Методические рекомендации к изучению темы «Состав ядра атома. Изотопы. Химический элемент»
Оборудование и дидактический материал для изучения темы:
1. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
2. Электронные издания:
«Уроки химии Кирилла и Мефодия 8-9 класс»
Тема 3 «Периодический закон. Строение вещества»
Урок 18 «Строение атома»
«Открытая Химия 2.6»
Глава 1 «Введение в химию»
Раздел 1.1. «Понятие об атомах»
3. Авторский компьютерный тест «Строение атома»
4. Карточки химических элементов и с формулами химических веществ
5. Интерактивная доска Тема урока: Состав ядра атома. Изотопы. Химический элемент.
Цели урока:
Сформировать у учащихся понятия об атоме как сложной нейтральной частице, состоящей из протонов, электронов и нейтронов.
Сформировать понятие «химический элемент»
Сформировать у учащихся представление об изменениях в составе ядер атомов химических элементов.
Создание условий для реализации учебных возможностей ученика.
Формирование навыков работы с обучающими компьютерными программами.
Раздаточный материал:
1. «Химическая разминка»
Содержание: 1) N, O, H, Al, Si, Ca, Mg, K, Fe, Cu, Mn
Н2, О2, Н2О, H2SO4, Cl2, Cl2O7, HNO3
2. Запишите формулы изотопов водорода, кислорода и хлора. Запишите состав их ядер.
3. Запишите определения понятия «атом», «химический элемент», «изотопы».
4. Запишите формулы, по которым рассчитывают число протонов, нейтронов и электронов.
5. Выполнить компьютерный тест «Строение атома» Ход урока:
Этап 1. Ориентировочно-мотивационный (10 мин)
«Химическая разминка». (Используя интерактивную доску)
1) Учитель показывает карточки химических элементов, учащиеся называют их и указывают местоположение данного элемента в ПСХЭ.
2) Учитель показывает карточки с формулами химических веществ, учащиеся читают записи.
С целью мотивирования учащихся учитель сообщает следующую информацию: «Вы знаете, чем знаменит Железногорск?
Железногорск знаменит тем, что в этот город свозят все радиоактивные отходы. И эти отходы проникают в грунтовые воды, а затем разносятся по рекам, в том числе попадая в Енисей, и попадают в мировой океан. И как вы знаете воду из Енисея, которая не очень хорошо очищена, мы потребляем в пищу, а это влечет за собой онкологические заболевания.
На уроке мы будет изучать изотопы, которые обладают радиоактивностью.»
Этап 2. Операционно-исполнительский (25 мин)
Работа учеников с электронными изданиями:
«Уроки химии Кирилла и Мефодия 8-9 класс»
«Химия в школе 2.6».
После работы с компьютерной программой проводится фронтальная беседа. Формируем понятия «химический элемент» и «изотоп».
Дайте определение «атом»?
Дайте определение «изотопы»?
Дайте определение «химический элемент»?
Из чего состоит ядро?
Можно ли в ядре изменить число каких-либо частиц?
Что при этом произойдет с химическим элементом?
Этап 3. Рефлексивно-оценочный (10мин)
Учащиеся выполняют компьютерный тест.
|