Скачать 192.45 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа курса химии 10 класса разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФГОС) (базовый уровень), Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии, авторской Программы курса органической химии для 10 класса О.С.Габриеляна, И.Г. Остроумова (Программа для общеобразовательных учреждений. – М.:«Дрофа», 2006 г), программы «Курс химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений» (автор О.С.Габриелян) и в соответствии с учебно-методическим комплектом (автор О.С.Габриелян), образовательной программой МБОУ СОШ №1, на основании учебного плана МБОУ СОШ №1 г. Костромы на 2013/2014 учебный год. Цели и задачи рабочей программы:
Курс «Органическая химия» в 10 классе универсального направления (базовый уровень) построен по концентрическому принципу и развивает линию обучения химии, начатую в основной школе. В авторскую программу О.С.Габриеляна внесены некоторые изменения. Увеличено число часов на изучение темы «Углеводороды и их природные источники» (10 часов вместо 8) за счет уменьшения числа часов на изучение темы «Биологически активные органические соединения» (2 часа вместо 4) так как эта тема не включена в Требования к уровню подготовки выпускников. Программа рассчитана на 34 часа (1час в неделю): в т.ч. контрольных работ- 3, практических работ- 2. Межпредметные связи:
Особенности организации учебного процесса. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, коллективная работа (в парах, группах). Формы учебных занятий – различные виды уроков (комбинированные уроки, урок – путешествие, урок– исследование, урок изучения нового материала, урок совершенствования знаний, умений и навыков, урок обобщения и систематизации знаний, уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков). Методы обучения: 1) объяснительно-иллюстративный, или репродуктивный 2) проблемный 3) частично-поисковый, или эвристический 4) исследовательский 5) контроля и самоконтроля Виды и формы контроля Текущий контроль (контрольные работы) по темам «Углеводороды и их природные источники», «Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе», «Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе». Кроме этого проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока. Учебно-методический комплект: для учителя: 1.Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010 2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии. 10 кл. М., Блик и К0. 2001 3. Габриелян О.С. и др. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. М., Дрофа. 2003. 4. Габриелян О.С. и др. Химия 10. Контрольные и проверочные работы. М., Дрофа. 2003. для учащихся: 1. Габриелян О.С. Химия 10 класс. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. О.С.Габриелян, 2010 2.Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия-10»― M.: Дрофа, 2010 Учебно – тематический план
Содержание рабочей программы Введение (1ч) Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения. Тема 1. Теория строения органических соединений (2ч) Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии. Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений. Тема 2. Углеводороды и их природные источники (10ч) Природный газ. Алканы. А л к а н ы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств. А л к а д и е н ы и к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина. А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств. Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов. 2. Получение и свойства ацетилена. 3. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки». Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (10ч) Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов. С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. Ф е н о л. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств. А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств. К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. У г л е в о д ы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств. Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид. Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового эфира. Качественная реакция на крахмал. Лабораторные опыты. 4. Свойства этилового спирта. 5. Свойства глицерина. 6. Свойства формальдегида.7. Свойства уксусной кислоты. 8. Свойства жиров. 9. Свойства глюкозы. 10. Свойства крахмала. Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (6ч) А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств. А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. Генетическая связь между классами органических соединений. Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Лабораторные опыты. 11. Свойства белков. Практическая работа №1. Идентификация органических соединений. Тема 5. Биологически активные органические соединения (2ч) Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве. В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов. Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета. Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика. Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка. Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры (3 ч) И с к у с с т в е н н ы е п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение. С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон. Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетически волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химически реактивам. Лабораторные опыты. 12. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков. Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон. Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса В результате изучения курса химии на базовом уровне учащиеся должны: знать/понимать важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология; основные теории химии: химической связи, строения органических веществ; важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы; уметь называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; определять: валентность и степень окисления химических элементов, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений; характеризовать: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах. составлять структурные формулы органических веществ изученных классов, распознать изомеры по структурным формулам, уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь, важнейшие способы получения ; объяснять свойства веществ на основе их химического строения. разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, взаимосвязь органических и неорганических соединений, причинно - следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ. выполнять простейшие опыты с органическими веществами, распознать соединения и полимерные материалы по известным признакам. проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям с участием органических веществ. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. Критерии и нормы оценок по химии При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные). Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.). Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона). Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента. Оценка устного ответа Оценка «5»: • ответ полный и правильный на основании изученных теорий; • материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; • ответ самостоятельный. Оценка «4»: • ответ полный и правильный на основании изученных теорий; • материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Оценка «3»: • ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный. Оценка «2»: • при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя. Оценка «1»: • отсутствие ответа. Оценка письменных работ
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Оценка «5»: • работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; • эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; • проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы). Оценка «4»: • работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием Оценка «3»: • работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя. Оценка «2»: • допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя. Оценка «1»: • работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка «5»: • план решения составлен правильно; • правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; • дано полное объяснение и сделаны выводы. Оценка «4»: • план решения составлен правильно; • правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах. Оценка «3»: • план решения составлен правильно; •правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах. Оценка «2»: • допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах. Оценка « 1 »: • задача не решена.
Оценка «5»: • в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом. Оценка «4»: •в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок. Оценка «3»: •в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах. Оценка «2»: •имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении. Оценка «1»: •отсутствие ответа на задание.
Оценка «5»: •ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка. Оценка «4»: •ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок. Оценка «3»: •работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные. Оценка «2»: •работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок. Оценка «1»: •работа не выполнена. При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год. Контроль уровня обученности Ресурсное обеспечение программы а) литература для учителя:
б) литература для учащихся:
в) электронные пособия: СD диски: «Органическая химия», «Виртуальная лаборатория» , «1С:репетитор – химия», «Уроки химии Кирилла и Мефодия», «Электронный учебник для подготовки к ЕГЭ», Мультимедийный курс на CD-ROM Химия 7-11 класс г) интернет ресурсы: http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html http://bril2002.narod.ru/chemistry.html http://www.chemel.ru/ http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html http://chem-inf.narod.ru/inorg/element.html |