Скачать 71.7 Kb.
|
УРОК – СКАЗКА Цель урока. Способствовать дальнейшему закреплению знаний о Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома – знать общую ΙV группы главной подгруппы и химические свойства их соединений. Задачи урока.
а) ознакомление учащихся с характерными свойствами неметаллов главной подгруппы ΙV группы; углубления их представлений о структуре вещества; б) о кристаллических решетках и сущности аллотропии; в) формирование нового понятия «Адсорбция». 2) Развивающие: а) вырабатывать умение сравнивать вещества, их свойства; б) выделять главное, делать выводы и записывать в тетрадь по ходу изложения. 3)Воспитательные: а) на основе МПС с биологией вырабатывать понятия об охране жизни и здоровья при обращении угарным газом и углекислым газом; б) вырабатывать здоровый образ жизни (ЗОЖ) у учащихся при обсуждении использования человекам угарного и углекислого газов на основе их свойств. Оборудование: Для проведения урока необходимы модели кристаллических решеток алмаза и графита, слайды «Кристаллические решетки», алмазный нож для резки стекла. Приборы для получения газов, пробирки: мрамор, раствор соляной кислоты, уголь, известковая вода, лакмус. План изучения темы
ХОД УРОКА – ЛЕКЦИИ.
Дальнейшее изложение материала происходит в форме сказочного повествования. Учащиеся ведут записи в тетрадях по плану. В сказочном царстве, химическом государстве жил-был граф Углерод. Он был очень важной персоной, так как находился в родстве со всеми живыми организмами. Граф был мягким и добродушным, но, когда случалось вступать с кем-то в спор, когда на него оказывали давление и доводили его «до белого каления», Углерод становился совсем другим, непохожим на самого себя: очень твердым (демонстрируем нож для резки стекла), бесцветным, прозрачным. В такой момент он был необычайно хорош и привлекал внимание всех красавиц сказочного государства. Углерод очень любил принимать гостей, проявляя при этом свои окислительные способности. С водородом он образовывал углеводороды: 4е C0 +2H 20 = C-4 H4 +1 метан а с друзьями-металлами – карбамиды: 2е 2 С0 + Са0 = Са+2 С-1 2 карбид кальция 12е 3С0 + 4Аl0 = Аl+3 4 C-4 3 карбид алюминия 3) Благодаря восстановительным свойствам было у Углерода два сына: Угарный газ (Угарик) и Углекислый газ (Углекислик): 4е 2 С0 + О°2 = 2С+2О-2 (неполное сгорание), оксид углерода(ΙΙ), угарный газ 4е С0 + О°2 = С+4О-22 +Q оксид углерода(ΙV), углекислый газ 4е С0 + 2 Сu+2 O-2 = С+4 O-22 +2 Сu0 Дети росли, а отец радовался, глядя на них. Угарный газ был бесцветным, без запаха, немного легче воздуха, плохо растворим в воде, с очень низкой температурой кипения (-191,5 °С). Он, как и папа, был восстановителем — восстанавливал металлы из их оксидов: 2е С+2 О + Сu+2 О = Сu0 + С+4 О2. восстано- окисли- витель тель В кислороде он горел голубоватым пламенем: 4е 2С+2О-2 + О02 = 2С+4О-22 + Q (МПС) Межпредметные связи с биологией. Было у Угарного газа свойство, которое очень огорчало отца: Угарик прочно соединялся с гемоглобином крови. При этом кровь уже не могла переносить кислород, и это было смертельно опасно. 4) Углекислый газ был, как и брат, бесцветен, но в 1,5 раза тяжелее воздуха. У него было очень много друзей, с которыми он образовывал соли, — основания и основные оксиды: СО2 + 2 NаОН = Na2 СO3 + Н2O, карбонат натрия СO2 + NaОН = NаНСОз, Избыток гидрокарбонат натрия СO2 + СаО = СаСO3. карбонат кальция Только Известковая вода не любила Углекислика. Завидев его, она начинала нервничать, и по ее помутнению все сразу узнавали о_появлении Углекислого газа. На следующем этапе урока учащиеся проводят Лабораторные опыты: получают углекислый газ, обнаруживают его с помощью известковой воды, наблюдают превращение карбоната кальция в гидрокарбонат, затем проводят качественную реакцию на карбонат-ион. СO2 + Са(ОН)2 = СаСO3↓ + Н2O Углекислый газ помогал тушить пожары, производить сахар, соду, стекло и многое другое. Углекислый газ умел превращаться в "сухой лед", чем очень гордился. Однажды старый граф Углерод и его дети поехали на бал в Водное царство. Их встретила принцесса Вода. Она была так прекрасна в своем ослепительно-голубом наряде, что Углекислый газ сразу влюбился в нее и весь вечер танцевал только с принцессой. Углекислый газ покорил сердце красавицы Воды. Вскоре Вода и Углекислый газ поженились, и у них родился ребенок: 5) CO2 + H2O = H2CO3. (Пропускаем углекислый газ через воду, обнаруживаем кислоту индикатором.) Лабораторные опыты закончились. Дитя было бесцветное и слабое. Но, когда ребенка окропили раствором фиолетового лакмуса, все сразу поняли, что родилась дочь. Ей дали красивое имя — Кислота. От отца она унаследовала фамилию — Угольная. Угольная Кислота была непоседой, баловницей; когда она сердилась, то шипела и пускала пузыри: H2CO3 = H2O + CO2↑ Угольная Кислота, хотя и была очень слабой, все же обладала всеми свойствами кислот. Металлы выделяли из нее водород: H2CO3 + Mg = Mg CO3 + H2↑, а с основаниями и основными оксидами она образовывала соли: H2CO3 + 2 NaОН = Nа2 СO3 + 2 Н2O, Карбонат натрия H2CO3+ NaОН = NaНСO3 + Н2O, избыток гидрокарбо- нат натрия Н2 СO3 + СаО = СаСO3 + Н2O. карбонат кальция Демонстрируем опорный конспект "Углерод и его соединения". Опорный конспект Углерод и его соединения Графит - мягкий, непрозрачный, серый, электропроводный
Алмаз - твердый, прозрачный, бесцветный, неэлектропроводный Графит Алмаз Уголь Нефть Известняк Мел Мрамор Доломит Живые организмы
Н2СО3 Na2СO3+Н2O NаНСОз общие свойства СаСO3 СаСO3 +Н2O МеО+С Учащиеся "озвучивают" опорный конспект, зарисовывают его в тетради. Затем повторяют изученный материал по плану урока, используя учебник. На мой взгляд, урок развивает у учащихся умения сравнивать вещества и их свойства, выделять и записывать главное по ходу изложения материала учителем. Использование лабораторных опытов и наглядного опорного конспекта способствует более успешному усвоению темы. |