Скачать 51.22 Kb.
|
Чуканова Надежда Михайловна, учитель биологии и химии Общественный смотр знаний по теме «Первоначальные химические понятия». Тип урока: обобщающий. Форма урока: игра. Цели урока: Обобщить первоначальные химические понятия, уметь составлять химические формулы, уравнения реакций, определять их тип. Обобщить знания о веществе и химической реакции на основе атомно-молекулярного учения, показать значение этих знаний в теории и практике. Уметь решать задачи с использованием понятий «моль» и «молярная масса», проводить опыты по разделению смеси, определению состава воздуха, уметь пользоваться спиртовкой и разными видами химической посуды. Уметь работать самостоятельно и в коллективе, уметь выделять главное, сравнивать, делать выводы. Подготовка к этому уроку начинается за неделю до смотра. Весь класс делится на две команды. Каждая команда получает домашнее задание:
(За ответы команда получает жетончики.) Проведение урока – игры. I Вступление. Слово учителя. Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со стихов. Их написал замечательный русский ученый М.В.Ломоносов, человек поистине энциклопедических знаний. Он сделал немало открытий не только в таких науках, как химия. Физика, астрономия, но и с большим успехом работал в области литературы, риторики и др. Ломоносов писал о химии: В земное недро ты, Химия, Проникни взора остротой, И что содержит в нем Россия, Драги сокровища открой. Поистине сокровищами являются те знания, которые получает каждый человек в течение всей жизни. Итак, мы начинаем наш 1-й конкурс – это разминка или «Давайте познакомимся» (диктант). Он состоит из трех этапов. (Всем учащимся раздают листочки разного цвета.) Задание1 касается физических или химических явлений. При ответе надо ставить Ф – если физическое явление, и Х – химическое явление. а) испарение воды; б) помутнение известковой воды под действием углекислого газа; в) горение свечи; г) ковка металла; д) обугливание лучины; е) ржавление гвоздя. ( ФХХФХХ) Задание -2, где речь идет о чистых веществах и смесях. В ответе должно быть: В – если это вещество, и С – если это смесь: а) дистиллированная вода б) медь; в) почва; г) сахар; д) воздух; е) фосфор. (ВВСВСВ) Задание- 3. В третьем задании вы должны определить, в каких предложениях идет речь о химическом элементе, а в каких – о веществе. В ответе должно быть: Э – если элемент, В – если простое вещество. а) Медь входит в состав медного купороса. б) Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде. в) Железо входит в состав ржавчины. г) Железо во влажном воздухе ржавеет. д) Сера смешана с железом. е) Оксид меди состоит из кислорода и меди. ( ЭВЭВВЭ). II – конкурс. Слово учителя: А теперь мы приступаем к проведению 2-го конкурса «Химик – эрудит». В этом конкурсе мы узнаем, как вы усвоили понятие «валентность», научились определять ее по формуле, составлять формулы по валентности, расставлять коэффициенты в уравнениях, определять тип реакции. Задание -1 «Знаешь ли ты валентность?» а) Как обозначить при помощи химических знаков: пять атомов кислорода, две молекулы кислорода, молекулу кислорода. Задание -2: «Учись уравнивать» а) HgO → Hg + O2 б) Mg + O2 → MgO в) Al + CuCl2 → AlCl3 + Cu Слово учителя. Ну что ж, вы, наверное, очень устали, вам пришлось много потрудиться, поэтому теперь необходимо немного отдохнуть, расслабиться. Я вас приглашаю в Игротеку, где мы немного поиграем, ведь вы очень любите игры. Итак, наша 1-я игра – «Эстафета». Каждая команда получает лист чистой бумаги на заднюю парту и задание: данное вещество необходимо быстро и наиболее полно описать по физическим свойствам. При этом надо передать этот листок вперед по ряду. Каждая парта учащихся дописывает свое свойство, пока листок доходит до первой парты. Учитель зачитывает вслух описание данного вещества, сделанное каждой командой, и оценивает его. Задание командам: 1-я команда – описать физические свойства воды. 2-я команда – описать физические свойства поваренной соли. Слово учителя. А теперь – 2-я часть нашей игротеки – восстановите следующие слова. Раздаются предложения с пропусками, их надо заполнить словами: «атом» или «молекула». Задание для первой команды:
Задание для второй команды:
Слово учителя, Отдохнули, а теперь опять за дело. Следующий наш конкурс «К сияющим вершинам». Этот конкурс по решению задач. Лишь только тот доберется до «вершины горы», кто сумеет быстро и правильно решить задачу. Надо правильно записать краткое условие задачи и решить. Через несколько минут вызвать к доске по одному учащемуся от каждой команды. Задача для 1-й команды: Вычислите массу (в граммах), которую составляет 0,5 моль углекислого газа (СО2). Определите число молекул, содержащихся в данном количестве вещества. Задача для 2-й команды: Определите, какое количество вещества соответствует 36 102 молекул сероводорода (H2S). Определите массу этого количества вещества. Слово учителя. Вы, наверное устали, поэтому мы приступаем к следующему конкурсу – практическому, ведь теория проверяется практикой. Наш следующий конкурс называется «Химик – экспериментатор». К демонстрационному столу приглашаются представители (1-2 человека) От каждой команды для выполнения практического задания. Задание для 1-й команды: Дана смесь соли с песком. Отделите песок от соли. Какая это смесь? Какие виды смеси вы знаете? Задание для 2-й команды: Дана смесь железа и серы. Какая это смесь? Чем отличается смесь от сложного вещества? В конце урока подводят окончательные итоги всех конкурсов. Поздравление победителей. В общий итог прибавляют также очки (баллы) за составленный дома кроссворд, который заранее проверяется. Также если есть время то прочитываются сообщения заранее подготовленные учащимися по теме «В мире интересного». 2009-2010 учебный год |