муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов №34 им. Е.А. Зубчанинова
городского округа Самара
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ №34
химии и биологии ________ Барышникова В.В. _________ Баннова Л.Е.
от «____» __________2013 «____»__________2013 г. «____»__________2013 г.
Протокол № Приказ ________________
Рабочая программа по химии на 2013-2014 учебный год
(базовый уровень) Класс: 10а, 10б
Учитель: Орлова Галина Николаевна
Количество часов: 68 ч.; в неделю – 2 ч.
Программа составлена на основе: авторской программы О. С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки РФ
(Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2009) Учебник: Химия. 10 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2009
Пояснительная записка
Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью гуманитарного образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь понятие об их составе, строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).
Предлагаемый курс химии базируется на знаниях, полученных учащимися в основной общеобразовательной школе. Он не выходит за рамки обязательного минимума образования и рассчитан на два часа в неделю. В результате освоения данного курса учащиеся получат необходимые знания об окружающих веществах и их превращениях, а также о химии важнейших природных и промышленных процессов. Они овладеют некоторыми методами работы с веществами, научатся осмысленно подходить к различным химическим явлениям. Химические знания станут основой формирования экологической культуры школьников, грамотного поведения и навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Работа на уроках включает как изучение теории, так и проведение химических опытов. В зависимости от наличия оборудования, реактивов, а также времени на проведение эксперимента, учитель выбирает те или иные опыты для демонстрации и самостоятельной работы учащихся.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Исходными документами для составления данной рабочей программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2006/2007 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 302 от 07.12.2005 г.;
- Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005.)- 11 класс, базовый уровень, 68 часов.
В программу внесены следующие изменения:
Увеличено число часов на изучение тем:
1. Тема № 2 «Углеводороды и их природные источники» с 16 до 20 часов
Содержание учебного материала этой темы отрабатывается используется в дальнейшем в практической деятельности учащихся при изучении других тем. Данный час взят с резервного времени. Таким образом, в резервном времени остается 1 час.
2.Тема № 3 «Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе» с 19 до 22 часов. Данная глава является одной из основополагающих тематик в органической химии. Час взят с темы №6 «Искусственные и синтетические полимеры»
Цель данных изменений - улучшение успеваемости учебного материала курса «Химия » 10 класса.
Данная рабочая программа реализуется при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
-безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.
В поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Тематическое планирование
2ч в неделю, всего 68 ч, из них-
5 ч контрольные работы, 3 ч практические работы, 6 ч обобщающие уроки
54 ч изучение теории. №
| ТЕМА
| Кол-во часов
| 1
| Введение
| 1
| 2
| Теория строения органических соединений
| 3
| 3
| Углеводороды и их природные источники
| 20
| 4
| Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе.
| 22
| 5
| Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе.
| 10
| 6
| Биологически активные органические соединения
| 8
| 7
| Искусственные и синтетические органические соединения
| 4
|
Календарно- тематическое планирование по химии курса 10 класса по программе Габриеляна О.С.
( 2 часа в неделю/ 68 часов в год)
№
п/п
| Тема урока
| Средства обучения
| Виды учебной деятельности
| Вводимые понятия
Изучаемые вопросы
| Д\З
| Дата
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| Введение (1 ч )
| 1
| 1
| Предмет органической химии. Место и роль органической химии в системе наук о природе
| Д.Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них.
| Составление структурных формул, сравнивание, выбор изомеров, гомологов, работа с текстом учебника.
| Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений.
Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк развития органической химии
| §1
|
|
| Тема 1
Теория строения органических соединений ( 3 ч )
Цели
Повторить понятия валентности в органической химии и основополагающую теорию строения органических соединений А.М.Бутлерова.
Развить умение о классификация органических соединений
Развить общие представления о гомологии и гомологах.
Развить общие представления о изомерии и изомерах
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 2
| 1
| Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова
| Д.Образцы и модели органических веществ, изделий из них, портрет А.М.Бутлерова, химическое лото.,
| Составление структурных формул, сравнивание
| Органическая химия, органические вещества.
| §2
Упр 6,8
|
|
| 3
| 2
| Понятие о гомологии и гомологах. Изомерия. Изомеры
| Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений. Использование интерактивных технологий.
| Выбор гомологов, работа с текстом учебника Выбор изомеров, гомологов, работа с текстом учебника
| Гомологи, гомология
Изомерия. Изомеры.
| §2
Упр 3-5
|
|
| 4
| 3
| Виды химической связи
|
|
|
| §2
Упр 10-11
|
|
| Тема 2
«Углеводороды и их природные источники» (20 час)
Цели
Сформировать более полные представления о гомологическом ряде, химическом и электронном строении, изомерии, и номенклатуре на примере углеводородов.
Развить умение давать названия органических соединений по ИЮПАК
Развить общие представления о типах химических реакций на примере углеводородов.
Познакомить с углеводородами и их производными, их значением в жизни общества.
Раскрыть единство и взаимосвязь между различными классами углеводородов.
1
| 2
| 3
| 6
| 7
| 8
| 9
|
| 5
| 1
| Природный газ. Алканы
| Д.Коллекции «Нефть» и «Каменный уголь».Диапозитив «состав нефти»
| Работа с текстом. Составление опорного конспекта. Д. Рассматривание коллекции, эксперимент (образование нефтяной пленки)
| Углеводороды. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг.
Коксование.
| § 3, упр.7,8,12
|
|
| 6
| 2
| Химические и физические свойства алканов
| Использование интерактивных технологий
| Д.
1. горение.
2. отношение пермангонату калия
Д. 1. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси
2. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание).
| Гомологический ряд и общая формула алканов.
Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов.
Физичесие свойства алканов. Алканы в природе.
Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов.
|
|
|
| 7
| 3
| Получение и применение алканов
|
| Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы
| Промышленные способы получения: кркинг алканов, фракционная перегонка нефти
Применение алканов.
|
|
|
| 8
| 4
| Циклоалканы
|
|
| Циклическое строение, нафтены
|
|
|
| 9
| 5
| Обобщение и систематизация знаний по теме
|
|
|
|
|
|
| 10
| 6
| Контрольная работа № 1
|
|
|
|
|
|
| 11-12
| 7-8
| Алкены
Получение.
Химические и физические свойства алкенов.
| Д. Разд. карт. «Алкены» шаростержневые модели молекул, реактивы для проведения эксперимента Табл. Использование интерактивных технологий
| Д.
1. горение.
2. отношение пермангонату калия
Эксперимент. Работа с текстом. Составление опорного конспекта. Составление уравнений, номенкл. веществ. Лабораторная работа № 2
«изготовление моделей молекул углеводородов»
| Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная.
Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов, спиртов.
Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов.
Применение алкенов на основе их свойств.
| § 4, упр.4,7,8
|
|
| 13-14
| 9-10
| Диены. Получение.
Химические и физические свойства диенов.
| Д. шаростержневые модели молекул, образцы каучуков, резины и изделий из них.
Использование интерактивных технологий
Д.
1. горение.
2. отношение пермангонату калия
| Составление формул, работа с учебником. Исследование образцов каучука и резины.
| Общая формула алкодиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкодиенов. Физические свойства.
Аналогия в химических свойствах алкенов и алкодеинов. Полимеризация алкодеинов.
Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С. В. Лебедева.
| § 5, упр.2,3,4
|
|
| 15-16
| 11-12
| Алкины
Получение. Химические и физические свойства.
| Карточки, шаростержневые модели , реактивы и оборудование для получения ацетилена Таблица.
Использование интерактивных технологий
Д.
1. горение.
2.отношение к пермангонату калия
| Эксперимент. Работа с текстом. Составление опорного конспекта. Изготовление моделей алкинов .
| Гомологический ряд алкинов. Общая формула.
Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов.
Получение алкинов.
Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Применение алкинов.
| § 6, упр.4,3,5
|
|
| 17-18
| 13-14
| Арены.
Получение. Химические и физические свойства.
| Д. Карточки. Реактивы и оборуд. для исследования свойств бензола. Модель бензола. Таблица.
Использование интерактивных технологий
Д.
1. горение.
2. отношение пермангонату калия
| Эксперимент. Работа с текстом. Составление опорного конспекта. Составление уравнений, номнекл гомологов.
| Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение π-связей.
Получение аренов.
| § 8, упр.1,4,5
|
|
| 19
| 15
| Нефть.
| Д.Коллекции «Нефть и нефтепродукты»
| Составление опорного конспекта
|
| § 7, упр.6,7,8
|
|
| 20-21
| 16-17
| Генетическая связь
|
|
| Решение расчётных задач на вывод формул органических веществ по массовой доле и по продуктам сгорания.
Выполнение упражнений на генетическую связь, получение и распознавание углеводородов
|
|
|
| 22
| 18
| Решение задач
|
|
|
|
|
|
| 23
| 19
| Обобщение и систематизация знаний учащихся.
| Карточки, коллекции, реактивы, таблицы.
| Выполнение эксперимента, составление уравнений, номенклатура веществ, наблюдения, выводы.
|
| Подготовиться к к\р
|
|
| 24
| 20
| Контрольная работа №2 «Углеводороды»
Контроль знаний учащихся
|
|
|
|
|