РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 9 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного образования по химии, в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта по химии и учебного плана МБОУ « Средняя школа №2».
Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного образования, согласно школьному учебному плану на изучение химии отводится 68 часов (34 учебных недели), 2 часа в неделю. В ней предусмотрено проведение 3 проверочных работ и 6 практических работ.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян, - М.: Дрофа,2010. Содержание уроков химии в 9 кл.
Проверочных работ—3; практических работ—6.
1.Элементарные основы неорганической химии – 49 часов.
1.1.Металлы -21 час.
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Свойства простых веществ металлов.
Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.
Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.
Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).
Демонстрации
Взаимодействие натрия и кальция с водой.
Образцы металлов.
Лабораторные опыты
Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).
Растворение железа и цинка в соляной кислоте.
Вытеснение одного металла другим из раствора соли.
Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.
Практические занятия
«Решение экспериментальных задач по химии по теме « Получение соединений металлов и изучение их свойств». 1.2.Неметаллы -28 часов. Водород, физические и химические свойства, получение и применение. Водородные соединения неметаллов
Кислород, физические и химические свойства, получение и применение. Озон.
Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.
Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксиды серы. Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота. Аммиак. Соли аммония Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.
Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.
Углерод, аллотропные модификации (алмаз, графит) , физические и химические свойства углерода.. Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода.
Кремний. Оксид кремния . Кремниевая кислота. Силикаты. Стекло.
Демонстрации
Образцы неметаллов.
Аллотропия серы.
Получение хлороводорода и его растворение в воде.
Распознавание соединений хлора.
Кристаллические решетки алмаза и графита.
Получение аммиака.
Лабораторные опыты
Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами).
Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, натрия, калия, кальция, бария.
Практические занятия «Экспериментальные задачи по теме подгруппа кислорода».
«Экспериментальные задачи по теме подгруппа азота».
«Получение оксида углерода(4) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов».
«Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе». 2.Первоначальные представления об органических
веществах – 13 часов.
Первоначальные сведения о строении органических веществ.
Углеводороды: алканы (метан, этан), алкены (этилен) алкины, арены.
Спирты (метанол, этанол, глицерин), и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородосодержащих органических соединений.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.
Азотсодержащие соединения: аминокислоты, белки.
Представления о полимерах на примере полиэтилена.
Демонстрации
Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Модели молекул органических соединений.
Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.
Образцы изделий из полиэтилена.
Качественные реакции на этилен и белки.
Практические занятия «Изготовление моделей углеводородов». 3.ХИМИЯ И ЖИЗНЬ – 6 часов. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).
Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность. Демонстрации
Образцы лекарственных препаратов и витаминов. Образцы строительных и поделочных материалов.
Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения химии ученик должен: знать / понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников;
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессии и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному предмету.
Учебно-тематический план предмета
«Химия»
Класс – 9
Категория слушателей – обучающиеся школы
Срок обучения – 68 часов
Форма обучения – очная
Режим занятий – 2 часа в неделю
Используемый учебно-методический комплекс – УМК Габриеляна
Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Практические работы
| Форма контроля
| 1.Элементарные основы неорганической химии
| 49
| 5
|
| 1.1.Металлы
| 21
| 1
| Пров.раб.№1
| 1.2.Неметаллы
| 28
| 4
| Пров.раб.№2
| 2.Первоначальные представления об органических
веществах
| 13
| 1
| Пров.раб.№3
| 3.Химия и жизнь
| 6
|
|
| Итого:
| 68
| 6
| 3
| |