Тема урока: «Метаболизм: единство противоположностей»
Тип урока: семинарское занятие.
Цели урока:
Образовательно–развивающие:
Применение опорных понятий: обмен веществ, обмен белков, жиров, углеводов, пищеварение, всасывание.
Развитие общеучебных умений: оперировать понятиями, определять, делить понятия, формулировать суждения, строить устный ответ, анализировать ответ.
Развитие специальных умений: находить связь между строением пищеварительного канала и его функцией, сравнивать виды обмена веществ: энергетический и пластический.
Воспитательная цель: формирование у учащихся диалектико – материалистического мировоззрения на основе формирования категорий: причина – следствие, единство – многообразие.
Оборудование: компьютерный проектор, презентация по темам выступления, раздаточный материал: карточка №2 (вопрос - суждение), карты успеха, критерии оценок.
Заявка на оценку:
«5» - 13 баллов и выше,
«4» - 10 – 12 баллов,
«3» - 7- 9 баллов.
Критерии оценки:
вопрос – понятие 1 балл
вопрос – суждение -1-2 балла
ответ на вопрос – сужение – 1-2 балла
ответ на вопрос- понятие – 1-2 балла
умозаключение – 3 балла
дополнение – 1-2 балла
возражение – 1-3 балла
версия – 1-3 балла
выступление от группы – 1-6 баллов
анализ ответов -1-3 балла
поощрительные баллы:
основание деления – 1-3 балла
нестандартные мысли – 1-3 балла
дисциплина -1 балл
скорость работы -1 балл
осанка -1 балла баллы снимаются:
нарушение дисциплины1-3 балла
некорректное поведение 1-3 балла Конспект урока:
Подготовительный этап:
Заранее – перечень вопросов, подлежавших обсуждению:
1) Почему обмен веществ является основным свойством живого организма?
2) Каким образом в организме человека осуществляется метаболизм белков?
3) Почему углеводный обмен является основой мышечной работы человека?
4) Чем объяснить, что метаболизм жиров отличен от обмена белков и углеводов?
2. Список рекомендуемой литературы.
3. Анкета обратной связи: 5 вопросов – суждений к каждому пункту, обсуждаемому на семинаре.
4. Выбор арбитра, осуществляемого учет и контроль работы всех участников семинара, выбор согласительной комиссии, члены которой разрешают возникающие между участниками семинара споры.
Этапы урока,
время .
| Деятельность учителя
| Баллы
| Деятельность учащихся
| I.
1.1.
| Оргмомент.
Проверка готовности к уроку: наличие анкет обратной связи
|
| Демонстрируют арбитру анкеты обратной связи, выставляют заявку на оценку:
«5»- 20 вопросов –суждений,
«4» - 16 -19 вопросов – суждений,
«3» - 10 – 15 вопросов - суждений
| II.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
| Доклад по первому вопросу семинара
«Почему обмен веществ является основным свойством живого организма?» (слайды 1-7 презентации)
Дополнение по обсуждаемому вопросу.
Анализ выступления
Выступление согласительной комиссии.
| 6 – за выступление
1-3
1-3
| Учащиеся по выбору учителя выступают по 1 теме семинара, время выступления 5-7 минут.
Композиция доклада: тезис, вступление, основная часть, вывод.
После выступления докладчику задается от 3 до 5 вопросов- суждений из анкет обратной связи учащихся. На обдумывание ответа – 10 сек. Анализ ответов на вопросы: учащиеся повторяют вопрос, пронимает ответ или отвечает, если ответа не было или был частичный. (если ответ полный, выступающий получает 2 балла, если неполный, то 1 балл – задающему вопрос, один – отвечающему; нет ответа – 2 балла получает задавший вопрос)
-
Дополняют по желанию.
Анализируют:
1.Логичность выступления: последовательность, доказательность; - 4 балла,
2. Поведение при выступлении: выразительная мимика, осанка, дикция, использование ИКТ, связь с аудиторией. – 2 балла. Выступившие уточняют количество баллов за ответ.
| III 3.1 3.2 3.3. 3.4
| Доклад по второму вопросу семинара:
«Каким образом в организме человека осуществляется метаболизм белков?» ?» (слайды 8 -15 презентации)
Дополнение по обсуждаемому вопросу.
Анализ выступления Выступление согласительной комиссии.
| 6 – за выступление
1-3 1-3
| По алгоритму к первому вопросу
| IV
4.1 4.2 4.3. 4.4
| Доклад по третьему вопросу семинара: «Почему углеводный обмен является основой мышечной работы человека?» ?» (слайды 16 -21презентации)
Дополнение по обсуждаемому вопросу.
Анализ выступления
Выступление согласительной комиссии.
| 6 – за выступление
1-3 1-3
| По алгоритму к первому вопросу
| V.
5.1 5.2 5.3. 5.4
| Доклад по четвертому вопросу семинара: «Чем объяснить, что метаболизм жиров отличен от обмена белков и углеводов?» (слайды 22- 29 презентации)
Дополнение по обсуждаемому вопросу.
Анализ выступления Выступление согласительной комиссии.
| 6 – за выступление
1-3 1-3
| По алгоритму к первому вопросу
| VI.
| Анализ семинарского занятия.
Ответьте на ключевые вопросы сегодняшнего семинара:
1) Почему метаболизм можно характеризовать как единство противоположностей?
2) Каким образом два разных процесса происходят в содержимом клетки, не мешая друг другу?
|
| Самооценка .
Изложение выводов по теме.
Возможные ответы учащихся:
Метаболизм это совокупность реакций синтеза и распада, при этом при реакциях распада выделяется энергия, необходимая для реакций синтеза, во время реакций синтеза - образуются вещества богатые энергией, которые используются для реакций распада. Без ферментов, синтезированных при реакциях синтеза, не смогут протекать все реакции в клетке.
Синтез и распад протекают в различных органоидах клетки, реакции распада отграничены мембранами митохондрий.
| VII
| Домашнее задание: изобразить отношения между изученными понятиями в виде кругов Эйлера.
|
|
| Диагностика знаний по теме: «Обмен веществ».
| выступление
| Вопросы- суждения
| Возражения
| Дополнение
| Анализ ответа
| Анкета обратной связи
| 1.ф. и. учащегося
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |