11 класс.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для 11 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования по химии, в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта по химии и учебным планом МБОУ «Средняя школа №2».
Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе среднего (полного) общего образования,согласно школьному учебному плану на изучение химии отводится 51 час (34 учебных недели), 1,5 часа в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Химия, 11класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян,- М:Дрофа, 2011. Содержание уроков химии в 11 классе.
1.Теоретические основы химии – 30ч.
1.1.Современные представления о строении атома – 5ч.
Атом. Изотопы. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s-, p- элементы). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, их мировоззренческое и научное значение. 1.2.Химическая связь– 4ч.
Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь, ее роль в формировании структур биополимеров. Единая природа химических связей. 1.3.Вещество -8ч.
Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.
Истинные растворы.Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.
Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели). Демонстрации
Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. Модели молекул изомеров и гомологов.
Получение аллотропных модификаций серы и фосфора. 1.4.Химические реакции -13ч.
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии по различным признакам. Особенности реакций в органической химии.
Реакции ионного обмена в водных растворах. Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.
Тепловой эффект химической реакции.
Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. Практическое применение электролиза.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах, как биологических катализаторах белковой природы.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.
Демонстрации
Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (II), перманганата калия, хлорида железа (III)).
Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора (оксида марганца (IV) и фермента (каталазы).
Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.
Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора.
Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов. 2.Неорганическая химия – 16ч.
Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.
Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов (на примере водорода, кислорода, галогенов и серы). Общая характеристика подгруппы галогенов (от фтора до иода). Благородные газы.
Демонстрации
Образцы металлов и неметаллов. Возгонка йода.
Изготовление йодной спиртовой настойки.
Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей.
Образцы металлов и их соединений.
Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.
Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой.
Взаимодействие меди с кислородом и серой.
Опыты по коррозии металлов и защите от нее.
Лабораторные опыты Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей. Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).
Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями).
Распознавание хлоридов и сульфатов.
Практические занятия Получение газов и изучение их свойств.
Решение экспериментальных задач по неорганической химии.
Решение экспериментальных задач по органической химии. 3.Химия и жизнь – 5ч.
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность.
Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.
Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты).
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Демонстрации
Образцы лекарственных препаратов и витаминов. Образцы средств гигиены и косметики.
Лабораторные опыты Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки. Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения химии ученик должен: знать / понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников;
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессии и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному предмету.
Учебно-тематический план предмета
«Химия»
Класс – 11
Категория слушателей – обучающиеся школы
Срок обучения – 51 час
Форма обучения – очная
Режим занятий – 1,5 часа в неделю
Используемый учебно-методический комплекс – УМК Габриеляна
Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Практические работы
| Форма контроля
| 1.Теоретические основы химии
| 30
|
|
| 1.1.Современные представления о строении атома –
| 5
|
|
| 1.2.Химическая связь
| 4
|
|
| 1.3.Вещество
| 8
|
| Пров.раб.№1.
| 1.4.Химические реакции
| 13
|
| Пров.раб.№2
| 2.Неорганическая химия
| 16
| 3
| Пров.раб.№3
| 3.Химия и жизнь
| 5
|
|
| Итого:
| 51
| 3
| 3
|
Календарно - тематическое планирование уроков химии в
11 классе
(1,5 часа в неделю – всего 51 час).
Проверочных работ -3, практических работ -3.
№
| Дата
| Тема
| Лабораторный опыт
| Демонстрационный опыт
| Д.З.
| 1.Теоретические основы химии – 30ч.
1.1.Современные представления о строении атома – 5 час.
1 ЧЕТВЕРТЬ (18 Ч.)
| 1
|
| 1.Строение атома. Изотопы.
|
|
| 1, упр.1-5, тест
| 2
|
| 2.Состояние электронов в атоме. Атомные орбитали
|
|
| 2, упр.1-7
| 3
|
| 3.Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Электронная классификация элементов (s-, p- элементы).
|
|
| 3, упр.1-5
| 4
|
| 4.Валентные возможности атомов химических элементов.
|
|
| 4, упр.1-7
| 5
|
| 5.Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома; их мировоззренческое и научное значение.
|
|
|
5, упр.1-7
| 1.2.Химическая связь– 4 час.
| 6
|
| 1.Химическая связь. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических
|
| 1. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. |
6, упр.1-3, 5.
| 7
|
| 2.Ионная связь. Катионы и анионы.
|
|
| 6, упр. 4.
| 8
|
| 3.Металлическая связь.
|
|
| 6, упр.7.
| 9
|
| 4.Водородная связь. Единая природа химических связей.
|
|
| 6, тест.
| 1.3.Вещество -8 ч.
| 10
|
| 1.Гибридизация атомных орбиталей и геометрия молекул.
|
| 1. Модели молекул различной геометрической конфигурации.
2. Кристаллические решетки алмаза и графита.
| 7, упр.1-4
| 11
|
| 2. Теория строения химических соединений.
|
| Модели молекул изомеров и гомологов.
| 8, упр.1-6
| 12
|
| 3.Полимеры.
|
| 1. Коллекция пластмасс и волокон.
2. Образцы неорганических полимеров: аллотропных модификаций серы и фосфора.
3. Модели молекул белков и ДНК.
| 9, упр.1-6
| 13
|
| 4. Дисперсные системы.
|
|
| 10, стр.90-94, упр.1-6
| 14
|
| 5.Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели).
|
| Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.
Эффект Тиндаля.
|
10, стр.94-95.
| 15
|
| 6.Решение задач «Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества
|
|
|
Зад.по тетрад.
| 16
|
| 7.Обобщение «Строение атома. Строение вещества».
|
|
| Повт.1-10.
| 17
|
| 8.Проверочная работа №1 «Строение атома. Строение вещества»
|
|
|
| 1.4.Химические реакции -13 ч.
| 18
|
| 1.Классификация химических реакций в неорганической и органической химии .
|
|
| 11, упр.1-7
|
КОЛИЧЕСТВО ПРОВЕДЕННЫХ УРОКОВ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ.
|
|
2 ЧЕТВЕРТЬ (14 Ч.)
|
| 19
|
| 2.Тепловой эффект химических реакций.
|
|
| 12, упр.1-8
| 20
|
| 3.Скорость химических реакций.
|
| Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора (оксида марганца (IV) и фермента (каталазы).
| 13, упр.1-10
| 21
|
| 4.Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.
|
|
| 14, упр. 1-8
| 22
|
| 5.Окислительно-восстановительные реакции.
|
|
| Зад в тетр.
| 23
|
| 6.Электролиз растворов и расплавов. Практическое применение электролиза.
|
|
| тест
| 24
|
| 7.Электролитическая диссоциация.
| Л.О.Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.
| Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (II),
перманганата калия, хлорида железа (III)).
| 15, упр.1-10
| 25-26
|
| 8-9.Гидролиз неорганических и органических соединений.
| Л.О Гидролиз карбонатов, силикатов щелочных металлов, нитрата цинка.,
|
| 16, упр.1-8, тест.
| 27
|
| 9.Водородный показатель (рН) раствора
| Л.О. Индикаторы и изменение их окраски в различных средах.
2.Л.О. Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора.
|
|
зад. в тетр.
| 28
|
| 11.Решение задач «Вычисления по уравнению массы, объема, или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей»
|
|
|
Зад. по тетрад.
| 29
|
| 12.Обобщение по теме
«Химические реакции»
|
|
|
| 30
|
| 13.Проверочная работа №2 «Химические реакции»
|
|
|
| 2.Неорганическая химия – 16 ч.
| 31
|
| 1.Классификация неорганических соединений.
|
|
| 17, упр.1-3
| 32
|
| 2. Классификация органических соединений.
|
|
| 17, упр.4-7
|
КОЛИЧЕСТВО ПРОВЕДЕННЫХ УРОКОВ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ.
|
|
3 ЧЕТВЕРТЬ (10 Ч.)
|
| 33
|
| 3.Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов
| Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей. Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).
| Образцы металлов и их соединений.
Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой.
Взаимодействие меди с кислородом и серой.
| 18, упр.5-12
| 34
|
| 4.Общие способы получения металлов.
|
|
| 18, упр.13
| 35
|
| 5.Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. |
| Опыты по коррозии металлов и защите от нее.
| 18, упр.14-28
| 36
|
| 6.Неметаллы.
| 1.Л.О. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями).
2.Л.О. Распознавание хлоридов и сульфатов
| Образцы неметаллов
Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.
Возгонка йода.
Изготовление йодной спиртовой настойки.
Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей.
| 19, упр.1-8
| 37
|
| 7.Общая характеристика подгруппы галогенов (от фтора до йода). Благородные газы.
|
|
| 19, упр.9-11
| 38
|
| 8.Кислоты органические и неорганические.
|
|
| 20, упр.1-9
| 39
|
| 9.Основания органические и неорганические.
|
|
| 21, упр.1-7
| 40
|
| 10.Амфотерные органические и неорганические соединения.
|
|
| 22, упр.1-5
| 41
|
| 11.Обобщение «Неорганическая химия»
|
|
| тест
| 42
|
| 12.Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений.
|
|
| 23, упр.1-4
|
КОЛИЧЕСТВО ПРОВЕДЕННЫХ УРОКОВ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ.
|
|
4 ЧЕТВЕРТЬ (9 Ч.)
|
| 43
|
| 13.Проверочная работа №3 ««Неорганическая химия»
|
|
|
| 44
|
| 14.Практическая работа№1 «Получение газов и изучение их свойств».
|
|
| Стр. 383
| 45
|
| 15.Практическая работа№2 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии».
|
|
| Стр. 389
| 46
|
| 16.Практическая работа№3 «Решение экспериментальных задач по органической химии».
|
|
|
Стр. 390
|
3.Химия и жизнь – 5 час.
| 47
|
| 1.Химия и здоровье.
| Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки
| Образцы лекарственных препаратов и витаминов.
| 24, упр.1-8
Защита проектов
| 48
|
| 2.Химия и пища.
|
|
Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.
| 27, упр.11-14
Защита проектов
| 49
|
| 3.Химия в повседневной жизни человека.
| Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению
| Образцы средств гигиены и косметики.
| 27, упр.1-10
Защита проектов
| 50
|
| 4.Химия и сельское хозяйство.
|
| Образцы удобрений.
| 25, упр.1-10
Защита проектов
| 51
|
|
5.Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
|
|
| 26, упр.1-8
Защита проектов.
| КОЛИЧЕСТВО ПРОВЕДЕННЫХ УРОКОВ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ.
|
| ИТОГО ЗА ГОД КОЛИЧЕСТВО ПРОВЕДЕННЫХ УРОКОВ.
|
| |