Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 243.91 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.02.2014
Размер243.91 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Химия > Учебник
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №30» г. Калуги



«Рассмотрено»

Руководитель методического

объединения учителей _______________________

МБОУ «СОШ №30»

__________/Н.И.Шпенева/

ФИО

Протокол №___

от «___» ____________2013 г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №30»

__________/О.В.Королева/

ФИО
«___» ___________2013 г

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №30»
_________/С.Л. Шебаршинова/

ФИО

Приказ №______

от «___» ____________2013 г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

(наименование учебного курса, предмета)
ДЛЯ __9__ КЛАССА
НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель программы:

Филимонова Алла Сергеевна,

учитель химии

высшей квалификационной категории


2013 г.
Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа базового курса «Химия» для 9 класса II ступени обучения составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) автора О. С. Габриеляна (2008 года).
Программа рассчитана на 68 часов; 2 часа в неделю, включая 6 практические работы, 3 контрольные работы, 17 лабораторных опытов.
В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов. Наряду с этим, в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010 . – 267с.
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и авторской программы учебного курса. В ходе работы над данной рабочей программой не подвергались существенному изменению основные темы, предусмотренные автором программы Габриелян О.С.:

1. Повторение основных вопросов курса 8 класса

2. Металлы

3. Неметаллы

4. Органические вещества.

5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

В данном планировании отсутствуют предусмотренные автором темы: практикум № 1 «Свойства металлов и их соединений» - 3 часа, практикум № 2 «Свойства неметаллов и их соединений» - 3 часа. Эти практические работы, включены в соответствующие темы, их содержание соответствует Примерным программам по химии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами. За счет часов резервного времени увеличено количество часов, отводимых на изучение особенно важных и сложных тем. В тему «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» включена итоговая контрольная работа.
Цели

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • Овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




№ п/п

Тема урока

Количество часов

В том числе

практических работ


контрольных работ

1

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

6




1

2

Металлы

19

3

1

3

Неметаллы

26

3

1

4

Органические соединения

12

-

1

5

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

5

-

1




Итого

68

6

5


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6ч)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.


Тема 1. Металлы (19 ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а щ е л о ч н ы х м е т а л л о в. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а э л е м е н т о в г л а в н о й п о д г р у п п ы II г р у п п ы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
А л ю м и н и й. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Ж е л е з о. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fе3+. Качественные реакции на Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гкдроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. З. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fе3+.

Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений металлов.

Практическая работа №2. Получение и свойства соединений металлов.

Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.


Тема 2. Неметаллы (26 ч)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».
В о д о р о д. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а г а л о г е н о в. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды) их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений
в народном хозяйстве.

С е р а. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (П) и (VI), их получение, свойства и применение Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народно хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
А з о т. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойств и применение. Оксиды азота (П) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Ф о с ф о р. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

У г л е р о д. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
К р е м н и й. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов - простых веществ. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода».

Практическая работа №6. Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 3. Органические соединения (12 ч.)

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт - глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот

Понятие об аминокислотах и белки, их строение и биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с иодом.
Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (5 ч.)
Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.
Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу.

В результате изучения химии ученик должен: знать / понимать

  • Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • Основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • Называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • Объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • Определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • Составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

  • Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • Распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • Вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.


Календарно-тематическое планирование



урока

Тип урока

Название темы урока

Дата

1

Комбинированный урок

Характеристика элемента по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Вводный ИТБ.




2

Комбинированный урок

Свойства оксидов, оснований, кислот и солей в свете ТЭД и ОВР.




3

Комбинированный урок

Генетические ряды металла и неметалла.




4

Комбинированный урок

Понятие о переходных элементах. Амфотерность л/о №1.




5

Комбинированный урок

ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева и строение атомов. Их значение.




6

Урок контроля

Входная контрольная работа.




7

Комбинированный урок

Положение Ме в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Хим. связь. Физические свойства л/о №2.




8

Урок формирова-ния новых знаний

Химические свойства Ме как восстановителей.




9

Урок формирова-ния новых знаний

Электрохимический ряд напряжений Ме и его использование л/о №3.




10

Урок формирова-ния новых знаний

Сплавы, их свойства и значение.




11

Комбинированный урок

Способы получения металлов.




12

Урок формирова-ния новых знаний

Коррозия металлов и способы борьбы с ней.




13

Комбинированный урок

Общая характеристика щелочных Ме: строение атомов, способы получения, физические свойства л/о №4.




14

Комбинированный урок

Важнейшие соединения щелочных Ме, их свойства и применение.

Калийные удобрения.




15

Комбинированный урок

Общая характеристика щелочноземельных Ме: строение атомов, физические и химические свойства.




16

Комбинированный урок

Важнейшие соединения щелочноземельных Ме, их свойства и применение.




17

Комбинированный урок

Алюминий: строение атома, физические и химические свойства.




18

Комбинированный урок

Важнейшие соединения алюминия и их применение л/о №5.




19

Комбинированный урок

Железо: строение атома, физические и химические свойства. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+ л/о №6.




20

Комбинированный урок

Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и н/х.




21

Практ. работа № 1

Осуществление цепочки химических превращений металлов.




22

Практ. работа № 2

Получение и свойства соединений металлов.




23

Практ. работа № 3

Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.




24

Обобщающий урок

Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы».




25

Урок контроля

Контрольная работа №1 по теме «Металлы».




26

Комбинированный урок

Общая характеристика неметаллов: положение в ПСХЭ Д.И.Менделеева, строение атомов, аллотропия, физические и химические свойства.




27

Урок формирова-ния новых знаний

Водород: положение в ПСХЭ, строение атома и молекулы, физические и химические свойства, получение и применение.




28

Комбинированный урок

Галогены: строение атомов, физические и химические свойства простых веществ.




29

Комбинированный урок

Основные соединения галогенов, их свойства и применение л/о №7




30

Комбинированный урок

Кислород: положение в ПСХЭ, строение атома и молекулы, физические и химические свойства, получение и применение.




31

Комбинированный урок

Сера: строение атома, аллотропия, свойства и применение.




32

Комбинированный урок

Бинарные соединения серы, их получение, свойства и применение.




33

Комбинированный урок

Серная, сернистая и сероводородная кислоты. Повторный ИТБ.




34

Комбинированный урок

Получение серной кислоты, соли серной кислоты, их применение, л/о №8.




35

Практ. работа № 4

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».




36

Комбинированный урок

Азот: строение атома и молекулы, свойства простого вещества.




37

Урок формирова-ния новых знаний

Аммиак, строение, свойства, получение и применение.




38

Урок формирова-ния новых знаний

Соли аммония, их свойства и применение, л/о №9.




39

Комбинированный урок

Кислородные соединения азота, их свойства и применение.




40

Комбинированный урок

Соли азотной и азотистой кислот. Азотные удобрения.




41

Комбинированный урок

Фосфор: строение атома, аллотропия, свойства и применение.




42

Комбинированный урок

Основные соединения фосфора. Фосфорные удобрения.




43

Комбинированный урок

Углерод: строение атома, аллотропия, свойства и применение.




44

Комбинированный урок

Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение, л/о №10.




45

Комбинированный урок

Угольная кислота и ее соли л/о №11.




46

Комбинированный урок

Кремний: строение атома, свойства и применение.




47

Комбинированный урок

Соединения кремния, их значение. Силикатная промышленность л/о №12, 13.




48

Практ. работа № 5

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»




49

Практ. работа № 6

Получение, собирание и распознавание газов.




50

Обобщающий урок

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы».




51

Урок контроля

Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы».




52

Урок формирова-ния новых знаний

Органические соединения: причины многообразия, ТХС А.М.Бутлерова, молекулярные и структурные формулы л/о №14.




53

Урок формирова-ния новых знаний

Предельные углеводороды: строение, свойства и применение.




54

Урок формирова-ния новых знаний

Непредельные углеводороды: строение, свойства и применение.




55

Комбинированный урок

Выполнение упражнений по составлению формул органических веществ, гомологов и изомеров.




56

Урок формирова-ния новых знаний

Понятие о предельных одноатомных спиртах. Глицерин л/о №15.




57

Урок формирова-ния новых знаний

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида.




58

Урок формирова-ния новых знаний

Одноосновные предельные карбоновые кислоты: свойства и применение. Стеариновая кислота.




59

Комбинированный урок

Понятие о сложных эфирах. Жиры.




60

Комбинированный урок

Понятие об аминокислотах. Белки, их строение и биологическая роль.




61

Комбинированный урок

Понятие об углеводах. Глюкоза, крахмал и целлюлоза,

л/о № 16, 17.




62

Обобщающий урок

Обобщение и систематизация знаний по теме «Органические вещества».




63

Урок контроля

Контрольная работа №3 по теме «Органические вещества».




64

Обобщающий урок

ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева в свете строения атомов. Значение ПЗ.




65

Обобщающий урок

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Классификация химических реакций по различным признакам.




66

Обобщающий урок

Генетические ряды металла, неметалла и переходного элемента. Основные классы неорганических в-в в свете представлений об ЭД и ОВР.




67

Урок контроля

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса.




68

Обобщающий урок

Анализ контрольной работы, итоговое повторение.






Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.

После изучения каждой темы предусмотрено выполнение учащимися контрольной работы, с целью проверки уровня сформированности знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта.

Контрольно измерительные материалы составляются на основе следующих сборников:

1.Габриелян О.С. Химия. 9 класс. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 9 класс». М., Дрофа, 2006. – 174 с.

2.О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 классы. М., Дрофа, 2005.

Учебно-методическая литература:

  1. Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010.-270 с;

методического пособия для учителя:

  1. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян -М.: Дрофа, 2008. -78с;

дополнительной литературы для учителя:

  1. Настольная книга учителя. Химия 9 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова - М.: Дрофа, 2002. - 400с;

  2. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова - М.: Дрофа, 2005.- 350с;

  3. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов - М.: Дрофа, 2003. - 400с;

дополнительной литературы для учащихся:

1) Химия 9 класс. Рабочая тетрадь / О. С. Габриелян, А. В. Яшукова - М.: Дрофа, 2010 - 191с;

  1. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О. С. Габриеляна "Химия. 9 класс" / О. С. Габриелян, А. В. Яшукова - М.: Дрофа, 2006. - 112с;

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск