Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 82.82 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации31.01.2014
Размер82.82 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Рощинская средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр»

муниципального района Волжский Самарской области
Урок химии

по теме

«Азот и его свойства»
Класс: 9

Учитель: Вдовенко Галина Алексеевна




Январь, 2008 г.
Цели урока: изучить свойства азота;

Задачи урока:

1) образовательная: изучить общую характеристику химических элементов V группы главной подгруппы, строение молекулы азота, физические и химические свойства простого вещества азота, его роль в природе;

2) воспитательная: формировать научное мировоззрение;

3) развивающая: развивать мышление.

Оборудование: CD ROM «Уроки химии Кирилла и Мефодия», кристаллический дихромат аммония, ступка с пестиком, фарфоровая чашка, карточки с заданиями.

Методы: беседа, самостоятельная работа, рассказ.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие, сообщение темы урока, его целей.

  2. Общая характеристика химических элементов V группы главной подгруппы.

Беседа с учащимися по слайдам с последующим составлением обобщающей таблицы.

Химический элемент азот – первый представитель главной подгруппы пятой группы ПСХЭ, куда кроме него входят P, As, Sb, Bi.

Общая характеристика химических элементов V А группы.


Хим.знаки

Электронное строение атомов

Электронная формула

Характерные с.о.

Высшие оксиды

Высшие гидроксиды

7N


+7 ) )

2 5

1s22s22p3

-3,-2,-1,0, +1,+2,+3,+4,+5

N2O5

HNO3

15P


+15 ) ) )

2 8 5

1s22s22p33s23p3

-3, +3, +5

P2O5

H3PO4

33As





4s24p3

-3, +3, +5

As2O5

H3AsO4

51Sb





5s25p3

+3, +5

Sb2O5

H3SbO4


83Bi




6s26p3

+3, +5

Bi2O5

-


Общая формула строения внешнего энергетического уровня ns2np3.

  1. Свойства простого вещества азота.

Рассказ учителя с использованием слайдов диска.

Азот- простое вещество – неметалл.

В молекуле азота имеется очень прочная тройная связь, длина и энергия которой соответственно 0,109 нм и 940 кДж/моль: N ≡ N

Эти особенности и обусловливают крайнюю пас­сивность молекул азота при обычных условиях.

Азот — бесцветный газ без запаха и вкуса. Так как молекула азота неполярная, то он имеет очень низкие температуры плавления (-210°C) и кипения (- 196 °С). Очень плохо растворим в воде (лишь 0,023 объе­ма в одном объеме воды).

Азот не поддерживает горения и, наоборот, сам является продуктом горения многих органических соединений и аммиака.

По электроотрицательности азот уступает только фтору и кислороду, поэтому для него характерны окислительные свойства.

С металлами он образует нитриды при нагревании:

3Mg + N2=Mg3N2 2AI + N2 = 2AIN и только с литием азот соединяется при обычных условиях: 6Li + N2 = 2Li3N

Многие нитриды легко гидролизуются: Mg3N2 + 6Н2О = 3Mg(OH)2 + 2NH3

В реакции с водородом азот выступает также в роли окислителя и обратимо взаимодействует с ним при высокой температуре и давлении. В присутствии катализатора: N2 + 3H2 ↔ 2NH3

В качестве катализатора применяют железо с добавками оксидов ка­лия и алюминия.

В реакциях с кислородом и фтором азот выступает в роли восста­новителя:

N2 + O2 ↔ 2NO

Напомним, что это одна из немногих эндотермических реакций соеди­нения.

N2 + 3F2 = 2NF3

Азот не реагирует ни с кислотами, ни со щелочами.

Применение. Азот применяют для получения аммиака, как инерт­ную среду в химических и металлургических процессах, при сварке ме­таллов, в вакуумных установках. В медицине чистый азот используют и качестве инертной среды при лечении туберкулеза легких, а жидкий азот — при лечении заболеваний позвоночника, суставов, кожных заболеваний.

Получение. Как и кислород, азот получают в промышленности фракционной перегонкой жидкого воздуха. Полученный таким образом азот содержит примеси благородных газов (в основном аргона).

В лаборатории азот получают:

1) разложением нитрита аммония NH42 = N2 + 2H2О

2) (демонстрационный опыт) разложением дихромата аммония

(NH4 )2 Сr2О7 = N2 + Cr2O3 + 4H2О

Нахождение в природе.

Работа с текстом учебника.

Используя текст учебника (стр.109, § 23 О.С.Габриелян, химия 9 класс), составьте предложения, относящиеся к теме «Круговорот азота в природе», которые включали бы в себя три слова (словосочетания), указанные в задании. Примечание. Можно изменять падеж слов и использовать другие слова:

а) атмосфера, почва, органические соединения;

б) растения, бактерии, органические соединения;

в) растительная пища, животная пища, человек;

г) гроза, почва, соли.

Задание. Ответьте устно на вопрос. Представьте, что на корнях всех растений живут клубеньковые бактерии. Какие отрасли химической промышленности при этом становятся «лишними»?

V. Закрепление.

1. Просмотрите записи. Отметьте, по каким признакам со­ставлены следующие группы:

а) As, Sb, Bi;

б) 83p, 125n, 83е; 33р, 42n, 33е;

в) +3) ) ) ); + 51) ) ) ) );

2 8 18 5 2 8 18 18 5

г) As2О5, Р2О5;

д) AsH3, SbH3.

Допишите по два примера к каждой группе.

2. В таблице 1 записаны порядковые номера и символы химических элементов главной подгруппы пятой группы Периодической системы Д. И. Менделеева. Найдите, запишите и назовите символы химических элементов в порядке уменьшения неметаллических свойств.

Примечание. Попробуйте выполнить задание, не пользуясь Периодической системой.

Таблица 1

33 As




7N




15 P




83 Bi




51 Sb


Какие еще свойства атомов указанных химических элементов и как будут изменяться в рассмотренной последовательности?

3. В таблице 2 записаны формулы веществ, содержащих азот. Покажите подряд и назовите вещества в порядке увеличения степени окисления азота в них.

NO




KNO3

HNO2

NH3

N2O

N2




NO2


4. Перед вами пересекающиеся понятия, отображенные с помощью круговых схем. Круг 1 обозначает понятие «реакции, характеризующие свойства азота», круг 2 – «обратимые реакции».



Подберите уравнения химических реакций для заполнения первого и второго кругов и области пересечения. Запишите уравнения реакций с участием азота в окислительно – восстановительном виде.

Укажите условия проведения записанных реакций.

Определите, при каких условиях в реакциях из области пересечения равновесие может быть смещено вправо.

Запишите как можно больше аналогов любой реакции из области пересечения, систематизировав их.

VI. Подведение итогов урока. Домашнее задание: § 23 О.С.Габриелян, химия 9 класс; упражнения 1 – 5 к параграфу.
Приложение 1. Карточки с заданиями.

1. Просмотрите записи. Отметьте, по каким признакам со­ставлены следующие группы:

а) As, Sb, Bi;

б) 83p, 125n, 83е; 33р, 42n, 33е;

в) +3) ) ) ); + 51) ) ) ) );

2 8 18 5 2 8 18 18 5

г) As2О5, Р2О5;

д) AsH3, SbH3.

Допишите по два примера к каждой группе.

2. В таблице 1 записаны порядковые номера и символы химических элементов главной подгруппы пятой группы Периодической системы Д. И. Менделеева. Найдите, запишите и назовите символы химических элементов в порядке уменьшения неметаллических свойств.

Примечание. Попробуйте выполнить задание, не пользуясь Периодической системой.

Таблица 1

33 As




7N




15 P




83 Bi




51 Sb


Какие еще свойства атомов указанных химических элементов и как будут изменяться в рассмотренной последовательности?

3. В таблице 2 записаны формулы веществ, содержащих азот. Покажите подряд и назовите вещества в порядке увеличения степени окисления азота в них.

NO




KNO3

HNO2

NH3

N2O

N2




NO2


4. Перед вами пересекающиеся понятия, отображенные с помощью круговых схем. Круг 1 обозначает понятие «реакции, характеризующие свойства азота», круг 2 – «обратимые реакции».



Подберите уравнения химических реакций для заполнения первого и второго кругов и области пересечения. Запишите уравнения реакций с участием азота в окислительно – восстановительном виде.

Укажите условия проведения записанных реакций.

Определите, при каких условиях в реакциях из области пересечения равновесие может быть смещено вправо.

Запишите как можно больше аналогов любой реакции из области пересечения, систематизировав их.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск