Скачать 90.06 Kb.
|
3. Ф.И.О. педагога: Огрина Светлана Юрьевна, МОУ СОШ №28 г.Саранска 4. Программно - методическое обеспечение: программа: 0.С. Габриелян (для базового уровня), учебник: 0.С. Габриелян. Химия. 8 класс. - М.: Дрофа, 2003. – 208 с. 5. Тема урока: Урок-исследование по теме «Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем». О, физика – наука из наук! Все впереди! Как мало за плечами! Пусть химия нам будет вместо рук. Пусть станет математика очами. Не разлучайте этих трех сестер Познания всего в подлунном мире, Тогда лишь будет ум и глаз остер И знанье человеческое шире. (отрывок из поэмы М. Алигер “Ленинские горы”) Задачи урока:
Оборудование: весы с разновесами, мерный цилиндр, химический стакан, столовая ложка, фильтровальная бумага, чашка-Петри, одноразовые стаканчики, салфетки, формулы на магнитной доске, таблицы «Весы» и «Мерный цилиндр». Вещества: сахар-рафинад, вода, вода газированная (минеральная). ХОД УРОКА
Мотивационный этап урока. Звучит эпиграф. Эти строки раскрывают связь химии с другими естественными науками, причем об этом говорил ещё М.В. Ломоносов более двух веков назад, актуальной является эта мысль и сейчас. Из уроков физики и математики вы узнали, что для изучения окружающего мира недостаточно только наблюдать и описывать явления и предметы, необходимо их характеризовать также количественно. Из курса физики известно определение физической величины: физическая величина – это определенная характеристика тела, которая может быть измерена. вы знаете некоторые физические величины. Назовите их. Каждая величина имеет обозначение и единицу измерения. Например, время обозначается t, и измеряется в с., мин., час. А с какой новой величиной мы познакомились на предыдущих уроках? Представим себе, что мы пошли в магазин и хотим купить конфеты. Какую физическую величину будет использовать продавец, чтобы нам их взвесить? А что будет делать продавец, если я попрошу у него 1 моль конфет? Он их начнет считать. И такое число конфет составит 6х1023.
Расскажу сегодня, что ли, О зловредной роли моли. Моль съедает шерсть и мех – Просто паника у всех…. Ну а в химии – изволь! Есть другое слово “моль” Прост, как небо и трава, Моль любого вещества. Но трудна его дорога: В моле так молекул много!
Масса 3 моль H2O составляет _______________ Масса 20 моль СО 2 составляет ____________
Теоретическое исследование (все решают задачу 1, а 4 ученика решают индивидуальные задачи) Задача 1. В стратосфере на высоте 20-30 км находится слой озона О3, защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не «озоновый экран» в атмосфере, то фотоны с большой энергией достигали бы поверхности Земли и уничтожали на ней все живое. Подсчитано, что в среднем на каждого жителя Саранска в воздушном пространстве над городом (вплоть до верхней границы стратосферы) приходится по 10 моль озона. Сколько молекул 03 и какая масса озона приходится в среднем на одного жителя Саранска? Задача 2. (решают самостоятельно) Рассчитайте объем, который занимает (при н. у.) порция газа, необходимого для дыхания, если в этой порции содержится 2,69 • 1022 молекул этого газа. Какой это газ? Далее 4 ученика, решавшие индивидуальные задачи, проводят взаимороверку, а решавшие самостоятельно все остальные - самопроверку(решение задачи приведено на доске) Практическое исследование. Теперь проведём исследование по практическому применению этих величин. Но для работы возьмем только две величины, определяющие n: это m и N. Приступаем к работе Задание №1. Мы каждый день употребляем сахар, например, когда пьем чай. Но вы когда-нибудь задумывались: 1. сколько моль сахара содержится в кусочке рафинада? 2. какое количество сахарозы вы выпиваете с чаем? Чтобы ответить на эти вопросы мы должны провести соответствующие измерения и расчёты Все расчёты вы будите делать в таблице, которая так и называется «Таблица расчётов» (показать и прокомментировать, отметить, что не все колонки в первом исследовании нужно заполнять, и на второй вопрос расчеты будут индивидуальны, в зависимости от количества сахара в чае). Также на каждом столе вы видите Инструкционную карту. В ней отмечены цели работы. Внимательно их прочитайте, выделите основную цель, и именно по ней вы будете делать вывод. В чашках-Петри несколько (2-3) кусочка рафинада. Какое это вещество? (Жидкое, твердое или газообразное). Для определения n мы должны знать массу, т.е. взвесить его. А все кусочки или один? Прежде чем это проделать, вспомни правила взвешивания (таблица «правила взвешивания» на доске). Для взвешивания в школьной химической лаборатории используют рычажные весы. С ними вы знакомились в 7 классе на уроках физики и научились ими пользоваться. Но кто забыл, вам в помощь Приложение 1. Очень быстро прочитайте и вспомните. После чего приступаем к взвешиванию одного кусочка рафинада. Все данные заносим в Таблицу расчётов. (на взвешивание и расчёты 7-10 мин.) Задание№2.Вам нужно приготовить сахарный сироп, например, для десерта (он готовится в отношении сахара к воде 2:1). Но с сахаром мы уже работали, теперь поработаем с водой. В каком она состоянии? (жидком, твёрдом или газообразном). И поэтому будем определять её объём. Для этого воспользуемся мерным цилиндром (таблица «определение объёма жидкости» на доске) Как говорится «Повторенье - мать ученья», т. к. пользоваться цилиндром, определять цену деления, вы знаете из курса физики 7 класса. Но кто забыл, очень быстро и внимательно читаем Приложение 2. После чего обращаемся к Инструктивной карте, пункт 5. В мерный цилиндр отмерьте 12 столовых ложек воды. Определите объём и ответьте на вопрос: Какое количество моль воды содержится в этом объёме? Все данные заносим в Таблицу расчётов. (на измерение и расчёты 5-7 мин.) Задание №3. Пока вы проводили расчёты, я вам разлила в стаканчики минеральную воду. Вы можете выпить её и ответить на вопрос: Сколько молекул этого напитка вы сейчас проглотили? Что нужно для этого знать? Все расчёты делаем в Таблице расчётов. (на выполнение 10 мин.) После того, как все расчёты сделаны, вы должны написать вывод по работе. Вывод: Зная массу вещества и объём, можно найти количество вещества, а по количеству вещества можно определить m, N, V, т.е. все эти величины взаимосвязаны. Кто выполнит и это задание, есть дополнительные задачи на карте исследования. (Выполняют их на листке Таблице расчётов). Приводят рабочее место в порядок, сдают тетради и таблицы. Приложение 1. Правила взвешивания.
Приложение 2. Измерение объёма с помощью мерного цилиндра.
а) найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины; б) вычесть из большего значения меньшее и полученное число разделить на число делений, находящихся между ними. 3. Вода у стенок сосуда немного приподнимается (смачивает стенки), а в средней части сосуда поверхность жидкости почти плоская. Глаз следует направлять на деление, совпадающее с плоской частью поверхности. 4. Запишите результаты измерения. Приложение 3. Таблица расчётов.
Итак, сформулируем вывод по исследованию: Зная массу вещества и объём, можно найти количество вещества, а по количеству вещества можно определить m, N, V, т.е. все эти величины взаимосвязаны. Рефлексия: Ребята, наш урок – исследование подошел к концу. Скажите, как вы себя чувствовали на уроке? На каких этапах урока вам было трудно? Какой вид работы вам был наиболее интересен?. Домашнее задание: Повторить п.13-16, задача 5 на стр.58 Карта исследования по теме: «Количество вещества. Моль. Молярная масса». Цель работы:
Оборудование: Весы с разновесами, мерный цилиндр, химический стакан, столовая ложка, фильтровальная бумага. Вещества: Вода, сахар рафинад. Порядок выполнения работы:
Дополнительные задачи:
Индивидуальные задачи ВАРИАНТ №1 1.Сколько моль составляют 6,2 г белого фосфора P4? 2. Найти количество вещества и массу 1,2х1023 молекул водорода. ВАРИАНТ №2
ВАРИАНТ №3
ВАРИАНТ №4 2. Сколько моль составляют 5,6 г кремния? 3. Найти количество вещества и массу 2,4х1023 молекул кислорода. . Ребята, наш урок – исследование подошел к концу. Скажите, как вы себя чувствовали на уроке? На каких этапах урока вам было трудно? Какой вид работы вам был наиболее интересен?. |