Скачать 83.67 Kb.
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Биосинтез белка
– Сформировать знания об основных этапах процесса биосинтеза белка: транскрипции и трансляции. – Дать представление о генетическом коде и его основных свойствах. – Продолжить формирование умений самостоятельно работать, вести наблюдение за демонстрацией, делать выводы на основе полученных знаний. – Воспитывать культуру умственного труда
Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
1. Организационный момент. 2. Актуализация опорных знаний. Жизнь как явление природы – величайшая тайна, в которую уже много тысяч лет пытается проникнуть человечество. Вспомните признаки живых организмов, которые отличают их от неживых объектов? Позвольте словами академика В.А.Энгельгардта подвести итог вашим ответам: “Рост, размножение, подвижность, возбудимость, способность реагировать на изменения внешней среды – все эти свойства живого в конечном счете неразрывно связаны с определёнными химическими превращениями, без которых ни одного из этих проявлений жизнедеятельности не могло бы осуществиться”. Какой же процесс является “базой” для других свойств организма? (обмен веществ – метаболизм) Попробуйте в тетрадях составить схему метаболизма (работают попарно). Сравните результаты вашей работы со схемой на экране проектора. Метаболизм делится на два взаимосвязанных одновременных процесса анаболизм и катаболизм. Дайте краткую характеристику этим процессам. (Реакции метаболизма приводящие к биосинтезу сложных органических соединений из более простых, называются анаболизмом или пластическим обменом, они идут с затратой энергии. Расщепление сложных веществ на более простые составляют совокупность процессов катаболизма или энергетического обмена, при этих реакциях энергия выделяется). Катаболизм и анаболизм тесно взаимосвязаны во времени и пространстве. ОРГАНИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО Э Н Э Р Г И Я Благодаря этим процессам сохраняется относительное постоянство состава клеток. Синтезированные вещества используются для построения клеток и их органоидов и замены израсходованных или разрушенных молекул. При расщеплении сложных органических соединении до более простых выделяется энергия, необходимая для реакций биосинтеза. Надо отметить, что обмен веществ характерен и для неживой природы, он приводит к уничтожению, разрушению вещества, породы. Живые же организмы, благодаря метаболизму, создают новые вещества, живут и воспроизводят себе подобных. 3. Изучение новой темы. Все процессы обмена веществ в клетке и целом организме протекают под контролем наследственного аппарата. Сегодня на уроке мы рассмотрим один из важнейших процессов реализации наследственной информации – биосинтез белка. Роль белков в организме огромна. Вспомните и назовите функции белков отображённые на слайдах. Вспомните и скажите, от чего зависит функция белка? (Функции белка зависят от количества и расположении аминокислот). Клетка ежеминутно синтезирует несколько тысяч новых молекул белка, которые являются точными копиями разрушенных. Биосинтез протекает в течении всей жизни клетки и является наследственным свойством живых организмов. Основная роль в определении структуры белка принадлежит ДНК. Давайте вспомним структуру ДНК. И вот первый главный вопрос нашего урока: Каким образом записана информация о структуре белка в ДНК? Для этого обратимся к математике, попробуйте 4 нуклеотидами зашифровать 20 аминокислот. Представьте себе, что 1 аминокислота шифруется 1 нуклеотидом, сколько, таким образом, зашифруется аминокислот? (4) А если взять 2 нуклеотида, сколько комбинаций получится? (16) Продолжите сами, возьмите 3 нуклеотида, каков результат? (64). Такая комбинация нуклеотидов называется триплет или кодон. Каждый ген содержит столько кодонов сколько аминокислот входит в его состав. Зависимость между триплетами и аминокислотами называется генетическим кодом. Рассмотрим его на таблице. Код имеет свойства, которые необходимо записать и выучить к следующему уроку. Итак, одну задачу мы с вами успешно решили. Но перед нами стоит другая задача: Как информация о структуре белка из ядра доставляется к рибосомам? Предлагаю обратиться к учебнику, на стр.114 прочитайте текст, начиная с последнего абзаца до конца, рассмотрите рисунки на стр.115 и стр.116 и попробуйте составить в тетради схему синтеза белка. Биосинтез белка - Какие этапы биосинтеза белка вы выделили в своих схемах? - Охарактеризуйте транскрипцию и трансляцию Итак, в клетке синтез белка осуществляется в 2 этапа: транскрипция – снятие информации с ДНК и-РНК по принципу комплементарности и трансляции – считывание информации с и-РНК рибосомами и синтез белка при участии т-РНК. т-РНК – самые короткие РНК в клетке, их количество соответствует количеству аминокислот. Объясните роль ферментов в этом процессе. 4. Закрепление (Отрабатывая схему “Биосинтез белка”, можно использовать Интерактивное тестовое задание с перетаскиванием объектов. Схема биосинтеза). На этом уроке вы познакомились с упрощённой схемой синтеза белков. На самом деле этот процесс чрезвычайно сложен и связан с участием многих ферментов и с затратой большого количества энергии. В 1962 году трое учёных Френсис Крик, Джеймс Уотсон и Морис Уилкинс были удостоены Нобелевской премии “За открытия, касающиеся молекулярной структуры нуклеиновых кислот и их значения для передачи информации в живых системах”. В своей книге Ф. Крик отмечал удивительное сходство всех форм жизни. “За исключением митохондрий, – писал он, – генетический код идентичен во всех живых объектах, изученных в настоящее время”. Ссылаясь на открытия в молекулярной биологии, палеонтологии и космологии, он предположил, что жизнь на Земле могла произойти от микроорганизмов, которые были рассеяны по всему пространству с другой планеты. Эту теорию он и его коллега Лесли Оргел назвали “непосредственной панспермией”. Решение задач – 1. ДНК: ААГ – ГГЦ – ТТА – ЦЦЦ – ТГТ БЕЛОК - ? 2. БЕЛОК: арг – три – тир – гис – фен ДНК: ? 3. и-РНК: АУГ – ЦУУ – УУА – ГУУ – АГА – ГУГ БЕЛОК: ? 5. Задание на дом: параграф 16, вопросы Приложение к плану-конспекту урока Биосинтез белка Таблица 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР |