Муниципальное бюджетное вечернее (сменное)общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) общеобразовательная школа №35»
РАССМОТРЕНА
на заседании школьного МО учителей естественно- научного цикла
Протокол от
«____»_______2013 г. № ___
| СОГЛАСОВАНА
заместитель директора по УВР
______/Шмакова А. В. «____»__________2013 г.
| ПРИНЯТА
на заседании педагогического совета школы
Протокол от
«____»________2013 г. № ___
| УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МБВСОУ «ОСОШ №35»
Приказ от
«___»__________2013 г.
№ ___
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ
по учебному предмету «Химия»
9 класс
Составитель:
Воронцовой Лидии Николаевны,
учитель химии
Старый Оскол – 2013 Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Химия» для 9 класса (далее Программа) составлена на основе Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян.- М.: Дрофа, 2010.
Цель Программы:
Дальнейшее освоение знаний об основных понятиях, законах химии, наиболее распространённых химических элементах и их соединениях, а так же получение первоначальных знаний по курсу органической химии.
Задачи:
Формирование у учащихся знания основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера.
Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни.
Формирование специальных умений: обращаться с веществами, выполнять несложные эксперименты, соблюдая правила техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни.
Раскрытие гуманистической направленности химии, ее возрастающей роли в решении главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину мира.
Согласно Типовому положению о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 3.11.1994 г., №1237, с изменениями от 9.09.1996 г., 20.07.2007 г.) продолжительность учебного года - 36 недель. На изучение предмета «Химия» отводится 2 часа в неделю, что составляет 72 часа в год, а по авторской программе на освоение курса отводится 69 часов. Следовательно, к авторской программе добавлено 3 часа учебного времени.
В соответствии с этим Программа в 9 классе реализуется следующим образом:
№
п/п
| Раздел
| Количество часов в авторской программе
| Количество часов в рабочей программе
| 1
| Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс
9 класса
| 6
| 6
| 2
| Металлы
| 15
| 16
| 3
| Практикум №1 Свойства металлов и их соединений
| 3
| 3
| 4
| Неметаллы
| 23
| 24
| 5
| Практикум №2.Свойства неметаллов и их соединений
| 3
| 3
| 6
| Органические соединения
| 10
| 11
| 7
| Обобщение знаний по химии за курс основной школы
| 8
| 8
| Всего
|
| 68
| 72
| Контрольных работ-5, практических работ -6.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Целесообразно применение разных типов уроков в соответствии с темой урока, поставленными перед ним целями и задачами.
Система уроков дополняется другими формами организации обучения химии. К дополнительным формам обучения можно отнести: практические работы, лабораторные опыты, внеурочную деятельность по предмету (конкурсы, выставки).
Виды работ
| 1 полугодие
| 2 полугодие
| Итого в год
| Практические работы
| 4
| 2
| 6
| Контрольные работы
| 1
| 4
| 5
| Лабораторные работы
| 6
| 7
| 13
| Практическая работа является формой проведения урока, лабораторные опыты – одним из этапов комбинированного урока, активизирующим познавательную активность. Выполнение практических работ и лабораторных опытов предусматривает деятельность обучающихся с реальными объектами. Использование практических работ и лабораторных опытов в учебном процессе делает его более интенсивным, повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания, способствует развитию познавательной активности обучающихся (в ходе исследовательской деятельности), их логического мышления и творческой самостоятельности. Кроме того, проведение практических работ и лабораторных опытов при изучении курса химии способствует формированию у обучающихся надпредметных и предметных компетенций. Лабораторные опыты могут быть непродолжительными, но при целенаправленном, методически продуманном их проведении они позволяют обучающимся проводить наблюдения, анализ в ходе сравнения, делать выводы или обобщения. По способу организации практические работы и лабораторные опыты можно проводить фронтально или группами.
Для оценки знаний обучающихся (согласно Положению об организации и проведении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся) используются следующие формы контроля:
текущий:
- устные (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме и др.);
- письменные (письменное выполнение тренировочных упражнений, написание физического диктанта, выполнение самостоятельной работы, письменной контрольной работы, тестов, лабораторной работы и др.);
- выполнение заданий с использованием ИКТ (компьютерное тестирование, on-line тестирование с использованием Интернет-ресурсов или электронных учебников).
промежуточный:
- написание контрольных работ (в форме тестирования);
итоговый контроль
-написание контрольной работы , тестирования Программа ориентирована на использование базового учебника О.С.Габриеляна «Химия.9 класс. Базовый уровень»- М.: Дрофа, 2010 .
Для реализации рабочей программы используется УМК О.С.Габриеляна, включающий:.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. –М.: Дрофа, 2002г.
Химия, 9 кл.; Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия» 9 кл. / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин и др. – М.: Дрофа, 2005г.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г.Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы.-М.: Блик плюс.
Габриелян О.С., Якушева А.В. Рабочая тетрадь. 9кл. К учебнику О.С. Габриеляна» Химия» 9».-М.:Дрофа.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии в 9 классе обучающийся должен
знать/понимать• химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
Уметь • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
• объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
• характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
• определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
• составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
• распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
• вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • безопасного обращения с веществами и материалами;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
• приготовления растворов заданной концентрации.
Календарно – тематическое планирование
№
п/п
|
Наименование раздела и тем
| Часы учебного времени
| Плановые сроки прохожде-ния
|
Примечание
|
| Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса
|
6
|
|
| 1
| Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева
| 1
|
|
| 2
| Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева
| 1
|
|
| 3
| Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления – восстановления. Генетические ряды металла и неметалла
| 1
|
|
| 4
| Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления – восстановления. Генетические ряды металла и неметалла
| 1
|
|
| 5
| Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента
| 1
|
|
| 6
| Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение
| 1
|
|
|
| Тема № 1. Металлы
| 16
|
|
| 7
| Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Общие физические свойства металлов
| 1
|
|
| 8
| Сплавы, их свойства и значения
| 1
|
|
| 9
| Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов.
| 1
|
|
| 10
| Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия.
| 1
|
|
| 11
| Коррозия металлов и способы борьбы с ней
| 1
|
|
| 12
| Общая характеристика щелочных металлов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и
химические свойства.
| 1
|
|
| 13
| Важнейшие соединения щелочных металлов, их свойства и применения в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
| 1
|
|
| 14
| Общая характеристика элементов главной подгруппы второй группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства.
| 1
|
|
| 15
| Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – их свойства и применение в народном хозяйстве.
| 1
|
|
| 16
| Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.
| 1
|
|
| 17
| Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер.
| 1
|
|
| 18
| Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
| 1
|
|
| 19
| Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.
| 1
|
|
| 20
| Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+.
Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
| 1
|
|
| 21
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы».
| 1
|
|
| 22
| Контрольная работа №1 по теме «Металлы».
| 1
|
|
|
| Тема №2. Практикум №1
| 3
|
|
| 23
| Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений металлов»
| 1
|
|
| 24
| Практическая работа №2 «Получение и свойства металлов»
| 1
|
|
| 25
| Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.
| 1
|
|
|
| Тема №3. Неметаллы.
| 27
(24+3)
|
|
| 26
| Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И.Менделеева, особенности строения атомов. Физические свойства неметаллов.
| 1
|
|
| 27
| Водород. Положение в периодической системе Д.И.Менделеева. строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
| 1
|
|
| 28
| Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов. Тест по вариантам ГИА
| 1
|
|
| 29
| Кислород, его получение и свойства. Применение кислорода.
| 1
|
|
| 30
| Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы
| 1
|
|
| 31
| Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты.
| 1
|
|
| 32
| Серная кислота и её соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
| 1
|
|
| 33
| Практическая работа №4 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»
| 1
|
|
| 34
| Обобщение и систематизация знаний по темам «Водород», «Галогены», «Сера».
| 1
|
|
| 35
| Повторный инструктаж по ТБ. Подготовка к контрольной работе.
| 1
|
|
| 36
| Контрольная работа №2 по темам «Водород», «Галогены», «Сера».
| 1
|
|
| 37
| Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества.
| 1
|
|
| 38
| Аммиак, строение, свойства, получение и применение.
| 1
|
|
| 39
| Соли аммония, их свойства и применение.
| 1
|
|
| 40
| Азотная кислота, её свойства и применения. Нитраты и нитриты. Азотные удобрения.
| 1
|
|
| 41
| Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение.
| 1
|
|
| 42
| Основные соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
| 1
|
|
| 43
| Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение.
| 1
|
|
| 44
| Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применения. Качественная реакция на углекислый газ.
| 1
|
|
| 45
| Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
| 1
|
|
| 46
| Практическая работа №5 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»
| 1
|
|
| 47
| Практическая работа №6 «Получение, собирание и распознавание газов»
| 1
|
|
| 48
| Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение.
| 1
|
|
|
49
| Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе.Понятие силикатной промышленности.
| 1
|
|
| 50
| Решение расчётных задач по теме «Неметаллы». Задачи по вариантам ГИА.
| 1
|
|
| 51
| Обобщение по теме «Неметаллы».
| 1
|
|
| 52
| Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы».
| 1
|
|
|
| Тема №5. Органические соединения.
| 11
|
|
| 53
| Вещества органические и неорганические. Химическое строение органических соединений.
| 1
|
|
| 54
| Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
| 1
|
|
| 55
| Этилен: строение молекулы, двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакция полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
| 1
|
|
| 56
| Понятие о предельных одноатомных спиртах. Трёхатомный спирт глицерин.
| 1
|
|
| 57
| Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
| 1
|
|
| 58
| Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Стеариновая кислота.
| 1
|
|
| 59
| Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
| 1
|
|
| 60
| Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации.
| 1
|
|
| 61
| Белки, их строение и биологическая роль.
| 1
|
|
| 62
| Понятие об углеводах. Глюкоза, её свойства и значение. Крахмал и целлюлоза, их биологическая роль.
| 1
|
|
| 63
| Подготовка к контрольной работе
| 1
|
|
| 64
| Контрольная работа №4 по теме «Органические соединения».
| 1
|
|
|
| Тема №6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.
| 8
|
|
| 65
| Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, номеров периода и группы. Значение периодического закона.
| 1
|
|
| 66
| Типы химических связей и типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
| 1
|
|
| 67
| Классификация химических реакций по различным признакам.
| 1
|
|
| 68
| Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла.
| 1
|
|
| 69
| Свойства оксидов и оснований в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления – восстановления.
| 1
|
|
| 70
| Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления – восстановления.
| 1
|
|
| 71
| Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления – восстановления.
| 1
|
|
| 72
| Итоговое тестирование в форме ГИА.
| 1
|
|
|
|