Урок-практикум. «Классы неорганических соединений». 8 класс Данный урок проводится после изучения темы «Генетическая связь между классами веществ» главы 6. «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции» ((Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 78 с.). В ходе урока учащиеся, выполняя опыты, имеют возможность практически получить вещества различных классов; отработать умение составлять ионные формы уравнений реакций; закрепить умение называть неорганические вещества.
Выполнение заданий урока требует от обучающихся: планировать эксперимент, выполнять простейший химический эксперимент, анализировать полученные результаты, отражать результат эксперимента химическим языком.
Использование материала сказки «Малахитовая шкатулка», данных о месторождениях малахита, его использовании позволяет расширить кругозор восьмиклассников; повысить их мотивацию к изучению химии.
Цели.
Предметные результаты:
– формировать умение панировать и выполнять простейший химический эксперимент;
– формировать умение отражать проведенный химический эксперимент в виде уравнений реакций (молекулярная, ионные формы).
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
3. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД
1. Сформировать умение строить логическое рассуждение - определять способ получения вещества нужного класса.
Коммуникативные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре. Оборудование: спиртовки, спички, пробирки, штативы для пробирок, пробиркодержатели, деревянные лучинки, стаканы на 150 мл., фарфоровые чашки, пипетки.
Реактивы: гидроксокарбонат меди (II), 10% раствор серной кислоты, 10% раствор хлороводородной кислоты, 10% раствор гидроксида натрия, железо (гвозди).
Этап
| Содержание
| Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)
| I.
Постановка цели урока
| 1. Учитель читает отрывок из произведения П.Бажова «Малахитовая шкатулка», пропуская термин «малахит».
Учащиеся должны вспомнить название данного произведения. Рассказать с каким материалом работал мастер Степан. «Повернулась Танюшка — перед ней помещение, какого она отродясь не видывала. Не то церква, не то что. Потолки высоченные на столбах из чистого камня (малахиту). Стены тоже в рост человека камнем (малахитом) выложены, а по верхнему карнизу каменный (малахитовый) узор прошел. Прямо перед Танюшкой, как вот в зеркале, стоит красавица, про каких только в сказках сказывают. Волосы, как ночь, а глаза зеленые. И вся-то она изукрашена дорогими каменьями, а платье на ней из зеленого бархату с переливом. И так это платье сшито, как вот у цариц на картинках.» 2. Учитель сообщает, что основной компонент малахита имеется у учащихся на столах, и сегодня на уроке он будет исходным веществом, используя которое нужно получить сложные вещества разных классов.
Демонстрируется презентация по теме «Малахит».
Комментарий к презентации:
В России Малахит известен на месторождениях Урала, на территории СНГ встречаем также на Алтае и в Казахстане (Жезказган). В виде больших масс встречается в немногих местностях; в России первое место принадлежит Меднорудянскому руднику (близ Нижнего Тагила); затем Гумешевскому (ныне оставленному), из которого добыта огромная глыба малахита весом почти в полторы тонны, находящаяся в Горном институте. В настоящее время разработка уральского малахита полностью прекращена.
Малахит хорошего цвета и с красивым рисунком ценятся довольно дорого и употребляются для изготовления ваз, инкрустаций (облицовки столов, шкатулок) и других предметов, а также кабошонов для вставок в мелкие ювелирные изделия. Колонны внутри Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге облицованы тонкими пластинками малахита. Малахит использован для отделки каминов и Малахитового зала в Эрмитаже. Большая малахитовая ваза старинной работы украшает центр зала Минералогического музея им. Ферсмана.
Со времен Древнего Египта малахитовую руду использовали для получения меди. 3. Учитель предлагает сформулировать цели данного урока (после ознакомления с планом заданием; 3 варианта).
- спланировать и выполнить эксперимент: получить из малахита вещества различных классов;
-записать уравнения реакций, отражающих эксперимент в молекулярной, полной ионной и краткой ионной формах;
-выписать вещества разных классов и дать им названия. 4. Обсуждаются критерии оценки работы, которая будет выполнена (качество проведения эксперимента, правильность написания уравнений химических реакций, правильность составления названий веществ).
| Регулятивные УУД
1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать цель учебной деятельности
2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
| II.
Самостоятельная работа в парах
| 1. Инструктаж по технике безопасности (учащиеся проговаривают правила работы со спиртовкой, кислотами, щелочами). 2.Планирование выполнения эксперимента (составление уравнений реакций в молекулярной форме), с помощью которых можно осуществить цепочку превращений.
1 вариант: Cu2CO3(OH)2 → оксид → соль (хлорид) →основание
2 вариант: Cu2CO3(OH)2 → соль (хлорид) → основание →оксид
3 вариант: Cu2CO3(OH)2 → оксид → соль (сульфат) →простое вещество.
Работа в парах. 3. Выполнение эксперимента. Работа в парах. 4. Составление ионных форм уравнений реакций. Работа в парах. 5.Заполнение таблицы «Классы неорганических соединений», запись названий полученных веществ. Работа в парах.
| Регулятивные УУД
1. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД
1. Сформировать умение строить логическое рассуждение - определять способ получения вещества нужного класса. Коммуникативные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.
| III. Представ-ление получен-ных результа-тов
| 1. Представление выполненной работы (результаты эксперимента, уравнения реакций проведенных превращений, анализ допущенных ошибок).
Наиболее часто допускаемые ошибки:
- учащиеся не доказывают, что при разложении малахита, при взаимодействии с кислотой выделяется углекислый газ;
- при использовании на первой стадии эксперимента большого количества кислоты у учащихся возникает затруднение с получением гидроксида меди (II).
| Коммуникативные УУД
1. Сформировать умение публично представлять результаты выполненной работы.
| IV. Итог урока.
| Обмен мнениями по заданиям.
– Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока).
Вывод: существует генетическая связь между классами неорганических соединений; из одного класса веществ можно получать другие классы веществ.
Домашнее задание.
Составьте уравнения реакций, в которые вступает диоксид кремния. Какое значение для человека имеют полученные продукты.
| Коммуникативные УУД
1. Сформировать умение публично представлять результаты выполненной работы.
Познавательные УУД
1. Сформировать умение обобщать полученные результаты.
Регулятивные УУД
1. Сформировать умение в ходе обсуждения с учащимися и учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки выполненной работы.
|
Страница
|