Скачать 68.09 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 81 Урок химии в 11 классе « Меняя образ прихотливый.» ( Белки - высокомолекулярные вещества ). Автор Ицкович Т.Я. учитель химии МБОУ ООШ №81 г.Краснодар 2011г Тема урока: Белки - высокомолекулярные вещества Урок- игра «Умники и умницы) Цели и задачи урока 1. Повторить состав и строение белков, их свойства. 2.Сформировать представление о химическом и биологическом синтезе белков. 3.Подчекнуть роль белков в живом организме, Реактивы и оборудование: таблицы « Аминокислоты», « Белки», схемы, рисунки, пружина, пробирки и стаканы, штативы, р - р белка, горячая вода, Си SO4, азотная кислота, NaOH, мультимедийная доска. презентация» Белки» Ход урока. Вступительное слово учителя Наш урок пройдет в нетрадиционной форме, и посвящен он удивительным веществам, название которым « Белки» Тема урока: « Меняя образ прихотливый...» На уроке - брифинге присутствуют представители учащихся 8 и 9 классов, которые зададут вопросы на интересующие их темы по этой проблеме, так как они уже несколько знакомы с этим понятием. Вопросы они зададут учащимся 11 класса, которые постараются ответить вопросы. И так, Белки На доске девиз …Меняя каждый миг свой образ прихотливый, Капризна как дитя и призрачна как дым, Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой, Великое смешав с ничтожным и смешным. Эти строки поэта С. Надсона пожалуй как никакие другие дают ответ на вопрос, что такое жизнь в поэтическом представлении. Биологи и химики на этот опрос отвечают по иному. Сегодня мы попытаемся приоткрыть завесу над тайной природы о том, что такое жизнь с позиций химии и биологии. В курсе природоведения и биологии в 5-8 классах мы говорили о том, что есть живая не живая природа и, называли признаки живого: живая клетка, которой присущи признаки - рост, развитие , размножение и смерть. Биология 9 класса дала понятие о том, что единица - живого клетка. обладает раздражимостью, ей характерен обмен веществ и синтез ( образование) белка. Значит, понятие «жизнь» тесно связано с понятием «белок». Чтобы ответить на вопрос, что такое жизнь, надо ответить на вопрос: Что такое белки. Таково мнение химиков. У присутствующих здесь учащихся не возникло никаких вопросов? 1.Вопрос задают ученики 8 класса Какие элементы входят в состав белка и что по химическому составу представляют собой белки? Ответ : Белки состоят из элементов - С, Н, N, S, O, некоторых металлов. Образование их очень сложный в химическом отношении процесс. 2. Вопрос задают ученики 9 класса Как образуются белки? Ответ 1. Доказано, что образование белков идет из известных органической химии веществ аминокислот. Давайте посмотрим на доску , где изображен дипептид, состоящий из остатков одной и той же аминокислоты - глицина. Также на доске вы видите две отдельные формулы аминокислот – аланина и валина. Скажите, на ваш взгляд, может ли образоваться дипептид из разных по составу аминокислот? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратите внимание на место пептидной связи в дипептиде, который образовался из двух аминокислот Глицин-аминоуксусная кислота Аланин -аминопропионовая кислота В образовании пептидной связи принимают участие аминогруппа одной аминокислоты и карбоксильная группа другой аминокислоты, углеводородные радикалы не принимают участия в образовании пептидных связей. Возможно присоединение и других молекул так как у молекулы дипептида имеются свободные карбоксильная группа (С – конец) и аминогруппа (N - конец). Цепь может расти с двух сторон. Название подипептидаАла-гли Учитель: Достаточно. Ответ правильный, исчерпывающий. Обобщение учителя: образование пептидов- есть начало образования белка, полипептидная цепочка представляет собой первичную структуру белка. Итак, 1.Первичная структура возникает за счет пептидных связей. 2.Ученик: Но белок гораздо более сложная система, чем полипептидная цепочка. Помимо первичной структуры белка необходимо рассматривать вторичную, третичную, а в некоторых случаях и четвертичную структуры. В образовании вторичной структуры белка огромную роль играют водородные связи (слайд2).
Некоторые белки образуют четвертичную структуру,(слайд№4) осуществляемую за счет все тех же водородных связей и сил электростатического притяжения. Учитель: Вот таким сложным строением обладают белки . 3.Вопрос задают ученики 8 класса Каковы физические свойства белков? Ответ 3.Ученик. Белки – высокомолекулярные соединения, т.е. это вещества с высокой молекулярной массой от 5 тыс. до миллионов а.е.м. (6500 - инсулин; 32 млн. - белок вируса гриппа). Растворимость белков в воде зависит от их функций. Молекулы фибриллярных белков вытянуты в длину, нитеобразны и склонны группироваться одна возле другой с образованием волокон. Это основной строительный материал для тканей: сухожилий, мускульных и покровных. Такие белки в воде не растворимы. Прочность белковых молекул просто поразительна! Человеческий волос прочнее меди и может соперничать со специальными видами стали. Пучок волос площадью 1 см2 выдерживает вес в 5 тонн, а на женской косе в 200 тыс. волосинок можно поднять груженый КамАз весом 20 тонн. 4.Вопрос задают ученики 9 класса А можно увидеть реакции, в которых принимают участие белки? Ответ 4.Ученик: Белки имеют и особые свойства. Переходим к химическим свойствам белков. И опять мы здесь увидим не совсем обычные химические реакции, так как белки являются полимерными молекулами. Быстрее всего будут разрушаться: четвертичная (если таковая имеется), третичная и вторичная. Первичная структура будет сохраняться дольше других, т.к. она образована более прочными связями. Денатурация – это разрушение белка до первичной структуры (пептидные связи сохраняются). Демонстрация опыта. В 5 небольших пробирок налить по 4 мл раствора альбумина. Первую пробирку нагреть в течении 6 – 10 с (до помутнения). Во вторую пробирку добавить 2 мл 3М HCl. В третью - 2 мл 3М NaOH. В четвертую – 5 капель 0,1 М AgNO3. В пятую – 5 капель 0.1 М NaNO3.Во всех пробирках происходит свертывание белка. Большинство белков при денатурации утрачивают биологическую активность, т.к. белки проявляют свои специфические свойства только в высших структурах, т.е. третичной и четвертичной. 5.Вопрос задают ученики 8 класса Вопрос можно ли разрушить первичную структуру белка? Ответ 5.Ученик. Это происходит в вашем организме каждый раз, когда в него поступает белковая пища! Сейчас мы будем рассматривать одно из самых важных свойств белков, а именно – гидролиз. При гидролизе белка происходит разрушение первичной структуры и будут образовываться -аминокислоты. Давайте попытаемся доказать это при помощи опыта. Демонстрация опыта, заложенного перед уроком. В две пробирки наливают по 2 мл раствора куриного белка, в одну из них добавляют 1 мл раствора насыщенного раствора фестала (таблетку предварительно освобождают от гладкой оболочки). Фестал представляет собой ферментативный препарат, облегчающий пищеварение. В его состав входят ферменты липаза (расщепляет жиры), амилаза (расщепляет углеводы), протеаза (гидролизует белки). Обе пробирки помещают в водяную баню при температуре человеческого тела 37 – 40oС . В течение 30 минут продолжается процесс “переваривания” белка. По окончанию нагревания в обе пробирки добавляют по 2 мл насыщенного раствора сульфата аммония или любого другого реагента, вызывающего денатурацию белка. В первой (контрольной) пробирке образуется обильный белый осадок (Почему? - Белок денатурирует). Во второй таких явлений не наблюдается (Почему? - Белок гидролизовался, а аминокислоты и пептиды с небольшой молекулярной массой не свертываются). 6. Вопрос задают ученики 9 класса. Какое значение для нашего организма имеет гидролиз белков и где он происходит? Ответ Получение аминокислот для нужд организма в результате процессов пищеварения, начинается в желудке, заканчивается в двенадцатиперстной кишке. Затем краткие ответы учащихся на вопросы А).Белки -строительные материалы. Б) Белки - ферменты, В) защитная и транспортная функции белков Учитель Как и многие вещества белки имеют качественные реакции : Цветные реакции .- : демонстрационно выполнение опытов учащимися а) Биуретовая реакция (Демонстрация опыта). б) Ксантопротеиновая реакция (Демонстрация опыта). Вывод урока Человеку всегда хотелось чуда. Одним из чудес считался и остается вопрос возникновения жизни , продления жизни, долголетия. Решение проблемы синтеза белка - один из ответов на этот вопрос. Литература
3.Захаров В.Б. « Биология - 7» 4. Мамонтов С.Г « Биология - 9» 5.Справочная литература по химии |