Результаты изучения предметаДеятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов: в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются: использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения химической информации.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются: В познавательной сфере:
•давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции); описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
•описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции; •классифицировать изученные объекты и явления; наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
•делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.
В ценностно-ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
В трудовой сфере:
•проводить химический эксперимент. В сфере безопасности жизнедеятельности:
•оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. Планируемые результаты освоения ООП ООО8 класс Результаты освоения ООП основного общего образования
| Кол-во часов 30%
| Основные направления деятельности
| Показатели достижения
| Оценивание
| Введение (3 часа)
| Личностные:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений химии, химического языка. Оценивать значение соблюдения ТБ с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
Метапредметные:
Самостоятельно определять цель учебной деятельности, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, составлять (индивидуально или в группе) план решения задачи.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
Вычитывать текстовую информацию. Анализировать, сравнивать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Предметные
определять роль химии и взаимосвязь её с другими науками,
характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы,
проводить простейшие химические опыты с лабораторным оборудованием и объяснять их результаты.
| 1
| Практическая работа
| Устная реклама химической посуды
|
| Химические элементы и вещества в свете атомно – молекулярного учения (11 часов)
| Личностные:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основ знаний основных химических понятий, о веществе, Периодическом законе.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение
Метапредметные:
Самостоятельно определять цель учебной деятельности при организации работы над мини-проектом, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, составлять (индивидуально или в группе) план выполнения проекта.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Работать с разными источниками информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Анализировать, сравнивать факты и явления.
Предметные:
Определять роль химии и взаимосвязь её с другими науками,
Находить черты, свидетельствующие об общих признаках физ. и хим. явлений и их различиях.
Перечислять отличительные свойства химических веществ.
Понимать смысл химических терминов: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, вещество, моль, молярная масса, периодический закон Д.И.Менделеева, изменение свойств х.э., валентность,
Изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
Вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
Использовать знание данных химических понятий при решении задач.
| 3
| 1. Творческая лаборатория «Все мы дома химики…»
2. Мини – проекты «Что в имени моём…»
3.Практикум по решению задач с межпредметным, экологическим и производственным содержанием.
| 1. Представление экспериментов.
Социальная реклама – буклет для населения.
2. Защита мини – проектов. Материал для стенда в кабинет химии.
3. Выборочная защита решения составленных учащимися задач. Материал для дидактической копилки кабинета.
|
| Тема 3. Химические реакции. Законы сохранения массы и энергии (7 часов)
| Личностные:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основ знаний о химической реакции, об уравнении химической реакции, законе сохранения массы и энергии
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение
Метапредметные:
Самостоятельно определять цель учебной деятельности при организации работы над групповым творческим заданием, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, составлять (индивидуально или в группе) план выполнения проекта.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Работать с разными источниками информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Анализировать, сравнивать факты и явления.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию.
Предметные:
Называть признаки и условия осуществления химических реакций;
Определять типы химических реакций;
Составлять уравнения химических реакций различных типов (расставлять коэффициенты в уравнениях х.р.)
Применять закон сохранения массы веществ при решении задач по уравнениям химических реакций;
Следовать правилам пользования химической посудой лаборатор. оборудованием
Вычислять количество (массу) по количеству вещества (массе) одного из вступивших или полученных веществ
| 2
| 1.Интегрированное занятие «Законы сохранения массы и энергии в физике и химии»
2. Лабораторный практикум
«Химические реакции разных типов вокруг нас »
| 1. Защита творческих заданий. Материал для стенда в кабинет химии. 2. Выполнение и защита хим. экспериментальных
задач. Сборник экспериментальных задач.
|
| Тема 4. Вещества в окружающей нас природе и технике (6 часов)
| Личностные:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе знаний о чистых веществах и смесях, растворах.
Использовать знания для критической оценки информации о в-вах, используемых в быту.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение
Метапредметные:
Самостоятельно определять цель учебной деятельности при организации работы над творческой задачей.
Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, составлять (индивидуально или в группе) план решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Работать с разными источниками информации.
Анализировать, сравнивать факты и явления.
Предметные:
Проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
Следовать правилам пользования химической посудой лаборатор. оборудованием.
Вычислять массу воды и веществ в растворах с определенной массовой долей растворенного вещества.
| 2
| 1.Лабораторный практикум по решению творческих задач.
2.Практикум по решению задач на растворы с экологическим и производственным содержанием.
| 1. Выполнение и защита творческих задач. Сборник творческих задач для кабинета.
2. Выборочная защита решения учащимися задач. Материал для дидактической копилки кабинета
|
| Тема 5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение. (8 часов)
| Личностные:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе знаний о газовых законах, свойствах газов на примере кислорода.
Использовать знания для критической оценки информации о кислороде, воздухе.
Оценивать жизненные ситуации о составе воздуха с точки зрения способов защиты окружающей среды от загрязнения, безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение
Метапредметные:
Самостоятельно определять цель учебной деятельности при организации работы над мини – проектом.
Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, составлять (индивидуально или в группе) план выполнения проекта..
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Работать с разными источниками информации.
Анализировать, сравнивать факты и явления.
Предметные:
Описывать связь между свойствами кислорода и сферами его применения; способы защиты окружающей среды от загрязнения;
Вычислять объемы газов по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ;
Распознавать опытным путем кислород;
Следовать правилам получения и собирания кислорода; пользования химической посудой лаборатор. оборудованием.
| 2
| 1. Мини – проекты.
2.Экскурсия в лабораторию по мониторингу атмосферного воздуха
| 1.Защита мини – проектов.
Презентации.
Буклет.
2. Отзыв: эссе, репортаж о состоянии атмосферного воздуха в г. Лесосибирске, бюллетень в кабинет химии, фотовысавка.
Выступление для учащихся 5 класса школы.
|
| Тема 6. Основные классы неорганических соединений (13 часов)
| Личностные:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе знаний об основных классах неорганических соединений.
Использовать знания для критической оценки информации об оксидах, основаниях, кислотах, солях.
Оценивать жизненные ситуации о свойствах кислот, щелочей, солей с точки зрения способов защиты окружающей среды от загрязнения, безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение, устанавливая генетическую связь неорганических соединений.
Метапредметные:
Самостоятельно определять цель учебной деятельности при организации работы над экспериментом.
Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, составлять (индивидуально или в группе) план выполнения эксперимента..
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Работать с разными источниками информации.
Анализировать, сравнивать состав и свойства неорганических соединений разных классов, классифицировать соединения. Предметные:
Описывать связь между свойствами кислот и щелочей и сферами их применения; Называть вещества по их химическим формулам;
Составлять формулы неорганических соединений различных классов (по валентности)
Определять принадлежность
неорганических веществ к определенному классу;
Характеризовать химические свойства неорганических веществ различных классов;
Определять продукты химических реакций по формулам исходных веществ; определять исходные вещества по формулам продуктов химических реакций;
Составлять уравнения химических реакций;
Распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей;
Следовать правилам работы с кислотами и щелочами, пользования химической посудой и лаборатор. оборудованием, правилам нагревания.
| 4
| 1-2. Лабораторный практикум «Свойства неорганических веществ разных классов» 3. Групповой проект «Неорганические вещества в природе, технике, в быту».
4. Урок взаимообучения «Генетическая связь основных классов неорганических соединений»
| 1,2. Лабораторные опыты (отчёты).
Материал для стенда в кабинет химии. 3. Защита проекта.
Плакат – презентация.
Папка с информационным материалом. 4..Работа в группах.
Схемы генетической связи, алгоритмы.
|
| Тема 7. Строение атома (4 часа)
| Личностные:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе знаний основных химических понятий о строении атома, химическом элементе. веществе, Периодическом законе.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение на основе установления взаимосвязи данных физики и химии о строении атома.
Метапредметные:
Самостоятельно определять цель учебной деятельности при организации работы над мини-проектом, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, составлять (индивидуально или в группе) план выполнения проекта.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Работать с разными источниками информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Анализировать, сравнивать факты и явления.
Предметные:
Определять роль химии и взаимосвязь её с другими науками: физикой, математикой.
Объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номера группы и периода;
Составлять схемы строения атомов элементов (от водорода до кальция) на основе их положения в П.С. Д.И.Менделеева.
| 1
| 1.Интегрированное занятие
«Физики и химики о строении атома и свойствах химических элементов»
| 1.Защита мини – проектов.
Материал (викторина, дидактические игры по строению атома, сообщения-презентации) по темам: радиоактивность, применение радиоизотопов.
|
| Тема 8. Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева (3 часа)
| Личностные:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе знаний основных химических понятий о строении атома, хим. элементе, Периодическом законе и периодической системе химических элементов.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение на основе установления связей строение атома – свойства химических элементов.
Метапредметные:
Самостоятельно определять цель учебной деятельности при организации работы над мини-проектом, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, составлять (индивидуально или в группе) план выполнения проекта.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Работать с разными источниками информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Анализировать, сравнивать факты и явления, оформлять собранный материал в разной форме.
Предметные:
Ообъяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номера группы и периода;
Объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
Характеризовать элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в П.С. Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;
Оописывать свойства высших оксидов химических элементов (№ 1-20), а также свойства соответствующих им кислот и оснований
| 1
| 1.Групповой проект
« Периодическому закону будущее не грозит разрушением…»
| Защита мини – проектов: Открытие периодического закона.
Развитие периодического закона и периодической системы. Научный подвиг Д.И.Менделеева.
Материал для выставки в кабинете.
Сценарий беседы для учащихся 6-7 классов по теме «Великие люди России».
Дидактические игры по периодической системе.
|
| Тема 9. Химическая связь и строение вещества в свете электронной теории (5 часов)
| Личностные:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе знаний основных химических понятий о строении атома, хим. элементе, Периодическом законе и периодической системе химических элементов, типах химической связи.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение на основе установления связей строение атома – тип химической связи – тип кристаллической решётки - свойства химических веществ.
Метапредметные:
Самостоятельно определять цель учебной деятельности при организации работы над мини-проектом, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, составлять (индивидуально или в группе) план выполнения проекта.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Работать с разными источниками информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Анализировать, сравнивать факты и явления, оформлять собранный материал в разной форме.
Предметные:
Определять степень окисления элементов в соединениях;
Определять тип химической связи между атомами в простых веществах и– тип кристаллической решётки в типичных соединениях.
| 2
| 1. Урок взаимообучения
«Типы химической связи»
2. Интегрированный групповой проект «Кристаллическое состояние веществ»
| 1. Алгоритмы : определение степени окисления хим. элементов, определение типов химической связи в соединениях по формулам и данным о свойствах.
Работа в группах.
Набор дидактических материалов для работы в группах.
2. Мини – проекты: Кристаллография.
Кристаллическое строение и свойства веществ.
Применение веществ с разной кристаллической решёткой в промышленности, в быту.
Материал для стенда.
Памятка «Как вырастить кристаллы».
|
| Тема 10. Химические реакции в свете электронной теории 5 часа)
|
Предметные:
Определять степень окисления элемента в соединениях;
Составлять уравнения ОВР.
| 2
| 1. Урок взаимообучения
«Окислительно-восстановительные реакции» 2. Практикум «Сущность и классификация хим. реакций в свете электронной теории»
| 1. Алгоритмы: определение окислителя, восстановителя, процессов окисления, восстановления.
2. Памятка для учащихся.
1. Работа в группах.
2. Памятка для учащихся «Как расставить коэффициенты в уравнениях ОВР»
3. Плакат-презентация «Классификация химических реакций на основе электронной теории»
|
| Тема 11. Водород – рождающий воду и энергию (2 часа)
| Предметные:
Следовать правилам получения и собирания водорода;
Распознавать водород опытным путем;
Называть и характеризовать свойства водорода и воды.
| 1
| 1. Проблемный демонстрационный эксперимент.
| 1.Работа экспериментаторов-лаборантов.
2. Презентация
«Химический элемент водород в космосе и на Земле», «Тяжёлая вода»
3. Плакат-презентация «Применение водорода»
4. Материал «Занимательные опыты с водородом»
|
| Тема 12. Галогены (3 часа )
| Предметные:
называть и характеризовать
свойства галогенов, хлороводорода, соляной кислоты;
выделять качественные реакции на ионы галогенов.
Следовать правилам пользования химической посудой лаборатор. оборудованием, правилам техники безопасности при работе с химическими веществами: растворами кислот, солей.
| 1
| 1. Групповой проект
«Галогены в природе и жизни человека»
| 1. Защита проекта.
2. Памятка населению
«Как пополнить содержание йода в организме »
3. Стенд-презентация «Биологическая роль галогенов», «Из истории открытия…», «Применение галогенов и их соединений»
|
| |