Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии, а также программы курса химии для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н. Гара). Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по химии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008г; ). Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Рудзитис, Г. Е. Химия. Органическая химия. 10 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Г. Е. Рудзитис,
Ф. Г. Фельдман. - 13-е изд. - М. : Просвещение, 2009г.-192 с.
В курсе 10 класса закладываются основы знаний по органической химии: теория строения органических соединений А. М. Бутлерова, понятия «гомология», «изомерия» на примере углеводородов, кислородсодержащих и других органических соединений, рассматриваются причины многообразия органических веществ, особенности их строения и свойств, прослеживается причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением различных классов органических веществ, генетическая связь между различными классами органических соединений, а также между органическими и неорганическими веществами.
Учебно-методический комплект:
1.Рудзитис, Г. Е. Химия. Органическая химия. 10 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - 13-е изд. - М. : Просвещение, 2009г.-192 с.
2. Радецкий, А. М. Дидактический материал по химии 10-11 : пособие для учителя / А. М. Радецкий. - М. : Просвещение, 2003.
3. Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) составлен на основе: Гара Н.Н.
Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2009г.).
4. Федерального компонента государственного стандарта, Федерального базисного учебного плана М., Дрофа,2008г.
Дополнительная литература:
Ерёмин, В. В. Сборник задач и упражнений по химии : школьный курс / В. В. Ерёмин, Н. Е. Кузьменко. - М. : ООО «Издательский дом «Оникс 21 век» ; ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005.
Кузьменко, Н. Е. Начала химии : современный курс для поступающих в вузы / II. Е. Кузьменко, В. В. Ерёмин, В. А. Попков. - М. :I
При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначения:
урок изучения новых знаний УИНЗ
урок закрепления знаний УЗЗ
комбинированный урок КУ
урок обобщения и систематизации знаний УОИСЗ
урок контроля УК
дидактический материал ДМ
упражнение упр.
страница с.
Периодическая система химических элементовД. И. МенделееваПС
контрольная работа к/р
Тема 1. ТЕОРИЯ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ А. М. БУТЛЕРОВА (2 часа)
Органическая химия, взаимосвязь органических и неорганических веществ. Основные положения теории химического строения органических веществ А. М. Бутлерова. Изомерия. Изомеры. Значение теории.
Демонстрации:
Образцы органических веществ.
Шаростержневые модели молекул.
Т е м а 2. УГЛЕВОДОРОДЫ (11 часов)
Углеводороды (предельные, непредельные, ароматические). Гомологический ряд предельных углеводородов (алканы), изомерия, номенклатура. Метан: строение, свойства.
Непредельные углеводороды (алкены, алкины, алкадиены); гомологические ряды, изомерия и номенклатура непредельных.
Этилен - строение, свойства. Ацетилен - строение, свойства. Бутадиен-1,3 - строение, свойства. Ароматические углеводороды (арены). Бензол - строение, свойства.
Применение углеводородов, некоторые способы получения.
Природные источники углеводородов: природный газ, нефть, способы переработки.
Демонстрации:
Модели молекул.
Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях: пропан-бутановая смесь для зажигалок, бензин, парафин.
Горение этилена.
Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия.
Коллекция каучуков и образцов резины.
Получение ацетилена карбидным способом.
Горение ацетилена.
Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия.
Отношение бензола к бромной воде.
Бензол как растворитель.
Видеофильм «Органическая химия. Ч. 1».
Лабораторный опыт: изготовление моделей молекул углеводородов. Пр\р№1.Получение этилена и изучение его свойств Тема 3. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (12 часов)
Спирты (одноатомные и многоатомные). Гомологический ряд, изомерия и номенклатура одноатомных спиртов. Этанол - строение, свойства. Глицерин - свойства. Фенол - строение, свойства.
Альдегиды. Гомологический ряд, изомерия, номенклатура, строение и свойства на примере уксусного альдегида.
Одноосновные карбоновые кислоты. Гомологический ряд, изомерия, номенклатура, свойства на примере уксусной кислоты.
Сложные эфиры. Жиры. Реакция этерификации. Гидролиз жиров.
Углеводы. Глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза. Некоторые свойства на примере глюкозы. Применение кислородсодержащих соединений. Некоторые способы получения спиртов, альдегидов, карбоновых кислот. Генетическая связь между разными классами органических веществ.
Демонстрации:
Горение этанола.
Взаимодействие этанола с натрием.
Качественная реакция на одноатомные спирты на примере этанола.
Гигроскопические свойства глицерина.
Качественная реакция на фенол.
Растворимость фенола в воде при нагревании.
Качественные реакции на альдегиды на примере уксусного альдегида (реакции «серебряного» и «медного» зеркала).
Общие свойства кислот (взаимодействие с индикатором, с активным металлом, раствором щёлочи, с раствором соли, образованной более слабой кислотой).
Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра.
Компакт-диск «Сложные химические соединения в повседневной жизни».
Видеофильм «Органическая химия. Ч. 3 и 4».
Лабораторные опыты:
Качественная реакция на глицерин.
Взаимодействие глюкозы со свежеосаждённым гидроксидом меди (II).
Качественная реакция на крахмал (взаимодействие с раствором йода).
Практические занятия№2: идентификация кислородсодержащих соединений.
Практическая работа № 3:Решение экспериментальных задач на получение и
распознавание органических веществ. Т е м а 4. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ (4 часов)
Амины. Строение, свойства (в сравнении с аммиаком), гомологический ряд предельных аминов ( анилин - обзорно), изомерия, номенклатура.
Аминокислоты. Гомологический ряд, номенклатура, изомерия, строение, свойства.
Белки. Структуры белков, пептидная связь. Гидролиз белков, денатурация, цветные реакции. Применение азотсодержащих соединений, биологическая роль белков
Демонстрации:
Некоторые свойства аминокислот.
Растворение, осаждение белка, денатурация.
Видеофильм «Органическая химия. Ч. 5».
Компакт-диск «Сложные химические соединения в повседневной жизни».
Лабораторный опыт: цветные реакции на белок. Т е м а 5. ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (3 часа)
Общие понятия (мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации). Реакции полимеризации и поликонденсации. Пластмассы, каучуки, волокна.
Демонстрации:
Коллекция«Волокна».
Коллекция«Пластмассы».
Коллекция«Каучуки».
Лабораторный опыт: работа с коллекцией пластмасс, каучуков, волокон. П\Р№4 «Распознавание пластмасс и волокон» Т е м а 6. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ (2 час)
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Химия и здоровье (лекарства, ферменты, витамины).
Демонстрации: комплект таблиц «Валеология и органическая химия». РАЗВЕРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
п\п
| Тема урока
| Тип урока
| Обязательные элементы содержания
| Химический эксперимент (оборудование)
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Измерители
(вид контроля)
| №
| дата
| Примечание
| план
| фактич
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
| Т е ма 1. ТЕОРИЯ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ А. М. БУТЛЕРОВА (2часа)
| 1
| ТБ. Период.закон и ПСМ в свете строения атомов.
Предмет органической химии.
| КУ
| Органическая химия. Взаимосвязь неорганических и органических веществ
| Демонстрация: - образцы органических веществ
| Знать особенности состава и строения органических веществ
| Фронтальный опрос
| §1ynp. 1-3 (устно), с. 10
|
|
|
| 2
| Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова
| УИНЗ, КУ
| Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения. Изомерия, изомеры, структурные формулы, многообразие органических веществ
| Демонстрация: - шаростержневые модели молекул
| Знать основные положения теории А. М. Бутлерова. Уметь доказывать положения теории на примерах неорганических и органических веществ, составлять структурные формулы изомеров
| Фронтальный опрос. Упр. 5, 6, с. 10
| §2,3 (выборочно), упр. 4, 9, 10, с. 10
|
|
|
| Т е м а 2. УГЛЕВОДОРОДЫ (11часов)
|
3\1
| Л.о №1
Алканы. Гомологический ряд, изомерия, свойства
| КУ
| Предельные углеводороды, парафины, гомологический ряд, гомологи, изомерия цепи, свободные радикалы, физические и химические свойства, реакции горения, замещения (галогенирова-ние), термические превращения: разложение, крекинг, дегидрирование, изомеризация
| Демонстрации:
- шаростержневая модель молекулы метана;
- Лабораторный опыт№1: изготовление моделей молекул алканов (пластилин)
| Знать понятия об алканах, предельных углеводородах, свободных радикалах, изомерах, гомологах, строение молекулы метана, некоторые способы получения. Уметь составлять структурные формулы изомеров, называть их по международной номенклатуре .
| Текущий опрос. Работа с ДМ
| § 5 (прочитать), упр. 5,6,9, 10, с. 27
|
|
|
| 4\2
| Свойства алканов. Получение и применение
| УИНЗ, КУ
|
| Демонстрации:
примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях: пропан-бутановая смесь для зажигалок, бензин, парафин.
| Уметь характеризовать физические и химические свойства метана, использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами
| Текущий опрос. Работа с ДМ
| § 6, 7, упр. Упр. 15, с. 28
|
|
|
| 5\3
| Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода
| КУ
| Решение задач данного типа
|
|
| Решение расчетных задач по карточкам.
С. Р. По теме урока (фронтальная).
|
П.6,7упр.5,6 с.27
|
|
|
| 6\4
| Алкены. Гомологический ряд, изомерия, свойства
| КУ
| Непредельные углеводороды, алкены, двойная связь, изомерия цепи и положения двойной связи, физические и химические свойства, реакции горения, присоединения (водорода, галогенов, гало-геноводородов, воды), полимеризации, качественная реакция
| Демонстрации:
- горение этилена;
- взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия
| Знать понятие об алкенах, строение молекулы этилена, некоторые свойства получения этилена (дегидрирование этана, дегидратация этилового спирта).
Уметь составлять структурные формулы изомеров и называть их по международной номенклатуре, характеризовать физические и химические свойства этилена
| Текущий опрос. Упр. 4, 7, 8, 11,12, с. 27, упр. 20, задача 2 (а), 4, с. 28
| §9,10, упр. 2,6, 12, с. 43
|
|
|
| 7\5
| Пр\р№1.Получение этилена и изучение его свойств
| УЗЗ
| Закрепление полученных знаний, умений и навыков
| Практическая работа
№1
| Уметь самостоятельно проводить опыты, используя предложенные растворы, делать выводы.
| Практическая работа
№ 1
| Дописать отчет
|
|
|
| 8\6
| АлкадиеныСтроение,свойстваприменение. Природный каучук
|
| Алкадиены – изопрен (2-ме-толбутадиен-1,3), дивинил (бутадиен-1,3), физические и химические свойства, реакции горения присоединения, полимеризации, натуральный и синтетический каучук, резина
| Демонстрация коллекции каучуков, образцов резины
| Знать понятое об алкадиенах, состав изопрена, бутадиена и натурального каучука, способы получения изопрена и бутадиена, области применения каучука и резины
| Текущий опрос. Упр. 7, 8, с. 43. Работа с ДМ
| §11,12 (прочитать), упр, 4, с. 49
|
|
|
| 9\7
| Алкины .Строение ацетилена.
Гомологи и изомеры Номенклатура.Свойства ацетилена и его применение
| КУ
| Алкины, ацетилен, гомологический ряд, гомологи, изомеры, тройная (кратная) связь, изомерия цепи, положения кратной связи, межклассовая, физические и химические свойства ацетилена: реакции горения, присоединения, тримеризации, способы получения ацетилена: карбидный, разложение метана, дегидрирование этилена
| Демонстрации:
- получение ацетилена карбидным способом;
- горение ацетилена; взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия
| Знать понятия о алкинах, строение молекулы ацетилена, способы получения ацетилена.
Уметь составлять структурные формулы изомеров и называть их по международной номенклатуре, характеризовать физические и химические свойства ацетилена
| Текущий опрос. Упр. 1,5, 8, с. 49
| §13, упр. 1,4, с. 54
|
|
|
| 10\8
| АреныБензол.Строение,свойства,применение. Гомологи бензола.Генетический связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.
| КУ
| Ароматические углеводороды, арены, бензол, бензольное кольцо, физические и химические свойства бензола (реакции горения, замещения, присоединения, токсичность бензола)
| Демонстрации:
- отношение бензола к бромной воде;
- бензол как растворитель
| Знать понятие об аренах, строение молекулы бензола, способы получения бензола, токсическое влияние бензола на организм человека и животных.
Уметь характеризовать физические и химические свойства бензола
| Текущий опрос. Упр. К §13, с. 54-55
| § , 15 (выборочно),
упр. 1,5,8, с. 66-67, повторить главы II—IV
|
|
|
| 11\9
| Обобщение и систематизация знаний по пройденной теме
| УОИСЗ
| Предельные углеводороды, непредельные, ароматические, гомологические ряды, изомерия, номенклатура. Метан, этилен, ацетилен, бутадиен-1,3, бензол. Физические и химические свойства. Некоторые способы получения
| Демонстрация: - видеофильм «Органическая химия. Ч. 1»
| Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий
| Фронтальный опрос. Упр. 12(a), 13 (выборочно), задачи 3,4, с. 67. РаботасДМ
| Подготовиться к контрольной работе
|
|
|
| 12\
10
| Контрольная работа № 1
| УК
| Закрепление и контроль знаний, умений и навыков по теме 2
|
| Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы 2
| Письменная контрольная работа
|
|
|
|
| 13\
11
| Природные источники углеводородов
| УИНЗ
| Природные источники углеводородов. Природный газ, нефть. Способы переработки
| Лабораторный опыт: работа с коллекцией природных источников и продуктов их переработки
| Знать состав природного газа, нефти, способы переработки, области применения продуктов переработки
|
| § 16, 17, 19 (прочитать), упр. 4 (а,в), 7,9, 10, стр. 78
|
|
|
| Тема 3. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (12 часов)
| 14\1
| Одноатомные предельные спирты. Строение,свойства,получение,применение
| УИНЗ
| Одноатомные спирты, функциональная группа, гомологический ряд, гомологи, изомеры, изомерия цепи и положения функциональной группы. Физические и химические свойства этанола (реакции горения, замещения атома водорода в гидроксо-группе, замещения всей гид-роксогруппы, внутримолекулярной дегидратации, качественная реакция). Способы получения этанола, областиприменения
| Демонстрации:
- горение этанола;
- взаимодействие этанола с натрием;
- качественная реакция на этанол
| Знать понятие об одноатомных спиртах, функциональной группе, строение молекулы этанола, способы получения этанола.
Уметь составлять структурные формулы изомеров и называть их по международной номенклатуре, характеризовать физические и химические свойства этанола, использовать знания для оценки влияния алкоголя на организм человека
| Текущий опрос. Упр. 2, 3, 5, 19, с. 78-79
| §20,24, упр. 1, 5, 7, 11 (на примере метанола), с. 88
|
|
|
| |