях.

4.Вещество, которое имеет название – силан.

Оксид серы (IV).
Четвёртая станция – «практическая – эксперимент продолжается»
Лабораторный опыт «Химические свойства серной кислоты»
Опыт № 1

Н2SО4 + лакмус – покраснение лакмусовой бумажки

Н2SО4 + NаОН = Nа2SО4 + Н2О

Nа2SO4 + ВаСI2 = BаSО4 + NаCI
Написать полное ионное и сокращенное ионное уравнение данной химической реакции. (3)
Пятая станция – «решение задач»

Какая масса силицида магния Мg2Si получится при взаимодействии 60 г кремния, содержащего 5% примесей, с магнием?

65 г цинка поместили в раствор, содержащий 20г. серной кислоты. Рассчитайте массу выделившегося водорода.

Напишите уравнение реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: Si - SiО2 - К2SiО3 - Н2SiО3
Шестая станция – «прощальная»
Закрепление пройденного материала.
Выявим, кто является «слабым звеном»

Какой неметалл, горит в кислороде, синим пламенем?

Кто открыл первым кислород?

Атомный номер кислорода?

Что показывает номер группы?

Атомный номер серы?

Что означает оксигениум?

В каком периоде находится сера?

Наивысшая валентность серы?

Массовая доля, какого химического элемента в организме человека наибольшая?

Формула сульфата натрия?

Что означает сера по-индусски?

Формула серной кислоты?

Атомный номер селена?

Кто открыл серу?

Температура кипения кислорода?

Температура плавления кислорода?

Какую валентность проявляет сера в соединении SО2?

Что означает, селен по латыни?
Подведение итога урока.

Домашнее задание §14 упр.3

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Сера – простое вещество.Аллотропия

Информационный,

Модуль состоит из трех кадров, включающих текст, фотографии, демонстрирующие природные соединения серы, серу в древности. В том числе, ученику предлагается познакомиться с аллотропными модификациями серы путем просмотра активных зон схемы и видеороликов "Пластическая сера", "Моноклинная сера".

Химические свойства серы и ее применение l

Информационный

Модуль состоит из двух кадров, включающих текст, схему, показывающую взаимодействие серы с другими веществами и схему, отражающую области применения серы. В том числе, ученику предлагается познакомиться с химическими свойствами серы путем просмотра активных зон схемы, просмотра и прослушивания озвученных формул.

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...