Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 35»
РАССМОТРЕНА
на заседании школьного МО учителей
естественно научного цикла
Протокол
от «28» июня2013г.
№ 6
| СОГЛАСОВАНА
заместитель директора по УВР Шмакова А.В.
«28» июня 2013 г.
| ПРИНЯТА
на заседании педагогического совета школы
Протокол от
«29» августа 2013 г.
№ 1
| УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МБВСОУ «ОСОШ №35
от «30 » августа 2013 г.
№ 150
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Химия»
11 класс
Составитель:
Воронцова Лидия Николаевна,
учитель химии
Старый Оскол – 2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Химия» в 11 классах (далее Программа) составлена на основе Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян.- М.: Дрофа, 2010
Цель Программы:
Сформировать у выпускников средней школы представление о химии, как о целостной науке; показать единство её понятий, законов и теорий, универсальность и применяемость их как для неорганической, так и для органической химии.
Задачи
Систематизировать знания учащихся о строении вещества и химическом процессе; подвести их к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин его многообразия, всеобщей связи явлений;
обобщить сведения об основных понятиях и законах химии, химической символике;
сформировать умение наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитывать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Согласно Типовому положению о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 3.11.1994 г., №1237, с изменениями от 9.09.1996 г., 20.07.2007 г.) срок освоения образовательных программ на 3 ступени обучения составляет 3 года. Продолжительность учебного года -36 недель. На изучение предмета «Химия» в 11классе согласно учебного плана школы отводится 1 час в неделю.
В соответствии с этим программа в 11классе реализуется следующим образом:
№ п/п
| Содержание материала
| Количество часов в
авторской программе
| Количество часов в рабочей программе
11класс
| Количество часов в рабочей программе
12класс
| Общая химия
|
|
|
| 1
| Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева
| 6
| 7
|
| 2
| Строение вещества
| 26
| 29
|
| 3
| Химические реакции
| 16
|
| 17
| 4
| Вещества и их свойства
| 18
|
| 19
| 5
| Резервное время
| 2
|
|
| Всего
|
| 68
| 36
| 36
|
Формы организации учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Целесообразно применение разных типов уроков в соответствии с темой урока, поставленными перед ним целями и задачами.
Система уроков дополняется другими формами организации обучения химии. К дополнительным формам обучения можно отнести: практические работы, лабораторные опыты, внеурочную деятельность по предмету (конкурсы, выставки).
Виды работ
| 1полугодие
| 2 полугодие
| Итого в год
| Практические работы
|
| 1
| 1
| Контрольные работы
| 1
| 1
| 2
| Лабораторные работы
| 3
| 3
| 6
|
Практическая работа является формой проведения урока, лабораторные опыты – одним из этапов комбинированного урока, активизирующим познавательную активность. Выполнение практических работ и лабораторных опытов предусматривает деятельность обучающихся с реальными объектами. Использование практических работ и лабораторных опытов в учебном процессе делает его более интенсивным, повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания, способствует развитию познавательной активности обучающихся (в ходе исследовательской деятельности), их логического мышления и творческой самостоятельности. Кроме того, проведение практических работ и лабораторных опытов при изучении курса химии способствует формированию у обучающихся надпредметных и предметных компетенций. Лабораторные опыты могут быть непродолжительными, но при целенаправленном, методически продуманном их проведении они позволяют обучающимся проводить наблюдения, анализ в ходе сравнения, делать выводы или обобщения. По способу организации практические работы и лабораторные опыты можно проводить фронтально или группами.
Для оценки знаний обучающихся (согласно Положению об организации и проведении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся) используются следующие формы контроля:
текущий:
- устные (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме и др.);
- письменные (письменное выполнение тренировочных упражнений, написание физического диктанта, выполнение самостоятельной работы, письменной контрольной работы, тестов, лабораторной работы и др.);
- выполнение заданий с использованием ИКТ (компьютерное тестирование, on-line тестирование с использованием Интернет-ресурсов или электронных учебников).
промежуточный:
- написание контрольных работ (в форме тестирования);
итоговый контроль
-написание контрольной работы, тестирования. Программа ориентирована на использование базового учебника О.С.Габриеляна «Химия.11класс. Базовый уровень»- М.: Дрофа, 2010.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
1. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 11кл. К учебнику О.С.Габриеляна «Химия.11класс. Базовый уровень»- М.: Дрофа.
2. Габриелян О.С.,Остроумов И.Г., Сладков С.А. Книга для учителя. Химия.11кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.:Дрофа.
3 Химия.11кл. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 11класс. Базовый уровень» / О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А. Ушакова и др.- М.:Дрофа
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения прндмета «Химия»химии в 11 классе ученик должен
знать/понимать: -Основные теории химии.
-Основные химические понятия: вещество, хим. элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы.
-Понятия «химическая связь», теорию химической связи.
-Понятия: аллотропия, изомерия, гомология, закон постоянства состава вещества.
-Понятия: растворы, электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация.
-Понятия: окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.
-Понятия: скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие.
-Важнейшие вещества: азотную, серную, соляную, уксусную кислоты, щелочи, основные металлы и сплавы и способы их получения, вещества молекулярного и немолекулярного строения. Уметь: проводить: самостоятельный поиск химической информации;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе
Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена, зависимость скорости химических реакций от различных факторов, зависимость положения химического равновесия от различных факторов, общие химические способы получения металлов и неметаллов;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: заряд иона, состав среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, возможность протекания реакций ионного обмена, принадлежность вещества к различным классам;
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• безопасного обращения с веществами и материалами;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
• критической оценки информации о веществах, используемых в быту
• приготовления растворов заданной концентрации
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
|
Наименование раздела и тем
| Часы учебного времени
| Плановые сроки прохождения
|
Примечание
| 11а
| 11б
|
11в
|
|
| Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева.
| 7 ч.
|
|
|
|
| 1
| Инструктаж по ТБ. Атом - сложная частица. Основные сведения о строении атома.
| 1
|
|
|
|
| 2
| Состояние электронов в атоме.
| 1
|
|
|
|
| 3
| Электронные конфигурации атомов химических элементов
| 1
|
|
|
|
| 4
| Валентные возможности атомов химических элементов.
| 1
|
|
|
|
| 5
| Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения строения атома.
| 1
|
|
|
|
| 6
| Значение периодического закона и периодической системы Д.И. Менделеева.
| 1
|
|
|
|
| 7
| Контрольная работа №1 по теме «Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева».
| 1
|
|
|
|
|
|
Тема 2.Строение вещества.
|
29 ч.
|
|
|
|
| 8
| Ионная химическая связь. Ионные кристаллические решётки.
| 1
|
|
|
|
| 9
| Ковалентная химическая связь. Молекулярные и атомные кристаллические решётки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решёток
| 1
|
|
|
|
| 10
| Ковалентная химическая связь. Молекулярные и атомные кристаллические решётки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решёток
| 1
|
|
|
|
| 11
| Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Свойства веществ
| 1
|
|
|
|
| 12
| Водородная химическая связь. Обобщение знаний о типах химической связи.
| 1
|
|
|
|
| 13
| Урок- упражнение по теме «Химическая связь»
| 1
|
|
|
|
| 14
| Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение.
| 1
|
|
|
|
| 15
| Волокна: природные и химические, их представители и применение.
| 1
|
|
|
|
| 16
| Газообразное состояние вещества. Особенности строения газов.
| 1
|
|
|
|
| 17
| Молярный объём газообразных веществ
| 1
|
|
|
|
| 18
| Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
| 1
|
|
|
|
| 19
| Загрязнение атмосферы и борьба с ним
| 1
|
|
|
|
| 20
| Практическая работа №1. Получение, собирание и распознавание газов.
| 1
|
|
|
|
| 21
| Жидкое состояние вещества. Вода.
| 1
|
|
|
|
| 22
| Жёсткость воды и способы её устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.
| 1
|
|
|
|
| 23
| Твёрдые вещества.
| 1
|
|
|
|
| 24
| Понятие о дисперсных системах. Классификация дисперсных систем.
| 1
|
|
|
|
| 25
| Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.
| 1
|
|
|
|
| 26
| Тонкодисперсные системы: гели и золи.
| 1
|
|
|
|
| 27
| Состав вещества и смесей.
| 1
|
|
|
|
| 28
| Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава вещества.
| 1
|
|
|
|
| 29
| Понятие «доля» и её разновидности: массовая и объёмная.
| 1
|
|
|
|
| 30
| Решение задач на определение массовой доли элементов в соединении.
| 1
|
|
|
|
| 31
| Решение задач на определение массовой доли компонента в смеси – доли примесей, доли растворённого вещества в растворе.
| 1
|
|
|
|
| 32
| Решение задач на определение доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
| 1
|
|
|
|
| 33
| Решение задач на определение доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
| 1
|
|
|
|
| 34
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение вещества»
| 1
|
|
|
|
| 35
| Подготовка к контрольной работе. Решение задач и упражнений.
| 1
|
|
|
|
| 36
| Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества»
| 1
|
|
|
|
|
|