Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 179.59 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации18.12.2013
Размер179.59 Kb.
ТипРасшифровка
100-bal.ru > Химия > Расшифровка


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина»

Утверждаю

Проректор по начной работе,

академик РАСХН, профессор

Балакирев Н.А.

подпись расшифровка



дата
ОТЧЕТ
о заседании круглого стола «Малые дозы в биологии»

11 апреля 2011года

Присутствовали:
Руководитель НСО ВБФ ФГБОУ ВПО МГАВМиБ им. К.И. Скрябина

зав. кафедрой неорганической и аналитической химии заслуженный деятель науки РФ профессор Егоров В.В. – председатель,

Секретарь НСО ВБФ доцент неорганической и аналитической химии Сильвестрова И.Г.

Зав. кафедрой философии и общественных наук профессор Ларионова И.С.

Зав. кафедрой физики и биофизики доцент Новиков В.Э.

Доценты кафедры неорганической и аналитической химии:

Воробьева Н.И.,

Кордонская М.А.

Преподаватель химии мини-школы ЮВАО Петракова Л.Ф.

Учащиеся школ ЮВАО:

ПЛАН

круглого стола «Малые дозы в биологии»
1. Вступительное слово председателя Егорова В.В. – 20 мин
2. Выступления преподавателей ветеринарной академии и школы - по 10 мин

3. Вопросы и выступления членов круглого стола – по 5 мин
4. Заключение председателя Егорова В.В. – 10 мин

Вступительное слово председателя круглого стола заведующего кафедрой неорганической и аналитической химии ФГБОУ ВПО МГАВМиБ им. К.И. Скрябина заслуженного деятеля науки РФ профессора Егорова В.В.
Уважаемые присутствующие, позвольте поприветствовать и учащихся школ, и учителей, и преподавателей нашего вуза, присутствующих на нашем круглом столе. Биология и экология малых доз является логическим продолжением школьного курса экологии. Эта дисциплина для относится к разделу общепрофессиональных, дающих глубокие знания о роли слабых взаимодействий в биосфер.

Здесь представлены законы и принципы биологического действия малых физических и химических доз и факторов низкой интенсивности, феномены, связанные с таким воздействием, его механизм, клеточные и молекулярные мишени. Особое место занимают медицинские аспекты, связанные с диагностикой и лечением малыми дозами в фармакологии (гомеопатия) и физиотерапии. Отдельный раздел посвящен экологической роли малых доз в современном мире, последствиям невнимательного отношения к ним в первую очередь для организмов. Знания биологии и экологии малых доз необходимы для специалистов биологии и медицины, в частности ветеринарии.

Реальная научная основа биологии малых доз наметилась в конце XVIII - середине XIX века. Серьезный импульс она получила в связи с открытием в России в начале ХХ века А. Г. Гурвичем митогенетического и деградационного излучения организмов, выдвинувшего концепцию биологического поля. Нельзя не отметить труды других отечественных ученых в этой области: Тарусова, Бурлаковой, Гуляева, Казначеева, Ашмарина, Галь, Дульнева и др., их научных школ, работы которых докладываются в течение многих лет на многочисленных Международных научных конференциях, а в МГУ им. М.В. Ломоносова проходят Гурвичевские чтения.

Хочется начать с того, что каждому уровню организации материи соответствует специфическая форма движения. Между формами движения существует генетическая связь (человек – маленькая вселенная по Галену или микрокосм по Демокриту и Парацельсу). Очевидно, что высшие формы движения возникают на базе низших, однако, вопреки редукционизму первые качественно специфичны и несводимы ко вторым, например, биологическая к химической и физической. В этой связи следует обратить внимание на известное из естественных наук правило подчиненности (Барталанфи), которое прослеживается во всех областях знаний и в социальной сфере.

Самоуправляемая система более высокого порядка включает системы низкого порядка, определяя их целевые функции (руководя ими).

Но существует и обратная связь:

Изменения на более низком (подчиненном) уровня организации не могут не отразиться на более высоком (Егоров).

Как отмечал Гален, цель части в целесообразности всей структуры.

Так, общество – многоликое, неустойчивое и подвижное – не может не влиять на власть, на решения, принимаемые ею, а власть осуществляет руководящие функции, делегированные ей обществом. При этом она в процессе осуществления своей деятельности должна руководствоваться законом исходного уровня (Вильдера-Лейтеса):

Если система работает на уровне максимальных возможностей, то дальнейшая стимуляция снижает этот уровень, а если на минимальном уровне, то повышает

Действие этого закона проявляется, например, в ситуации, когда для выполнения производственной задачи члены коллектива испытывают перегрузки. Любая дополнительная нагрузка даже в малой дозе только понижает уровень их активности, а значит и возможность решения задачи. Снижение прессинга руководства на коллектив, например, кратковременный и своевременный отдых, дает возможность увеличить работоспособность и достичь максимального эффекта.

Еще один закон следует принимать во внимание при осуществлении прогнозов и постановки задач это физиологический закон опережающего отражения (Анохин):

Живой организм, чтобы обеспечить выживание, должен заранее готовиться к тем внешним воздействиям, которые жизненно важны для него.

По Галену природа имеет свойство предвидеть, а потому, создавая тот или иной орган или организм, заранее заботится о его защите от повреждений. Здесь можно привести как медицинские, так и многочисленные исторические примеры. В частности, предвидения возможных катаклизмов и своевременные действия правителей (Александр III), или же их недальновидность (Николай II). Частным случаем являются тренировки спортсменов перед соревнованиями, а также подготовка специалистов профессий, связанных со значительными физическими нагрузками.

Таким образом, многие законы биологии неизбежно проявляются и в социальной сфере. При этом особая роль отводится действию малых доз. Каковы же законы биологии малых доз и в чем их философское значение? Начать следует с положений синергетики – теоретической базы для открытых неравновесных самоорганизующихся систем, в том числе организмов и объектов социальной сферы. Ее создатель нобелевский лауреат бельгийский ученый русский по происхождению И.Р. Пригожин сформулировал следующие принципы синергетики.

1. К слабым воздействиям чрезвычайно чувствительны открытые неравновесные системы.

2. Поведение открытой неравновесной самоорганизующейся системы со множеством переменных будет определяться лишь одной самой неустойчивой из них (т.н. параметром порядка).

Ярким примером проявления последнего в сфере социальной жизни служит семья, например, болезнь ребенка. Очевидно, что все силы родителей направлены на его лечение. В результате и семейный ритм, и многие социальные функции семьи будут нарушены до тех пор, пока ребенок не выздоровеет.

Этому примеру в биологии соответствует закон минимума (Либих):

Если один элемент (или соединение) находится в недостатке в окружающей среде (или в организме), то он определяющим образом влияет на этот организм.

Например, в соответствии с представлениями Гиппократа болезнь проистекает от недостатка или избытка чего-либо, нарушающего равновесие. В частности нам надо остерегаться как переохлаждения, так и перегрева. Только нормальные условия сохраняют и поддерживают организм. Здоровье это равновесие количества и качества (Парацельс). И в этом, как и во всем остальном, наставником служит нам природа (Гален).

Еще один важный принцип, имеющий философское значение, это принцип Гельфанда-Цейтлина:

Система функционирует тем лучше, чем меньше ее отдельные части взаимодействуют друг с другом и с внешней средой.

Его проявление наблюдается на любом социальном уровне от семьи до человечества в целом. Этот принцип позволяет осмыслить с новой позиции философский тезис о том, что взаимосвязь абсолютна, а изолированность относительна. Прочные взаимосвязи в социуме должны способствовать увеличению степени свободы каждой личности, а не противоречить ей. При выполнении общей задачи оптимальное функционирование любой системы возможно только в этом случае.

Представим крепкую дружную семью, которая выполняет общую социальную задачу, - любящие родители, послушные дети. Взаимоотношения построены на доверии и уважении. Каждый член семьи свободен в принятии решений, ему никто не навязывает и не приказывает. Но свобода здесь не означает вседозволенность. Свобода одного не оборачивается несвободой другого или ограничением ее. То же мы наблюдаем и в рабочем коллективе. Оптимальным средством управления считается предоставление свободы в принятии решений для выполнения поставленной задачи, а в целом для достижения общей цели. Таким образом, взаимосвязи тем крепче, чем больше степень относительной свободы.

Обсуждая генетическую связь философии и естественных наук следует отметить, что задача современного естественнонаучного и философского знания - раскрытие закономерностей самоорганизации на разных уровнях развития материи. При этом диалектический принцип познания явлений реальности является универсальной философской методологией в ее изучении. Диалектические противоречия, как источник развития, когда противоположности переходят друг в друга, пребывая при этом в единстве и противоречии одновременно, демонстрируют свою универсальность как в микро-, так и в макросистемах, на всех уровнях организации материи. Это иллюстрирует правило интенсивности (Гурвич-Пономаренко):

Высокоинтенсивные физические факторы оказывают неспецифическое действие, а низкоинтенсивные и малые дозы – специфическое.

Оно красноречиво проявляется в социуме. Например, разговор о возможном сокращении штатов в производственном коллективе вызывает специфическую реакцию у каждого члена группы - от полного бездействия до чрезмерного повышения активности – это действие малых доз. Известия же об увольнении определённых лиц (относительно большие дозы) вызывает неспецифическую реакцию.

В связи с указанным правилом и с ролью малых доз вообще любопытно привести соображение Парацельса о том, что сила воображения это главное в медицине. Она может вызвать как болезнь, так и излечение от нее. «Сила веры сильнее силы тела. Сила духа может противостоять любой болезни. Амулет лечит потому, что в него верит тот, кто его носит».

Отмеченное выше диалектическое противоречие отражается в законе Йеркса-Додсона:

Ответ организма на любое воздействие характеризуется двухфазным развитием стресса: первая – активация, вторая – угнетение. Новый уровень адаптации через активацию и подавление – это единство и борьба двух начал.

Исследователям, работающим в области биологии малых доз, очевидно, что многие ее феномены близки явлениям квантовой механики. Так, известный в медицине «эффект близнецов», когда они, находясь на большом расстоянии друг от друга, испытывают физическую взаимосвязь, вплоть до возникновения аналогичных заболеваний, соответствует парадоксу ЭПР (Энштейна-Подольского-Розена):

«Если элементарные частицы когда-либо взаимодействовали друг с другом, то они остаются в постоянной зависимости друг от друга».

Этот процесс мы наблюдаем и в межличностных отношениях. Отсутствие чувственного контакта не мешает помнить другого человека, например, руководствоваться мнением друга долгие годы. При этом, по мнению Парацельса, один человек может передать другому свои мысли усилием воли и воображения на любом расстоянии, но это спорно.

В квантовой механике известно, что только единичные измерения достоверны. То же относится к социуму. Здесь каждый человек уникален и только единичные измерения и определения являются ключом к пониманию личности, а в медицине - к достижению здоровья. Массовая медицина неэффективна. Результат лечения определяется только индивидуальным подходом к пациенту в соответствии с известным принципом Гиппократа: «лечить не болезнь, а больного». Он считал необходимым, чтобы окружающие проявляли внимание к больному, а врач ободрял и поддерживал его своим спокойствием и уверенностью.
Выступление зав. кафедрой философии и общественных дисциплин ФГБОУ ВПО МГАВМиБ им. К. И. Скрябина профессора Ларионовой И.С.

Биология малых и сверхмалых доз – анимавитология сегодня является одним из перспективных направлений в науке. По сути, проблема биологического действия химических и физических факторов, соответственно, сверхнизких концентраций и интенсивностей это составляющая одной большой проблемы – сверхслабого, «триггерного» (спусковой крючок), воздействия на организмы. Ее история уходит корнями в глубокую древность, ее традиции, обряды и культы, ее философию. «Природа светит человеку во тьме незнания невидимыми лучами, но этот свет видят не все. Только тот, кто научился улавливать невидимый свет природы, может познать ее сущность» - отмечал Парацельс.

Сегодня можно говорить о том, что биология малых доз формируется как самостоятельное бурно развивающееся перспективное научное направление, требующее серьезного философского осмысления. Поиск общих закономерностей развития природы и общества, проблема аналогии всегда была актуальной сферой философского исследования. Между философией и конкретными науками с древних времен существовала и существует органическая связь, что вызывает необходимость философского анализа целого ряда проблем самой науки.

Обсуждая генетическую связь философии и естественных наук следует отметить, что задача современного естественнонаучного и философского знания - раскрытие закономерностей самоорганизации на разных уровнях развития материи. При этом диалектический принцип познания явлений реальности является универсальной философской методологией в ее изучении. Диалектические противоречия, как источник развития, когда противоположности переходят друг в друга, пребывая при этом в единстве и противоречии одновременно, демонстрируют свою универсальность как в микро-, так и в макросистемах, на всех уровнях организации материи.

Из всего сказанного следует, что биология малых доз требует нелинейного мышления, философских подходов к изучению слабых системных явлений как на микро-, так и на макроуровнях, поскольку философское диалектическое мышление, философский принцип системности применимы к изучению всех структурных уровней организации материи от механической до социальной форм ее движения, что отражает единство материального мира. В свою очередь анализ биологии малых доз (анимавитологии), ее фундаментальных принципов обогащает новым пониманием все сферы философского знания: онтологию (учение о бытии), гносеологию (учение о познании), философскую антропологию (учение о человеке), аксиологию (учение о ценностях), социальную философию (учение об обществе).

В заключение следует отметить, что философский принцип системности как методология научного познания основан на том, что каждый объект как элемент системы имеет множество свойств, которые раскрываются при взаимодействии с другими объектами. Каждый объект находится в закономерной связи с другими объектами и принимает участие во взаимодействии с таковыми. Не существует объектов, которые бы существовали вне каких-либо связей и взаимодействий. Именно в учете всесторонних взаимодействий объектов между собой и состоит один из существенных принципов диалектики как отражение всеобщей взаимосвязи в процессе познания человеком мира. Он вытекает из известного закона Маха: «Все влияет на все», который перефразирует тезис Парацельса о том, что все во Вселенной взаимосвязано. Методологически правильные ориентиры, данные диалектикой, помогают избрать верный путь исследования, избежать многих ошибок, отклонений, не тратить напрасно силы и драгоценное время на бесперспективные усилия и ненужные действия. Все это, и философский принцип системности, и диалектика как методология научного познания отражено в законах биологии малых доз - анимавитологии. При этом важно помнить о том, что «если что-то вопреки законам природы, то значит не все законы мы знаем» - Парацельс.
Выступления преподавателей ФГБОУ ВПО МГАВМиБ им. К. И. Скрябина
1. Зам. зав. кафедрой неорганической и аналитической химии доцент Воробьева Н.И.

Цель дисциплины – дать теоретические и практические знания в области биологии малых доз физических и химических факторов, их роли в экологии. Здесь рассматривается классификация таких воздействий, принципы их биологического действия в сравнении с большими дозами, феноменах такого воздействия, его механизмах и мишенях.в клетке и в организме в целом. Эти знания должны обеспечить самые современные представления об окружающем нас мире, особой роли информационных взаимодействий в нем. Они помогут не только в теоретической, но в практической деятельности в области биохимии, экологии, медицины и ветеринарии.
2. Ученый секретарь ветеринарно-биологического факультета доцент кафедры неорганической и аналитической химии Кордонская М.А.
Дисциплина «Малые дозы в биологии» относится к циклу Б.2 «Математический и естественно-научный цикл». Для изучения дисциплины нужно знать строение мира, его физические и физико-химические закономерности; понятия, концепции и законы химии, физики и биологии; экологию, ее специальные разделы, такие как экологическая физика и химия, биохимию, общую биологию и биологию клетки; физиологию, в частности электрофизиологию и физиологию высшей нервной деятельности, этологию; фармакологию. Обучающийся должен уметь осуществлять необходимые математические расчеты, излагать и критически анализировать базовую информацию; использовать свои знания для прогнозирования последствий того или иного воздействия на биосистемы разного уровня.
3. Ученый секретарь НСО ВБФ доцент кафедры неорганической и аналитической химии Сильвестрова И.Г. представила компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: приобретение новых знаний и формирование суждений по научным, специальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3); использование в познавательной и профессиональной деятельности базовых знаний в области естественных наук (ОК-6); демонстрация способности к письменной и устной коммуникации на родном языке, навыков культуры социального и делового общения (ОК-10); использование основных технических средств в профессиональной деятельности: работа на компьютере и в компьютерных сетях, использование универсальных пакетов прикладных компьютерных программ, создание базы данных на основе ресурсов Internet, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12); проявление творческих качеств (ОК-14); правильная постановка цели, проявление настойчивости и выносливости в их достижении (ОК-15); забота о качестве выполняемой работы (ОК-16); умение работать самостоятельно и в команде (ОК-18); умение понимать, излагать и критически анализировать получаемую информацию (ПК-17); умение пользоваться нормативными документами, определяющими организацию борьбы с нарушениями окружающей среды (ПК-20).
4. Выступление преподавателя химии мини-школы ЮВАО Петраковой Л.Ф., которая ознакомила с тем, что должен знать обучающийся в результате освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать основные понятия, концепции и законы биологии и экологии малых доз, классификацию физических и химических воздействий на организм в малых дозах,, сточники малых доз в окружающей среде, механизм и последствия такого воздействия на организм, клеточные мишени малых доз, экологические и медицинские аспекты их биологического действия.

Он должен уметь использовать знания физики, химии и биологии для анализа воздействия разного рода факторов в малых дозах на организм, анализировать источники малых доз в окружающем мире, их последствия для организма, применять понятия и концепции биологии и экологии малых доз на практике, предлагать методы использования малых доз в биологии, медицине, ветеринарии, а также владеть знаниями биологии малых доз для решения конкретных медицинских и экологических задач и методами оценки биологического действия малых доз.

5. Выступление заведующего кафедрой неорганической и аналитической химии ФГБОУ ВПО МГАВМиБ им. К.И. Скрябина профессора Егорова В.В., который ознакомил с содержанием разделов дисциплины.
Содержание разделов дисциплины

1. Основные понятия и законы биологии малых доз.

Доза. Область Вина и область Релея-Джинса. Триггер. Опережающее отражение (по Анохину). Парадоксальная зависимость. Гормезис. Биологическая инверсия. Зона молчания. Острое и хроническое воздействие.

Теория стресса Селье. Общий закон раздражения. Закон Кирхгофа. Закон Вебера-Фехнера. Закон Йеркса-Додсона. Принцип Гельфанда-Цетлина. Правила 10% (Баера), 20% (Фейгенбаума) и 30% (Блюменфельда). Принцип Анохина и принцип Маха.


2. Воздействие на организм в малых дозах.

Химические факторы

Экзо- и эндогенные химические факторы. Микроэлементы. Соединения в микродозах (мутагены, яды, феромоны, гормоны, ферменты, рецепторы и т.п.), их роль.

Химические факторы в малых дозах. Работы Шангина-Березовского и Ж. Бенвенисто. Правило Парцельса и принципы Ганнемана. Сильные и слабые стороны медицины малых доз, ее научное обоснование - работы Ашмарина и Бурлаковой.

Физические факторы

Физические факторы в малых дозах, их классификация по времени воздействия, по природе, по силе воздействия, по специфичности.

Звук.

Природа звука. Влияние акустического звука на растения и животных. Механизм биологического действия звука. Медицинские аспекты. Инфразвук. Ультразвук.

Давление и гравитация.

Свет

Природа света. Влияние света на растения. Видимый свет. Механизм действия света на растения. Длительность освещения. Фотопериодизм. Длина световой волны. Красный свет. Синий свет. Зеленый свет. Инфракрасный свет. Температура. Ультрафиолетовое излучение.

Воздействие света на человека и животных. Видимый свет

Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение. Температура.

Электромагнитное СВЧ и КВЧ излучение. Медицинские аспекты

Радиация

Действие радиации на растения. Действие радиации на простейших и животных. Острое облучение. Хроническое облучение.

Механизм действия малых доз радиации. Медицинские аспекты

Электромагнитные поля

Влияние электромагнитных полей на растения. Постоянное поле и постоянный ток. Переменное поле и переменный ток.

Влияние электромагнитных полей на животных. Природные поля. Искусственные постоянные поля.

Искусственные переменные поля. Низкочастотные поля. Высокочастотные поля.

Механизм действия электромагнитного поля и электротока

Медицинские аспекты

3. Поля и излучения организма.

Введение в электрофизиологию. Происхождение клеточных потенциалов, их роль. Рецепторы и механизм их действия. Электрические системы организма.

Сверхслабое свечение организмов. Работы Тарусова, Гурвича, Веселовского, Журавлева. Феномены полей и излучений организма, их биологическая роль. Медицинские аспекты.

4. Деление на малые и сверхмалые дозы

Малые дозы. Сверхмалые дозы.Сравнение феномены малых физических и химических доз.

Механизм действия малых доз. Сравнение действия факторов разной интенсивности. Сравнение действия разных доз.

5. Клеточные мишени малых доз.

Малые ионы и молекулы. Вода. Биомолекулы. Влияние малых доз и низких частот на ферменты. Мембраны. Изменение структуры и свойств малыми дозами и слабыми воздействиями. ДНК и РНК.

Далее были выступления школьников и присутствующих (не приводятся в связи с отсутствием стенограммы).
Заключительное слово председателя круглого стола заведующего кафедрой неорганической и аналитической химии ФГБОУ ВПО МГАВМиБ им. К.И. Скрябина заслуженного деятеля науки РФ профессора Егорова В.В.

Дисциплина «Малые дозы в биологии» формирует у учащихся современные представления об окружающем мире, его законах. Она является тем базисом, на котором строится знание взаимодействия и взаимовлияния неорганического и органического, т.е. биологического мира – мира живых существ. Этот предмет может и должен стать основой экологического образования и в школе и в вузе, стартовой платформой для освоения специальных дисциплин в высшей школе.

При проведении аудиторных занятий по дисциплине должно быть предусмотрено проведение деловых игр с разбором конкретных химических задач, компьютерных тестов. При проведении самостоятельной работы предусматриваются: работа с учебной и методической литературой, конспектами лекций и лабораторных работ; работа в библиотеке, работа с Интернетом; выполнение домашних заданий; участие в олимпиадах, в работе школьных научных конференций, симпозиумов, диспутов и другие способы повышения и закрепления знаний.

Для текущего контроля усвоения теоретического материала, изложенного на лекциях и практических занятиях, подготовлен список вопросов, включающий все темы. Этот перечень служит основой для самоконтроля и проверки знаний. Ключевые и трудно усеваемые моменты обсуждаются на практических занятиях и там же проводится устный опрос. Для текущего контроля степени освоения каждого из разделов программы предлагаются наборы тестов.

Участники круглого стола
Руководитель НСО ВБФ ФГБОУ ВПО МГАВМиБ им. К.И. Скрябина

зав. кафедрой неорганической и аналитической химии заслуженный деятель науки РФ профессор Егоров В.В.
Секретарь НСО ВБФ доцент неорганической и аналитической химии

Сильвестрова И.Г.
Зав. кафедрой философии и общественных наук профессор

Ларионова И.С.
Зав. кафедрой физики и биофизики доцент Новиков В.Э.
Доценты кафедры неорганической и аналитической химии:

Воробьева Н.И.

Кордонская М.А.

Преподаватель химии мини-школы ЮВАО

Петракова Л.Ф.

Учащиеся школ ЮВАО:


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск