Скачать 76.57 Kb.
|
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина» Утверждаю Проректор по учебной работе, Член-корреспондент. РАСХН, профессор Кочиш И.И. подпись расшифровка “ “ дата ОТЧЕТ о заседании круглого стола «Химия биогенных элементов» 10 февраля 2011года Присутствовали: Руководитель НСО ВБФ ФГБОУ ВПО МГАВМиБ им. К.И. Скрябина зав. кафедрой неорганической и аналитической химии заслуженный деятель науки РФ профессор Егоров В.В. – председатель, Секретарь НСО ВБФ доцент неорганической и аналитической химии Сильвестрова И.Г. Доценты кафедры неорганической и аналитической химии: Воробьева Н.И., Кордонская М.А. Преподаватель химии мини-школы ЮВАО Петракова Л.Ф. Учащиеся школ ЮВАО: ПЛАН круглого стола «Химия биогенных элементов» 1. Вступительное слово председателя Егорова В.В. – 20 мин 2. Выступления преподавателей ветеринарной академии и школы - по 10 мин 3. Вопросы и выступления членов круглого стола – по 5 мин 4. Заключение председателя Егорова В.В. – 10 мин Вступительное слово председателя круглого стола заведующего кафедрой неорганической и аналитической химии ФГБОУ ВПО МГАВМиБ им. К.И. Скрябина заслуженного деятеля науки РФ профессора Егорова В.В. Уважаемые присутствующие, позвольте поприветствовать и учащихся школ, и учителей, и преподавателей нашего вуза, присутствующих на семинаре. Химия биогенных элементов - это фундаментальная дисциплина, дающая учащимся наиболее общие представления о строении, получении и свойствах химических элементов и их соединений. Она рассматривает электронное строение каждого элемента и вытекающие из него свойства, а также реакции его получения и с его участием. Эти представления используются в различного рода реакциях самого элемента и его соединений. Знания химии биогенных элементов требуются во многих естественных науках, в частности, в биологии и ее прикладных дисциплинах медицине и ветеринарии. Они являются тем базисом, на котором формируются представления о химии органических соединений и биохимии; о способах анализа соединении и их смесей. Знание основ химии элементов необходимо учащимся в вузах при прохождении общих естественных и специальных дисциплин. Выступления преподавателей ФГБОУ ВПО МГАВМиБ им. К.И. Скрябина 1. Зам. зав. кафедрой неорганической и аналитической химии доцент Воробьева Н.И. Цель дисциплины «Химия биогенных элементов» – дать учащимся теоретические и практические знания по неорганической химии, которые обеспечивают в высшей школе понимание и освоение специальных разделов химии и физико-химического анализа, способствуют усвоению всех последующих профильных дисциплин, и закладывают базис для практической работы. Еще одной целью является применение математического аппарата к количественному расчету химических аналитических задач, а также практические навыки их выполнения. 2. Ученый секретарь ветеринарно-биологического факультета доцент кафедры неорганической и аналитической химии Кордонская М.А. Дисциплина «Химия биогенных элементов.» относится к циклу Б.2 «Математический и естественно-научный цикл». Для изучения дисциплины «Химия биогенных элементов нужно знать строение мира, его физические законы, математические понятия и формулы расчета, базовые (школьные) химические понятия, символы элементов и формулы соединений. Нужно уметь осуществлять простейшие математические расчеты, излагать и критически анализировать базовую информацию; 3. Ученый секретарь НСО ВБФ доцент кафедры неорганической и аналитической химии Сильвестрова И.Г. представила компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Химия биогенных элементов» Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций у учащихся: приобретение новых знаний и формирование суждений по научным, специальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3); использование в познавательной и профессиональной деятельности базовых знаний в области математики и естественных наук (ОК-6); демонстрация способности к письменной и устной коммуникации на родном языке, навыков культуры социального и делового общения (ОК-10); использование основных технических средств в профессиональной деятельности: работа на компьютере и в компьютерных сетях, использование универсальных пакетов прикладных компьютерных программ, создание базы данных на основе ресурсов Internet, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12); проявление творческих качеств (ОК-14); правильная постановка цели, проявление настойчивости и выносливости в их достижении (ОК-15); забота о качестве выполняемой работы (ОК-16); умение работать самостоятельно и в команде (ОК-18); владение навыками работы с современной аппаратурой (ПК-5); умение понимать, излагать и критически анализировать получаемую информацию (ПК-17); 4. Выступление преподавателя химии мини-школы ЮВАО Петраковой Л.Ф., которая ознакомила с тем, что должен знать обучающийся в результате освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать основные понятия и концепции неорганической химии; современные представления о составе, строении, получении и свойствах вещества, основах его анализа; основные закономерности химических процессов; уметь осуществлять математические расчеты химических задач. 5. Выступление заведующего кафедрой неорганической и аналитической химии ФГБОУ ВПО МГАВМиБ им. К.И. Скрябина профессора Егорова В.В., который ознакомил с содержанием разделов дисциплины. 1. Периодический закон и Периодическая система элементов Д.И. Менделеева. Периодический закон, его обоснование. Периодическая систем элементов, ее структура. Свойства элементов и соединений, их изменение в периоде и группе. 2. S-элементы. Общая характеристика. Водород, получение и свойства. Вода, свойства. Биологическая роль водорода. Щелочные металлы, получение и свойства. Оксиды и гидроксиды щелочных металлов, получение и свойства. Соли щелочных металлов. Биологическая роль щелочных металлов, их соединений. Щелочноземельные металлы, получение и свойства. Оксиды и гидроксиды щелочноземельных металлов, получение и свойства. Соли щелочноземельных металлов. Биологическая роль щелочноземельных металлов, их соединений. 3. Р-элементы. Общая характеристика. Алюминий, получение и свойства. Оксид и гидроксид алюминия, получение и свойства. Амфотерность. Соли алюминия. Углерод и кремний, общая характеристика. Углерод, его свойства. Оксиды углерода, получение и свойства. Угольная кислота, ее соли. Получение и свойства. Биологическая роль углерода, его соединений. Кремний, свойства. Соединения кремния, их получение и свойства. Азот и фосфор, общая характеристика. Получение азота, его свойства. Аммиак. Соединения аммония. Азотная и азотистая кислоты, их соли, получение и свойства. Нитраты. Фосфор, свойства. Соединения фосфора, получение и свойства. Соли фосфорных кислот. Биологическая роль соединений азота и фосфора. Кислород и сера, общая характеристика. Кислород, получение и свойства. Биологическая роль. Сера, свойства. Соединения серы: сероводород, оксиды, кислородные кислоты серы. Соли серной кислоты. Биологическая роль кислорода и серы, их соединений. Галогены, общая характеристика. Фтор, хлор, бром и йод, получение, свойства. Водородные соединения галогенов, получение и свойства. Биологическая роль галогенов, их соединений. 4. D-элементы. Общая характеристика переходных элементов. Медь, свойства. Основные соединения меди. Цинк, свойства. Основные соединения цинка. Марганец, его основные соединения. Железо, получение и свойства. Оксиды и гидроксиды железа (2) и (3), получение и свойства. Соли железа, комплексы. Биологическая роль соединений железа. Далее были выступления школьников и присутствующих (не приводятся в связи с отсутствием стенограммы). Заключительное слово председателя круглого стола заведующего кафедрой неорганической и аналитической химии ФГБОУ ВПО МГАВМиБ им. К.И. Скрябина заслуженного деятеля науки РФ профессора Егорова В.В. Дисциплина «Химия биогенных элементов» формирует у учащихся «химические» представления об окружающем мире, его веществах. Она является тем базисом, на котором строится знание законов и принципов существования как неорганического, так и органического или биологического мира – мира живых существ. Это основа химического образования и в школе и в вузе, стартовая платформа для освоения фундаментальных естественных дисциплин в высшей школе. При проведении аудиторных занятий по дисциплине «Химия биогенных элементов» должно быть предусмотрено проведение деловых игр с разбором конкретных химических задач, компьютерных тестов. При проведении самостоятельной работы предусматриваются: работа с учебной и методической литературой, конспектами лекций и лабораторных работ; работа в библиотеке, работа с Интернетом; выполнение домашних заданий; участие в олимпиадах, в работе школьных научных конференций, симпозиумов, диспутов и другие способы повышения и закрепления знаний. Для текущего контроля усвоения теоретического материала, изложенного на лекциях и практических занятиях, подготовлен список вопросов, включающий все темы. Этот перечень служит основой для самоконтроля и проверки знаний. Ключевые и трудно усеваемые моменты обсуждаются на практических занятиях и там же проводится устный опрос. Для текущего контроля степени освоения каждого из разделов программы предлагаются наборы тестов. |