Скачать 71.37 Kb.
|
Справка по итогам тематического контроля "Состояние адаптации первоклассников" Расуева Х.М. заместитель директора по УВР В соответствии с планом ВШК во втором полугодии 2012 - 2013 учебного года осуществлялся тематический контроль за состоянием адаптации учащихся 1-х классов. Цель контроля:
Методы контроля: посещение уроков и внеклассных мероприятий, наблюдение, контроль режимных моментов; собеседование с учителями и родителями; диагностика стартовых возможностей учащихся. В ходе контроля выяснено следующее: Для смягчения периода адаптации учителями 1-х классов были использованы физкультминутки на уроках, игровые паузы, релаксационные пятиминутки. В течение I четверти ежедневно проводилось по 3 урока в традиционной классно-урочной системе и 1 урок нетрадиционный: урок-сказка, урок-экскурсия, урок-путешествие и т. п. Для родителей первоклассников проведены общешкольные и классные родительские собрания, посвященные вопросам возрастных и психологических особенностей учащихся 1-х классов в период адаптации". Посещенные уроки показали, что учителя знают требования письма Минобразования России от 25 сентября 2000г. № 20021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы", планируют четвёртые уроки в первой четверти учебного года в нетрадиционной форме для лучшей адаптации учащихся к школьному обучению, что находит свое отражение как в тематическом планировании, так и в записях тем уроков в классных журналах. На посещенных уроках учителей Юнусовой Т.Р.,Хамзатовой Я.М.использовались визуальная и предметная наглядность. Учителя Чапалаева Л.М.,Богатырева З.Р.применяли ИКТ. На уроках учителя Юнусовой Т.Р.эффективно применяются различные формы и методы работы, активизирующие учащихся для восприятия учебного материала. Учитель использует методы опережающего обучения, сопутствующего повторения, межпредметные связи, предлагает задания на развитие логики, догадки, разумно использует принцип научности с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, большое внимание уделяет воспитанию патриотизма. Атмосфера в классе спокойная, доверительная. Требования, предъявленные учителем, учащимися выполняются. Уроки проходят в удовлетворительном темпе. Проблемы с адаптацией в плане психологической готовности возникает лишь у Хазбулатова Юнуса. Уроки учителя Чапалаевой Л.М. планируются в соответствии с календарно-тематическим планированием, с учетом дифференцированного подхода к обучению. Дети четко выполняют требования учителя, с удовольствием участвуют в ролевых играх, проводимых на уроке. Однако, учитель испытывает некоторые затруднения в методике развивающего обучения: недостаточно создаваемых проблемных ситуаций, требующих деятельностного способа обучения, темп работы учащихся удовлетворительный, содержательная наполненность урока достаточна. Проблемы с адаптацией учащихся нет. Учитель Богатырева З.Р.использовала на своих уроках игровые технологии: загадки, ребусы, кроссворды, ролевые игры (герои сказок, театр, актеры), предлагала задания на развитие фонематического слуха, речи, объёма внимания и памяти, работала с интонацией. Применяла фронтальные и индивидуальные формы работы. Все учащиеся прошли адаптацию успешно. Учитель Хамзатова Я.М.на посещенных уроках использовала яркую наглядность, обращалась к личностному опыту учащихся, предлагала задания на классификацию, анализ и синтез, задачи на развитие логики. Однако, учитель испытывает затруднения при постановке общих вопросов, не использует ошибки детей в качестве проблемных ситуаций, неоправданно применяет традиционные методы обучения, недостаточно владеет методами организации учебного процесса, что зачастую приводит к нарушениям дисциплины и общей неорганизованности. Проблемы с адаптацией у Хамзатова Ахмеда, который до сих пор отказывается работать на уроке. В период адаптации в 1-х классах продолжительность урока составляет 35 минут, при этом 5 минут используются на проведение динамических занятий, минуток релаксации и отдыха. На посещенных уроках физкультурные минутки проводились в каждом классе в основном двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Первая включала в себя подвижные игры, комплекс физических упражнений, вторая гимнастику для глаз. Однако, перемены для учащихся 1-х классов должным образом не организованы, часто проходят в пределах кабинетов или в форме неорганизованной подвижности. Для изучения уровня школьной готовности учащихся 1 – классов к обучению в школе проводился мониторинг, исследования проводились 2 раза в год: в сентябре и декабре 2012 года. По результатам диагностики выявлено следующее: - в 1 « А» классе, учитель Юнусова Т.Р. На начало обучения 15 % учащихся имели высокий уровень школьной готовности, 38% - хороший, 24% - средний, учащихся с низким уровнем школьной готовности 23%. В декабре количество учащихся со средним уровнем готовности сократилось на 4% и составило 20%, с хорошим - на 7% и составило 31%, а с высоким увеличилось на 34% и составило 49%. Средний уровень школьной готовности в целом по классу повысился на 9 баллов и составил 53 балла, что соответствует высокому уровню школьной готовности. - в 1 «Б» классе, учитель Чапалаева Л.М. На начало обучения 8 % учащихся имели высокий уровень школьной готовности, 11% - хороший, 27% - средний, с низким уровнем школьной готовности 53%. В результате диагностики в декабре учащихся со средним уровнем готовности -33% , с хорошим - 29%, а с высоким уровнем школьной готовности увеличилось на 28% и составило- 36%. - в 1 «В» классе, учитель Богатырева З.Р. На начало обучения 10 % учащихся класса имели высокий уровень школьной готовности, 20% - хороший, 20% - средний, 50% - низкий. В декабре количество учащихся с низким уровнем готовности 2%, учащихся со средним уровнем увеличилось на 12% и составило 32%, с хорошим - на 31% и составило 51%, а с высоким увеличилось на 49 % и составило 59%. Средний уровень школьной готовности в целом по классу вырос на 6 баллов и составил 49 баллов, что находится на границе между хорошим и высоким уровнем школьной готовности. - в 1 «Г» классе, учитель Хамзатова Я.М. На начало обучения 8% учащихся класса имели высокий уровень школьной готовности, 12% - хороший,20% - средний, учащихся с низким уровнем школьной – 60%. В декабре учащихся со средним уровнем готовности не оказалось, учащихся с высоким увеличилось на 33% и составило 41%, учащихся с хорошим уровнем стало 59%. При этом не произошло изменений в показателях у 1 ученика из 26. В целом по классу средний уровень школьной готовности вырос на 4 балла и составил 48 баллов, что соответствует хорошему уровню школьной готовности. Таким образом, в конце адаптационного периода первоклассников в целом по параллели доля учащихся:
При выполнении заданий диагностики в начале обучения учащиеся 1-х классов лучше всего справились с заданиями 7 (на умение осуществлять звуковой синтез) и 8 (на определение уровня начальных математических представлений). Наибольшие трудности при выполнении вызвали задания 2а и 2б (на развитие зрительного анализа, умение удерживать и переносить зрительный образ, устанавливать закономерность и способность к самоконтролю) и задание 3 (на классификацию геометрического материала по самостоятельно найденному основанию). Качество выполнения заданий, сентябрь 2012 года Рост показателей диагностики в декабре по заданиям 1аб, 2в, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10аб и особенно 2а (+1,2 балла!) свидетельствует о грамотно организованной работе по развитию учащихся. Отсутствие роста показателей по заданию 7 (на умение осуществлять звуковой синтез) свидетельствует о необходимости более детального подхода к фонетическому разбору. с привлечением методики М.М. Безруких по преодолению трудностей в обучении чтению. Снижение показателей по заданию 2б (на определение уровня самоконтроля) свидетельствует о недостаточной работе учителей 1-х классов по формированию данного аспекта самоорганизационной компетентности. В разрезе классов анализ динамики результатов выполнения заданий определяет перспективные задачи учителя. Так, в 1а классе снижение результатов по заданию 9 (на уровень представлений о геометрических фигурах и счёте) требует от учителя Юнусовой Т.Р. включения в уроки математики дополнительных упражнений на развитие названных умений. Рост показателей по всем заданиям в 1б классе свидетельствует о правильно организованном процессе обучения учителем Чапалаевой Л.М. Учителю Хамзатовой Я.М. (1г класс) следует уделить внимание развитию звукового анализа. Учителю.( Богатыревой З.Р.(1 В) необходимо уделить внимание формированию самоорганизационной компетентности. Выводы и рекомендации:
Зам директора по УВР: ______________ Х.М.Расуева Ознакомлены: Юнусова Т.Р. Чапалаева Л.М. Богатырева З.Р. Хамзатова Я.И. |