Скачать 93.54 Kb.
|
Урок с использованием элементов здоровьесберегающих технологий (сохраняем осанку) на тему: Алюминий, его физические и химические свойства (9 класс) Подготовила: учитель химии МОУ СОШ №5 Семенова Елена Анатольевна Цели урока:
Задачи урока: Образовательная – выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений об амфотерных элементах и их соединениях на примере алюминия, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющих обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса. Развивающая – развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения, а так же развитие терминологического мышления; умения ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать. Воспитательная – воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки, чувства ответственности, уверенности и требовательности к себе. Оборудование: Аl металлический (порошок), неметалл-окислитель (йод), гидроксид натрия, соляная кислота, сульфат меди (II), фарфоровая чашка, пипетка, асбестовая сетка, тренога. Ход урока.
а) Задание у доски (один учащийся на доске выполняет письменное домашнее задание). Составить генетический ряд металла Са и осуществить цепочку химических превращений. Ca → CaO → Ca(OH)2→CaSO4 2Ca + O2 → 2CaO CaO + H2O → Ca(OH)2 Ca(OH)2 + H2SO4 → CaSO4 + 2H2O б) Химический кроссворд. На интерактивной доске учитель выводит кроссворд и вместе с классом разгадывает его. После того, как учащиеся отгадали весь кроссворд, учитель выводит на экран ключевое слово. Ключевое слово – это тема сегодняшнего урока «алюминий».
Вопросы:
В период открытия алюминия (19 век) - металл был дороже золота. Англичане хотели почтить богатым подарком великого русского химика Д.И Менделеева, подарили ему химические весы, в которых одна чашка была изготовлена из золота, другая - из алюминия. Чашка из алюминия стала дороже золотой. Полученное «серебро из глины» заинтересовало не только учёных, но и промышленников и даже императора Франции Наполеона. Задаётся проблемный вопрос: «Почему сегодня алюминий называют металлом будущего?» ( Раскрываются цели и план урока). ● Строение и свойства атома алюминия. Задание 1: Дать характеристику элемента по его положению в периодической системе, объяснить строение атома. Al 2 8 3 1s2 2s2 2p6 3s2 3p1 3d0 - простая формула электронной конфигурации атома Al
Графическая формула электронной конфигурации атома Al в обычном состоянии.
Графическая формула электронной конфигурации атома Al в возбужденном состоянии. Дополнительный вопрос: Укажите возможные степени окисления Al. ● Нахождение в природе Задание 2. Рассмотрите диаграмму «Распространение элементов в природе». Определите, какое место занимает Al среди других элементов. (7% - третье место). ● Физические свойства Al. Показать ребятам образцы изделий из алюминия и ответить вместе с ним на вопрос: «Какими же физическими свойствами обладает алюминий?» Вывод. Алюминий – металл серебристо- белого цвета, лёгкий (Ƿ- 2,7 г./ см.3), плавится при температуре 6600С. обладает хорошей ковкостью, пластичностью, электрической проводимостью и теплопроводностью, легко поддаётся обработке, образует лёгкие и прочные сплавы. Физические свойства алюминия определяют области его применения. ● Применение алюминия. Задание 3. Используя рисунок 15, стр. 60 учебника, назовите области применения алюминия. Алюминий применяют: - для производства различных сплавов; - в авиа-, авто -, суда -, приборостроении, электротехнике, изготовление корпусов космических ракет, химической аппаратуры, строительстве мостов, зданий, в быту; (алитирование); - термит (смесь алюминия и оксидов железа) - для сварки рельсов; - получение металлов особой чистоты (алюмотермия). ● Физ. минутка Учитель просит учащихся отложить ручки и тетради, сесть на стул, расправив плечи, а ступни ног полностью поставить на пол. Затем необходимо положить книгу себе на голову и постараться удержать ее в течение 15 секунд. Учитель объясняет, что это упражнение и такой способ посадки позволяет избежать таких заболеваний как: кифоз, сколиоз и других, связанных с искривлением позвоночника и нарушением осанки. ● Химические свойства. Задание 4. Определите место Al в электрохимическом ряду напряжения, сделайте вывод об его активности. Al относится к активным металлам. Al – сильный восстановитель, он с легкостью отдает 3 валентных электрона, проявляя при этом постоянную степень окисления +3. Внимание вопрос! Почему в алюминиевой кастрюле можно варить суп? (ответ: алюминий покрыт тонкой, но очень прочной оксидной пленкой, какой нет у других металлов) - Взаимодействие Al с простыми веществами (О2, I2, S ). 4Al + 3О2 → 2Al2O3 (оксид алюминия - амфотерный) H2O 2Al + 3I2 → 2AlI3 (йодид алюминия) Опыт 1: В фарфоровой ступке тщательно размешаем одинаковые объемы порошка алюминия и кристаллического йода. Затем, смесь аккуратно собрать в кучку на середине дна ступки. Сделать в вершине кучки углубление. Поставить ступку под тягу! И только после этого добавить в сделанное углубление 1 каплю воды. Произойдет сильное разогревание смеси, начнется выделение огня с брызгами горящего алюминия. 2Al + 3S → Al2S3 2Al + N2 → 2AlN
2Al + Cr2O3 → 2Cr + Al2O3
Опыт 3: Поместите в три пробирки алюминиевые стружки. В пробирку 1 добавьте раствор соляной кислоты, во вторую – раствор гидроксида натрия, в третью – раствор сульфата меди (II). Объясните явления, напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. 2Al + 6HCl → 2AlCl3 + 3H2 2Al + 2NaOH + 2H2O → 2NaAlO2 + 3H2 Al + CuSO4 → Al2(SO4)3 + Cu ● Закрепление нового материала: Задание 5: Составить генетический ряд для алюминия: Al→ Al2O3→ Al(ОН)3→ Al2(SО4)3 Обобщение: Алюминий восстанавливает все элементы, находящиеся справа от него в электрохимическом ряду напряжения металлов, взаимодействует с простыми веществами – неметаллами. Из сложных соединений алюминий восстанавливает ионы водорода и ионы менее активных металлов. Однако при комнатной температуре на воздухе алюминий покрывается плотной оксидной пленкой. ● Обобщение. Рассмотрев свойства алюминия, области применения металла и его сплавов, дайте ответ на главный вопрос урока: «Почему алюминий называют металлом будущего?» Вывод: Обладая такими свойствами как лёгкость, прочность, коррозионноустойчивость, устойчивость к действию сильных химических реагентов - алюминий нашёл большое применение в авиационном и космическом транспорте, применение во многих отраслях народного хозяйства. Особое место алюминий и его сплавы занимают в электротехнике, а за ней будущее нашей науки и техники. ● Учитель заканчивает урок четверостишием: « Я металл, серебристый и лёгкий, И зовусь самолётный металл, И покрыт я оксидною плёнкой, Чтоб меня кислород не достал». ● Оглашение оценок за урок. ● Домашнее задание: § 13 (до страницы 60), выполнить цепочку химических превращений. |