№ урока
| Тема урока
| Основное содержание урока
| Эксперимент
| Дата
|
Глава 1. Химия в центре естествознания, 11 часов
|
1
| Химия как часть естествознания. Предмет химии
| Естествознание — комплекс наук о природе: физики, химии, биологии и географии. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу. Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как их индивидуальные признаки. Свойства веществ как основа их применения
| Д. Коллекция разных предметов или фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства — применение»
|
|
2
| Наблюдение
и эксперимент как
методы изучения естествознания и химии
| Наблюдение как основной метод познания окружающего
мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или
предсказывающее протекание
наблюдаемого явления. Эксперимент. Лаборатория.
Эксперимент лабораторный и
домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента. Строение пламени
свечи, сухого горючего,
спиртовки
| Д. Учебное оборудование, используемое на уроках
физики, биологии, географии и химии.
Д. Научное наблюдение
и его описание. Изучение
строения пламени
|
|
3
| Практическая работа
№ 1. Знакомство с лабораторным
оборудованием. Правила
техники
безопасности
| Правила техники
безопасности при работе
в химическом кабинете.
Лабораторное оборудование:
устройство, назначение,
приемы обращения
|
|
|
4
| Практическая работа
№ 2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство и
работа
спиртовки
| Наблюдение. Устройство
спиртовки и правила обращения с нагревательными
приборами
|
|
|
5
| Моделирование
| Модели как абстрагированные копии изучаемых
объектов и процессов.
Модели в физике. Электрофорная машина как абстрагированная модель молнии.
Модели в биологии.
Биологические муляжи.
Модели в химии: материальные (модели атомов, молекул,
кристаллов, аппаратов и установок) и знаковые (химические знаки, химические
формулы и химические
уравнения)
| Л. Логическое построение модели невидимого
объекта.
Д. Электрофорная машина
в действии. Географические
модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи
органов и систем органов
растений, животных и чело-
века). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и их кристаллических решеток
|
|
6
| Химические
знаки
и формулы
| Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение,
произношение и информация,
которую они несут.
Химические формулы. Их
обозначение, произношение
и информация, которую они
несут. Индексы и
коэффициенты. Простые
и сложные вещества
| Д. Шаростержневые модели
воды, углекислого и сернистого газов, метана.
ДО. Изготовление моделей
молекул химических
веществ из пластилина
|
|
7
| Химия
и физика
| Понятия «атом», «молекула», «ион». Основные
положения атомно-
молекулярного учения.
Кристаллическое состояние
вещества. Кристаллические
решетки твердых веществ.
Диффузия. Броуновское
движение
| Д. Образцы твердых
веществ кристаллического
строения. Модели кристаллических решеток.
ДЭ. Распространение запаха
одеколона, духов или дезодоранта (процесс диффузии).
ДО. Диффузия сахара в воде.
Диффузия перманганата
калия в желатине
|
|
8
| Агрегатные
состояния
веществ
| Понятие об агрегатном состоянии вещества. Газообразные,
жидкие и твердые вещества.
Кристаллические и аморфные
твердые вещества. Физические и химические явления
| Д. Вода в трех агрегатных
состояних. Твердые вещества.
ДЭ. «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах.
ДО. Опыт с пустой закрытой
пластиковой бутылкой
|
|
9
| Химия
и география
| Геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия, литосфера. Элементный состав
геологических составных частей планеты. Минералы и горные породы. Магматические
и осадочные (органические
и неорганические, в том числе
и горючие) породы
| Д. Коллекция минералов
(лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит).
Коллекция горных пород
(гранит, различные формы
кальцита — мел, мрамор,
известняк). Коллекция горючих ископаемых (нефть,
каменный уголь, сланцы,
торф).
Л. Изучение гранита
с помощью увеличительного
стекла
|
|
10
| Химия
и биология
| Химический состав живой
клетки: неорганические
(вода и минеральные соли)
и органические (белки, жиры, углеводы, витамины)вещества.
Простые и сложные вещества,
их роль в жизнедеятельности
организмов.
Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Роль хлорофилла в фотосинтезе.
Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел,
углеводов и витаминов для
жизнедеятельности организмов.
| ДЭ. Спиртовая экстракция
хлорофилла из зеленых
листьев растений. Качественная реакция на белок.
Л. Определение содержания
воды в растении. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корке. Обнаружение
масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха.
Обнаружение крахмала
в пшеничной муке.
ДО. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом
(определение витамина С
в различных соках).
Д. Таблица «Животная
и растительная клетка»
|
|
11
| Качественные реакции
в химии
| Понятие о качественных реакциях как о реакциях, воспринимаемых органолептически
с помощью зрения, слуха,
обоняния. Аналитический
эффект. Определяемое
вещество и реактив на него.
Возможность изменения их роли
на противоположную
| ДЭ. Качественная реакция
на кислород. Качественная
реакция на углекислый
газ. Л. Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду. Обнаружение известковой воды среди различных веществ.
ДО. Обнаружение крахмала
в продуктах питания
|
|
Глава 2. Математика в химии, 9 часов
|
12
| Относительные атомная
и молекулярная
массы
| Относительная атомная масса
элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице
Д. И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле
вещества как суммы относи-
тельных атомных масс,
составляющих вещество
химических элементов
| Д. Шкала объектов
(замок — человек.
человек — яблоко,
яблоко — гусеница,
гусеница — амеба,
амеба — белок, белок —
ДНК, ДНК — молекула
воды, молекула воды —
атом водорода)
|
|
13
| Массовая до-
ля элемента
в сложном
веществе
| Понятие о массовой доле
химического элемента (ш)
в сложном веществе и ее
расчет по формуле вещества.
|
|
|
14
| Чистые
вещества
и смеси
| Понятие о чистом веществе
и о смеси. Смеси газообразные
(воздух, природный газ), жидкие (нефть) и твердые (горные
породы, кулинарные смеси
и СМС).
Смеси гомогенные и гетеро-
генные
| Д. Коллекция различных
видов мрамора и изделий
(или иллюстраций изделий)
из него. Смесь речного и
сахарного песка. Коллекция
нефти и нефтепродуктов.
Коллекция бытовых смесей
(кулинарных смесей, СМС,
шампуней, напитков и др.)
|
|
15
| Объемная
доля газа
в смеси
| Понятие об объемной доле (φ)
компонента газовой смеси.
Состав воздуха и природного
газа.
Расчет объема компонента
газовой смеси по его объемной
доле, и наоборот
| Д. Диаграмма состава атмосферного воздуха. Диаграмма состава природного газа
|
|
16
| Массовая до-
ля вещества
в растворе
| Понятие о массовой доле вещества (IV) в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора
и массовой доле растворенного
вещества и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий
|
|
|
17
| Практическая работа № 3. Приготовление раствора с за-
данной массовой долей
растворенного вещества
|
|
|
|
18
| Массовая до-
ля примесей
| Понятие о чистом веществе и
примеси. Массовая доля примеси (iv) в образце исходного
вещества. Основное вещество.
Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей, и другие
модификационные расчеты с
использованием этих понятий
| Д. Коллекция «Минералы
и горные породы».
ДО. Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов,
содержащих определенную
долю примесей, по их этикеткам
|
|
19
| Решение за-
дач и упражнений по теме «Математика в химии»
|
|
|
|
20
| Контрольная работа
№ 1 по теме
«Математика в химии»
|
|
|
|
Глава 3. Явления, происходящие с веществами, 11 часов
|
21
| Разделение
смесей.
1. Способы
разделения смесей
| Способы разделения смесей и
очистка веществ. Некоторые
простейшие способы разделения смесей: просеивание, отстаивание, декантация и др.
| ДЭ. Просеивание смеси
муки и сахарного песка.
Разделение смеси порош-
ка серы и железных
опилок. Разделение смеси порошка серы и песка. Раз-
деление смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки.
Центрифугирование.
ДО, Разделение смеси сухого
молока и речного песка.
Практическая работа № 4.
Выращивание кристаллов
соли (домашний эксперимент)
|
|
22
| 2. Фильтрование
| Фильтрование в лаборатории,
быту и на производстве.
Понятие о фильтрате
| ДЭ. Фильтрование.
Разделение смеси воды и речного песка. Д. Фильтр Шотта. Воронка Бюхнера. Установка для
фильтрования под вакуумом. Респираторные маски и марлевые повязки.
Л. Изготовление обычного и складчатого фильтров из фильтровальной бумаги или бумажной салфетки.
ДО. Изготовление марлевых
повязок как средства индивидуальной защиты, в период эпидемии гриппа. Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация
|
|
23
| 3. Адсорбция
| Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент, его использование в бы-
ту, на производстве и в военном деле. Устройство противогаза
| ДЭ. Адсорбционные свойства активированного угля. Д. Противогаз и его устройство. ДО. Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы.
Адсорбция кукурузными
палочками паров пахучих
веществ
|
|
24
| Дистилляция
| Дистилляция как процесс вы-
деления вещества из жидкой
смеси.
Дистиллированная вода
и области ее применения.
Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории
(кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания)
и природе.
Перегонка нефти.
Нефтепродукты .
Фракционная перегонка
жидкого воздуха
| ДЭ. Получение дистиллированной воды с помощью
лабораторной установки для
перегонки жидкостей. Раз-
деление смеси перманганата
и дихромата калия способом
кристаллизации .
Д. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». Катализатор.
ДО. Очистка воды
|
|
25
| Обсуждение
результатов
практической работы № 4. Выращивание
кристаллов
соли (домашний опыт)
|
|
|
|
26
| Практическая работа
№ 5. «Очистка поварен-
ной соли»
|
|
|
|
27
| Химические
реакции. Условия протекания и прекращения
химических
реакций
| Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие.
Условия течения и прекращения химических реакций
| Д. Устройство кислотного
огнетушителя.
ДЭ. «Вулкан на столе». Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью
известковой воды. Каталитическое разложение пероксида водорода (катализа-
тор — диоксид марганца
(IV). Ферментативное
разложение пероксида
водорода с помощью
каталазы
ДО. Изготовление само-
дельного огнетушителя
|
|
28
| Признаки
химических
реакций
| Признаки химических
реакций. Образование осадка, выделение газа, появление запаха, изменение цвета,'
выделение или поглощение
тепла.
|
|
|
29
| Обсуждение
результатов
практической работы № 6 «Изучение процесса коррозии железа» (домашний опыт)
|
|
|
|
30
| Обобщение
и актуализация знании по теме «Явления, происходящие с веществами».
Подготовка
к контрольной работе
№2
|
|
|
|
31
| Контрольная работа № 2 по теме «Явления,
происходящие с веществами»
|
|
|
|
Глава 4. Рассказы по химии, 3 часа
|
32
| Ученическая конференция «Вы-
дающиеся
русские ученые-химики». О жизни
и деятельности М. В. Ломоносова,
Д. И. Менделеева,
А. М. Бутлерова
|
|
|
|
33
| Конкурс
сообщений
учащихся
«Мое люби-
мое химическое вещество». Об открытии, получении и
значении выбранного химического
вещества
|
|
|
|
34
| Резервное время
|
|
|
|