Скачать 119.64 Kb.
|
Конспект урока по химии в 11 классе «Гидролиз неорганических веществ» с использованием информационно-коммуникационных технологий (презентация прилагается) УМК Учебник. О.С.Габриелян. Учебник для общеобразовательных учреждений. «Химия. 11 класс. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2007. Цели урока:
Задачи урока: 1.учебные:
2.развивающие:
3.воспитательные
Тип урока. Изучение нового материала, лекция с элементами самостоятельной работы, эксперимент Вид урока. Проблемно-исследовательский Место урока в программной теме. Тема 2. Химические реакции. Урок № 22 Реактивы и оборудование: NaCl, Na2CO3, NH4Cl, NH4CN, лакмус, пробирки. Компьютер, проектор, диск с презентациями поэтапного показа схем проведения опыта по гидролизу солей и анализа его результатов. Пояснительная записка: Данный урок является 22 уроком 2 раздела «Химические реакции» УМК Учебник. О.С.Габриелян. Учебник для общеобразовательных учреждений. «Химия. 11 класс. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2007. Урок разработан с применением технологии критического мышления. Ход урока. I.Организационный этап (1 минута.) Приветствие учеников, знакомство с изучаемой темой, постановка цели. Единственный путь, Ведущий к знанию,- Это деятельность. «Шоу» II Этап проверки домашнего задания (5 минут) Подготовка учащихся к восприятию лекции. Прежде чем мы с вами начнём такую серьёзную тему как гидролиз, давайте совершим экскурс в пройденный материал. И так поговорим о классах веществ. 1.Какие классы веществ вы изучили? (кислоты, основания и соли). 2.Приведите примеры кислот и оснований . (NaOH, KOH, NH4OH, Cu(OH)2, Zn(OH)2, Al(OH)3, H2SO4, HNO3, HClO4, HCl, HMnO4, HI, HBr, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, HF, HNO2)).(Слайд № 2) 3.Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами? 4.Исходя из приведённых выше формул выпишите отдельно сильные и слабые электролиты (сильные: NaOH, KOH, H2SO4, HNO3, HClO4, HCl, HMnO4, HI, HBr; слабые: , NH4OH, Cu(OH)2, Zn(OH)2, Al(OH)3, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, HF, HNO2 (Слайд №3) 5.Что показывает степень электролитической диссоциации? 6.Как индикаторы изменяют свой цвет в кислой и щелочной среде? Какие вы знаете индикаторы? (Слайд №4) Что представляют собой соли? (производные кислот и осноаний0 III. .Этап изучения новых знаний и способов деятельности (30 минут) Вы знаете, что любую соль можно представить как продукт взаимодействия основания и кислоты. А основания и кислоты как вы заметили, имеют разную степень диссоциации, следовательно, может образоваться четыре типа солей. (Слайд №5,6). Мы только что выяснили, что в кислотах и основаниях индикаторы меняют свой цвет. А что будет, если мы проверим растворы солей на индикатор? Учащимся предлагается экспериментально исследовать среду четырёх выданных растворов (NaCl, Na2CO3, AlCl3, Al2S3)/ Почему в одном случае индикатор меняет цвет, а в другом нет? (Учащиеся предполагают среду раствора) Давайте попробуем разобраться с этим в месте. Вам были выданы растворы солей. Что кроме соли ещё присутствует в растворе? -Совершенно верно, вода. Вода вступает в реакцию с солями, она их разлагает. Разложение-лиз, вода–гидро. Вот и пришли мы с вами к изучаемой на этом уроке теме Гидролиз
Гидролизу подвержены соединения различных классов. Рассмотрим один случай – гидролиз солей. В реакцию гидролиза вступают соли, образованные слабой кислотой и сильным основанием, сильной кислотой и слабым основанием, слабой кислотой и слабым основанием. Соли образованные сильной кислотой и сильным основанием гидролизу не подвергаются.
Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли. NaCN + НОН НCN + NaOH Полное ионно–молекулярное уравнение Н+ + CN- + Na+ + HOH НCN + Na+ + OH- Краткое ионно–молекулярное уравнение CN- + НОН НCN + ОН- ; ОН- > Н+=> среда щелочная Рн > 7. Сила побеждает! По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:
2)Пример: Соль сильного основания и слабой кислоты при гидролизе даёт в растворе гидроксид ионы (ОН-) и кислые соли. (Слайд № 10,11) Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли Na2CO3 ↔ 2Na+ + СO32– Н2O ↔ Н+ + ОН– Полное ионно–молекулярное уравнение 2Na+ + СO32– + Н2O ↔ 2Na+ + HCO3– + ОН– Краткое ионно-молекулярное уравнение СO32– + Н2O ↔ НСO3– + ОН– ОН- > Н+ среда щелочная, Рн > 7. Молекулярное уравнение. Na2CO3+ Н2O → NaHCO3 + NaОН. При этом гидролиз не доходит до конца, т.к. накопление в растворе гидроксид-ионов препятствует образованию угольной кислоты(Н2СО3). 3) Пример: (сильная кислота и слабое основание). (Слайд №12,13) Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли NH4Cl NH4+ + Cl- Полное молекулярно-ионное уравнение NH4+ + Cl- + НОН NH4 ОН +Н+ + Cl- Краткое ионно-молекулярное уравнение NH4+ + НОН NH4 ОН +Н+; Н+ > ОН- => среда кислая, Рн < 7 По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:
4) Пример: Соли сильных кислот и слабых оснований гидролизуются ступенчато с образованием основных солей и в водном растворе накапливаются ионы водорода; (Слайд № 14,15) Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли АlCl3 Аl+3 + 3Cl – Н2O ↔ Н+ + ОН– Полное ионно–молекулярное уравнение Аl+3 + 3Cl - + НОН 3Cl - +Н+ + Аl ОН +2 Краткое ионно-молекулярное уравнение Аl+3 + НОН Н+ + Аl ОН +2; Н+ > ОН- => среда кислая, Рн < 7. Молекулярное уравнение. АlCl3 + НОН Аl (ОН)Cl2 +НCl Вторая ступень: Аl(ОН)Cl2 Аl ОН +2 + 2Cl – Полное ионно–молекулярное уравнение АlОН +2 + 2Cl - + НОН 2Cl - +Н+ + Аl(ОН)2+ Краткое ионно-молекулярное уравнение АlОН +2+ НОН Н+ + Аl(ОН)2+; Н+ > ОН- => среда кислая, Рн < 7. Молекулярное уравнение. Аl(ОН)Cl2 + НОН НCl + Аl(ОН)2Cl По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь: До конца гидролиз не идёт, так как накапливающиеся в растворе ионы водорода препятствуют образованию слабого основания (Аl(ОН)3). Реакция идёт по катиону. Сложнее протекает гидролиз солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой. При этом в реакции гидролиза участвуют и катионы, и анионы соли, связывающие соответственно гидроксид – ионы и ионы водорода воды. Поэтому реакция среды в результате гидролиза определяется относительной силой образующихся слабой кислоты и слабого основания и, в частности, может быть близка к нейтральной, хотя гидролиз протекает практически полностью. 5)Пример: (слабое основание и слабая кислота) Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли. (Слайд № 16,17) Al2S3 + 6H2O-->2Al(OH)3 + 3H2S По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:Такие соли в водных растворах существовать не могут гидролизуются в растворе до свободной кислоты и свободного основания.. Гидролиз по катиону и аниону. 6)Пример: (слабое основание и слабая кислота) Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли. СН3СОО NH4 СН3СОО- + NH4+ Полное ионно-молекулярное уравнение СН3СОО- + NH4+ + НОН СН3СООН + NH4 ОН Для того чтобы определить среду в данном процессе мы должны узнать константы ионизации образующихся веществ (в справочнике). Константы ионизации уксусной кислоты и гидроксида аммония равны соответственно: К(СН3СООН) = 1,76×10-5 и К(NH4 ОН) = 1,79×10-5 => среда при гидролизе этой соли нейтральная. NH4CN NH4+ + CN- NH4+ + CN- + НОН NH4ОН + НCN К(НCN) = 7,2×10-10 => среда щелочная. Гидролиз формиата аммония: НСОО NH4 НСОО- + NH4+ НСОО- + NH4+ + НОН НСООН + NH4 ОН К(НСООН) = 1,8×10-4 а К(NH4 ОН) = 1,79×10-5 => среда слабо кислая. По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:
7). Пример: Рассмотрим гидролиз соли образованной сильной кислотой и сильным основанием (NаCl).(Слайд № 19,20) Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли Ученики делают вывод: Соли образованные сильной кислотой и сильным основанием гидролизу не подвергаются IV.этап первичной проверки понимания изученного Учитель проверяет понимание ключевых моментов урока таких, как: Что происходит с солями в водном растворе? Какого типа соли бывают? Что такое гидролиз? V этап закрепление изученного материала (работа в группах-6 групп) (5минут) . Задание: ( Слайд № 20) 1• Какую реакцию будут иметь водные растворы следующих солей: 1 вариант 2 вариант а) нитрата цинка (II) а) хлорид меди (II) б) сульфата калия б) сульфита натрия в) сульфида натрия в) нитрата бария
. Ответы на вопросы (Слайд № 22-24) VI.этап обобщения и систематизации(работа в группах-4 группы, обмениваются результатами), (2 минуты)
VII этап информации о домашнем задании (1 минута) 1. § 18, № 1-11. 2. Пользуясь следующей таблицей, приведите свои примеры солей, которые будут иметь, кислую, щелочную и нейтральную реакцию, и напишите к ним ионные уравнения гидролиза. (Приложение 2) 3.Выполните задания которае опубликованы на сайте «В контакте. Ru», в заметках, материал ЕГЭ выполнить (Приложение 1) VIII. Заключительный этап урока(1 мин.) РЕФЛЕКСИЯ 1)Рефлексия T.: Возьмите таблички. (Они заранее разложены на столах учащихся). Возьмите ручки и поставьте плюсы, если вы считаете, что степень ваших знаний и умений изменилась, сможете ли вы теперь без помощи учителя определять среду раствора солей? 2)Подведение итогов (1 мин.) Беседа учителя с учащимися. Учитель рассказывает о большом практическом значении гидролиза для человека, касаясь органических веществ: спиртов, сложных эфиров, жиров, мыла, крахмала, целлюлозы, которые учащиеся подробно изучали в 10 классе. Подводится контроль результатов работы учащихся на уроке с аргументацией поставленных оценок: пояснением активности их работы, правильности ответов и уровня сложности задания. (Учитель выставляет отметки.) Спасибо за урок, до свидания. . Разработка Конспект урока по химии в 11 классе «Гидролиз в неорганической химии». УМК Учебник. О.С.Габриелян. Учебник для общеобразовательных учреждений. «Химия. 11 класс. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2007. План-конспект урока по химии разработан учителем высшей квалификационной категории МОУ «Лямбирская СОШ №1» Громовой Ольгой Ильиничной (педагогический стаж -29 лет) Дополнительная учебная литература для учащихся: 1.О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов, А.Г.Введенская. «Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. 11 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений», М.: Дрофа, 2008. 2. О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. Химия. Материалы для подготовки к ЕГЭ. », М.: Дрофа, 2008. 3. О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов, П.В.Решетов Задачи по химии и способы их решения 10-11 классы. М.: Дрофа, 2006. Учебно- методическое обеспечение
- оборудование и приборы:
- электронные пособия: Электронные диски «Кирилл и Мифодий»
Учебно-методическое обеспечение для учащихся: 1. Школьный практикум. Химия 10-11 класс/ М.М. Зуева, Н.Н. Гара, 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2003, Химия. 2. Тесты для повторения и подготовки.-Никитюк Т.В., Никитюк А.М., Остроумова И.Г./Саратов: Лицей, 2006, 3. http://interneturok.ru/ 4. http://www.shishlena.ru/ 5. http://school-collection.edu.ru/ 6. http://nigma.ru 7. http://www.xumuk.ru/ |