Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 150.91 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.02.2014
Размер150.91 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
f:\х7 001.jpgОсновные задачи изучения пропедевтического курса химии:

  • разгрузить, насколько это возможно, курс химии основной школы;

  • сформировать устойчивый познавательный интерес к химии;

  • отработать те предметные знания и умения (в первую очередь экспериментальные умения, а также умения решать расчетные задачи), на формирование которых не хватает времени при изучении химии в 8-м и 9-м классах;

  • рассказать о ярких, занимательных, эмоционально насыщенных эпизодах становления и развития химии, чего учитель, находясь в вечном цейтноте, почти не может себе позволить;

  • интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия»

Курс построен на идее реализации межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, а потому позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. В результате уменьшается психологическая нагрузка на учащихся с появлением новых предметов. Таким образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В конечном счете такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия – наука экспериментальная. Поэтому в 7 классе рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.

Предложенный курс как в теоретической, так и в фактической своей части практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе.

Содержание курса выстроено с учётом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников. В подростковом возрасте происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по самоорганизации и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На этапе основного общего образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Основу изучения пропедевтического курса химии составляют:

1) деятельностный подход;

2) витагенный подход к изучению предмета;

3) теория поэтапного формирования умственных действий;

4) принцип интегративного подхода в образовании;

5) использование электронных образовательных ресурсов.

Реализация данной рабочей программы предполагает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  • использование для познания окружающего мира различных научных методов (наблюдение, измерение, описание, эксперимент);

  • проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;

  • использование для решения познавательных задач различных источников информации;

  • представление информации в различном виде, перевод информации из одного вида в другой;

  • соотнесение витагенного опыта личности с изучаемым материалом, выявление проблем в интерпретации витагенного опыта с позиций научного знания;

  • соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.


Поурочное планирование курса «Химия. Вводный курс 7 класс»

(всего 34 часа)


урока

Тема урока

Основное содержание урока

Эксперимент

Дата

Глава 1. Химия в центре естествознания, 11 часов

1

Химия как часть естествознания. Предмет химии

Естествознание — комплекс наук о природе: физики, химии, биологии и географии. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу. Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как их индивидуальные признаки. Свойства веществ как основа их применения

Д. Коллекция разных предметов или фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства — применение»




2

Наблюдение

и эксперимент как

методы изучения естествознания и химии

Наблюдение как основной метод познания окружающего

мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или

предсказывающее протекание

наблюдаемого явления. Эксперимент. Лаборатория.

Эксперимент лабораторный и

домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента. Строение пламени

свечи, сухого горючего,

спиртовки

Д. Учебное оборудование, используемое на уроках

физики, биологии, географии и химии.

Д. Научное наблюдение

и его описание. Изучение

строения пламени




3

Практическая работа

№ 1. Знакомство с лабораторным

оборудованием. Правила

техники

безопасности

Правила техники

безопасности при работе

в химическом кабинете.

Лабораторное оборудование:

устройство, назначение,

приемы обращения







4

Практическая работа

№ 2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство и

работа

спиртовки

Наблюдение. Устройство

спиртовки и правила обращения с нагревательными

приборами







5

Моделирование

Модели как абстрагированные копии изучаемых

объектов и процессов.

Модели в физике. Электрофорная машина как абстрагированная модель молнии.

Модели в биологии.

Биологические муляжи.

Модели в химии: материальные (модели атомов, молекул,

кристаллов, аппаратов и установок) и знаковые (химические знаки, химические

формулы и химические

уравнения)

Л. Логическое построение модели невидимого

объекта.

Д. Электрофорная машина

в действии. Географические

модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи

органов и систем органов

растений, животных и чело-

века). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и их кристаллических решеток




6

Химические

знаки

и формулы

Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение,

произношение и информация,

которую они несут.

Химические формулы. Их

обозначение, произношение

и информация, которую они

несут. Индексы и

коэффициенты. Простые

и сложные вещества

Д. Шаростержневые модели

воды, углекислого и сернистого газов, метана.

ДО. Изготовление моделей

молекул химических

веществ из пластилина




7

Химия

и физика

Понятия «атом», «молекула», «ион». Основные

положения атомно-

молекулярного учения.

Кристаллическое состояние

вещества. Кристаллические

решетки твердых веществ.

Диффузия. Броуновское

движение

Д. Образцы твердых

веществ кристаллического

строения. Модели кристаллических решеток.

ДЭ. Распространение запаха

одеколона, духов или дезодоранта (процесс диффузии).

ДО. Диффузия сахара в воде.

Диффузия перманганата

калия в желатине




8

Агрегатные

состояния

веществ

Понятие об агрегатном состоянии вещества. Газообразные,

жидкие и твердые вещества.

Кристаллические и аморфные

твердые вещества. Физические и химические явления

Д. Вода в трех агрегатных

состояних. Твердые вещества.

ДЭ. «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах.

ДО. Опыт с пустой закрытой

пластиковой бутылкой




9

Химия

и география

Геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия, литосфера. Элементный состав

геологических составных частей планеты. Минералы и горные породы. Магматические

и осадочные (органические

и неорганические, в том числе

и горючие) породы

Д. Коллекция минералов

(лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит).

Коллекция горных пород

(гранит, различные формы

кальцита — мел, мрамор,

известняк). Коллекция горючих ископаемых (нефть,

каменный уголь, сланцы,

торф).

Л. Изучение гранита

с помощью увеличительного

стекла




10

Химия

и биология

Химический состав живой

клетки: неорганические

(вода и минеральные соли)

и органические (белки, жиры, углеводы, витамины)вещества.

Простые и сложные вещества,

их роль в жизнедеятельности

организмов.

Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Роль хлорофилла в фотосинтезе.

Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел,

углеводов и витаминов для

жизнедеятельности организмов.

ДЭ. Спиртовая экстракция

хлорофилла из зеленых

листьев растений. Качественная реакция на белок.

Л. Определение содержания

воды в растении. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корке. Обнаружение

масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха.

Обнаружение крахмала

в пшеничной муке.

ДО. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом

(определение витамина С

в различных соках).

Д. Таблица «Животная

и растительная клетка»




11

Качественные реакции

в химии

Понятие о качественных реакциях как о реакциях, воспринимаемых органолептически

с помощью зрения, слуха,

обоняния. Аналитический

эффект. Определяемое

вещество и реактив на него.

Возможность изменения их роли

на противоположную

ДЭ. Качественная реакция

на кислород. Качественная

реакция на углекислый

газ. Л. Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду. Обнаружение известковой воды среди различных веществ.

ДО. Обнаружение крахмала

в продуктах питания




Глава 2. Математика в химии, 9 часов

12

Относительные атомная

и молекулярная

массы

Относительная атомная масса

элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице

Д. И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле

вещества как суммы относи-

тельных атомных масс,

составляющих вещество

химических элементов

Д. Шкала объектов

(замок — человек.

человек — яблоко,

яблоко — гусеница,

гусеница — амеба,

амеба — белок, белок —

ДНК, ДНК — молекула

воды, молекула воды —

атом водорода)




13

Массовая до-

ля элемента

в сложном

веществе

Понятие о массовой доле

химического элемента (ш)

в сложном веществе и ее

расчет по формуле вещества.







14

Чистые

вещества

и смеси

Понятие о чистом веществе

и о смеси. Смеси газообразные

(воздух, природный газ), жидкие (нефть) и твердые (горные

породы, кулинарные смеси

и СМС).

Смеси гомогенные и гетеро-

генные

Д. Коллекция различных

видов мрамора и изделий

(или иллюстраций изделий)

из него. Смесь речного и

сахарного песка. Коллекция

нефти и нефтепродуктов.

Коллекция бытовых смесей

(кулинарных смесей, СМС,

шампуней, напитков и др.)




15

Объемная

доля газа

в смеси

Понятие об объемной доле (φ)

компонента газовой смеси.

Состав воздуха и природного

газа.

Расчет объема компонента

газовой смеси по его объемной

доле, и наоборот

Д. Диаграмма состава атмосферного воздуха. Диаграмма состава природного газа




16

Массовая до-

ля вещества

в растворе

Понятие о массовой доле вещества (IV) в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора

и массовой доле растворенного

вещества и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий







17

Практическая работа № 3. Приготовление раствора с за-

данной массовой долей

растворенного вещества










18

Массовая до-

ля примесей

Понятие о чистом веществе и

примеси. Массовая доля примеси (iv) в образце исходного

вещества. Основное вещество.

Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей, и другие

модификационные расчеты с

использованием этих понятий

Д. Коллекция «Минералы

и горные породы».

ДО. Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов,

содержащих определенную

долю примесей, по их этикеткам




19

Решение за-

дач и упражнений по теме «Математика в химии»










20

Контрольная работа

№ 1 по теме

«Математика в химии»










Глава 3. Явления, происходящие с веществами, 11 часов

21

Разделение

смесей.

1. Способы

разделения смесей

Способы разделения смесей и

очистка веществ. Некоторые

простейшие способы разделения смесей: просеивание, отстаивание, декантация и др.

ДЭ. Просеивание смеси

муки и сахарного песка.

Разделение смеси порош-

ка серы и железных

опилок. Разделение смеси порошка серы и песка. Раз-

деление смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки.

Центрифугирование.

ДО, Разделение смеси сухого

молока и речного песка.

Практическая работа № 4.

Выращивание кристаллов

соли (домашний эксперимент)




22

2. Фильтрование

Фильтрование в лаборатории,

быту и на производстве.

Понятие о фильтрате

ДЭ. Фильтрование.

Разделение смеси воды и речного песка. Д. Фильтр Шотта. Воронка Бюхнера. Установка для

фильтрования под вакуумом. Респираторные маски и марлевые повязки.

Л. Изготовление обычного и складчатого фильтров из фильтровальной бумаги или бумажной салфетки.

ДО. Изготовление марлевых

повязок как средства индивидуальной защиты, в период эпидемии гриппа. Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация




23

3. Адсорбция

Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент, его использование в бы-

ту, на производстве и в военном деле. Устройство противогаза

ДЭ. Адсорбционные свойства активированного угля. Д. Противогаз и его устройство. ДО. Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы.

Адсорбция кукурузными

палочками паров пахучих

веществ




24

Дистилляция

Дистилляция как процесс вы-

деления вещества из жидкой

смеси.

Дистиллированная вода

и области ее применения.

Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории

(кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания)

и природе.

Перегонка нефти.

Нефтепродукты .

Фракционная перегонка

жидкого воздуха

ДЭ. Получение дистиллированной воды с помощью

лабораторной установки для

перегонки жидкостей. Раз-

деление смеси перманганата

и дихромата калия способом

кристаллизации .

Д. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». Катализатор.

ДО. Очистка воды




25

Обсуждение

результатов

практической работы № 4. Выращивание

кристаллов

соли (домашний опыт)










26

Практическая работа

№ 5. «Очистка поварен-

ной соли»










27

Химические

реакции. Условия протекания и прекращения

химических

реакций

Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие.

Условия течения и прекращения химических реакций

Д. Устройство кислотного

огнетушителя.

ДЭ. «Вулкан на столе». Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью

известковой воды. Каталитическое разложение пероксида водорода (катализа-

тор — диоксид марганца

(IV). Ферментативное

разложение пероксида

водорода с помощью

каталазы

ДО. Изготовление само-

дельного огнетушителя




28

Признаки

химических

реакций

Признаки химических

реакций. Образование осадка, выделение газа, появление запаха, изменение цвета,'

выделение или поглощение

тепла.







29

Обсуждение

результатов

практической работы № 6 «Изучение процесса коррозии железа» (домашний опыт)










30

Обобщение

и актуализация знании по теме «Явления, происходящие с веществами».

Подготовка

к контрольной работе

№2










31

Контрольная работа № 2 по теме «Явления,

происходящие с веществами»










Глава 4. Рассказы по химии, 3 часа

32

Ученическая конференция «Вы-

дающиеся

русские ученые-химики». О жизни

и деятельности М. В. Ломоносова,

Д. И. Менделеева,

А. М. Бутлерова










33

Конкурс

сообщений

учащихся

«Мое люби-

мое химическое вещество». Об открытии, получении и

значении выбранного химического

вещества










34

Резервное время











УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Габриелян О.С. Химия. Вводный курс. 7 класс: учеб. пособие / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин. – М.: Дрофа, 2011. – 159 с.

  2. Рабочая тетрадь

  3. Практикум

  4. Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. Методическое пособие к пропедевтическому курсу О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина. «Химия. Вводный курс.7 кл». – М.: Дрофа 2007 г.

  5. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе. М.: Блик-плюс, 2004.

  6. Журин А.А. Сборник упражнений и задач по химии. Решение и анализ. – М.: Аквариум, 1997.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск