НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.03.2014
100-bal.ru > Химия > Урок
Открытый урок по химии

Тема урока: Сера и ее свойства.

Цель: Изучить строение, аллотропные модификации, физические и химические свойства серы научиться применять полученные знания на практике.

Задачи:

Образовательные – Ознакомиться с природными соединениями серы, их месторождениями, рассмотреть физические и химические свойства простого вещества серы, рассмотреть применение серы, продолжить формирование общенаучных и предметных умений и навыков (общаться на языке химической науки, умение планировать свой ответ, извлекать информацию при слушании и чтении текста, давать оценку изучаемым химическим явлениям).

Развивающие – а) Развитие эмоций и мотивов учащихся путем создания на уроке эмоциональных и мотивационных ситуаций (удивление, радость), а также используя яркие примеры , воздействующие на чувства учащихся; б) развитие аналитических способностей: умение выделять и запоминать главное, анализировать и сравнивать, делать выводы, компактно и логически последовательно излагать свои мысли; в)развитие памяти, внимания, мышления, речи; способствовать активизации познавательной деятельности и развитию познавательного интереса к предмету, используя систему демонстрационного эксперимента, а также интересных фактов из смежных наук; г) развивать навыки исследовательской деятельности, интеллектуальные и коммуникативные умения.

Воспитательные – а)воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки, чувства ответственности, уверенности и требовательности к себе, умение работать в группах, б) содействовать реализации мировоззренческих идей о познаваемости мира и его закономерностей, причинно-следственной взаимосвязи между явлениями ;в) продолжить формирование химической картины мира, используя межпредметные связи с географией, литературой, математикой, физикой и геологией, содействовать реализации культурологического воспитания; г) в ходе самостоятельной работы в группах содействовать реализации трудового воспитания;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.
Познавательные УУД: Развить и углубить потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности, усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации, умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективный, способов решения тестовых заданий. устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждения, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Регулятивные УУД:

Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению; формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с наглядным материалом; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план) и формирование умения слушать и понимать других; мыслить в устной форме; работать в парах, в группах.

.Коммуникативные УУД: Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные УУД: Формирование внутренней позиции школьника, самоуважения, самооценки; формирование инициативности и самостоятельности

Оборудование: Штатив с пробирками, спиртовка, держатель, стаканы с водой, стеклянная палочка, спички, исследуемое вещество, ртуть алюминиевый порошок, железная ложечка, ступка, пестик .проектор, компьютер, презентация.

Этапы урока

Деятельность

Учителя

Деятельность

ученика

Формируемые

УУД

I.Организационный момент.

Цель этапа:

• настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний. Создать условия для мотивации у ученика, внутренней потребности включения в учебный процесс.

Приветствие учителя.

-Здравствуйте!

-Я рада приветствовать всех вас и всех присутствующих гостей на нашем уроке.

-Давайте с вами познакомимся!

-Меня зовут Эльвира Мударисовна!,

До начала урока учащиеся, заходят в класс, произвольно формируют рабочие группы по 5 человека.

Приветствие учителя.

Личностные УУД

-эмоциональный настрой на урок.

-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности и т.д.

-активное слушание

Коммуникативные УУД

-слушание собеседника

-построение понятных для собеседника высказываний.

II.Мотивация.

(предкоммуникативный)

III.Подводящий к теме диалог.

Постановка проблемы.

Диалогом подводит учеников к теме урока.

Ребята, сегодня на уроке вы будете юными исследователями, а я вашим научным руководителем. Исследования будут, посвящены одному из самых мистических и интересных элементов, соединения которого известны с глубокой древности.

(Звучит музыка с передачи

«Что? Где? Когда? учитель вносит черный ящик.)

В черном ящике спрятано вещество, которое еще с древних времен применялось для очищения жилищ, от чародеев и нечистой силы. Данное вещество охотно применяется в медицине для создания мазей от кожных заболеваний.

Без данного вещества не существовали бы краски, бумага, спички, бенгальские огни, фейерверки, петарды, порох и резиновые сапоги.

Что это за вещество?

Совершенно верно.

Слайд 1.

Итак, тема нашего урока будет посвящена?

При исследовании вещества, какие свойства мы изучаем?

Следовательно, целью нашего урока является:

У вас, на столах лежат исследовательские листы, в которые вы зафиксируете тему, цель и все этапы исследования.(Приложение 1)

Запишем тему урока.

Это сера.

Сере и ее свойствам.

Физические и химические свойства.

Изучить физические и химические свойства серы.

Личностные УУД

-активное погружение в тему высказывание различных вариантов решения данной проблемы.

Регулятивные УУД

• самостоятельное определение темы урока

• осознание целей и задач обучения;

- планирование;
- прогнозирование;

Коммуникативные УУД слушать и слышать других, пытаться принимать точку зрения других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные УУД.: устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.

-слушают вопросы учителя;

• отвечают на вопро­сы учителя.

III.Открытие новых знаний. Выявление первичных восприятий исследуемого вещества.

Цель этапа: включить новый способ действий в систему знаний учащихся

тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации

Слайд 2.На земле сера обычно встречается в горных местах, в районах потухших и действующих вулканов. В России крупные месторождения серы выявлены в Самарской области, на Камчатке, Курильских островах и на Урале.

(Учитель по карте показывает месторождения серы в России)

Слайд 3.В природе сера встречается в самородном виде, в сульфидных и сульфатных соединениях таких как цинковая обманка ZnS, киноварь HgS,

свинцовый блеск PbS,железный колчедан (пирит) FеS2, глауберова соль и гипс.(Работа по презентации)
(На столах у учеников представлены коллекции минералов, с которыми они знакомятся)

Ребята, вы ознакомились с образцами минералов, содержащих серу, а теперь приступим к ее исследованию.

Будем работать в парах, перед вами образцы серы, внимательно просмотрите их.

Определите запах, цвет, и агрегатное состояние вещества.

Для определения растворимости серы в воде возьмите стакан с водой и с помощью ложечки положите порошок серы и перемешайте. Что вы наблюдаете?

Молодцы!

Ребята, а вы знаете, что плотность серы, больше плотности воды однако мы видим что порошковая сера в воде не тонет. Почему так происходит?

Слайд4.Явление флотация. Флотация – это французское слово, которое означает флот-плавать ,ация на поверхности т.е. плавать на поверхности воды.

Слайд 5.Данное важное физическое свойство применяется человеком при получении серы.

Зафиксируйте в рабочей карточке.

Перейдем к следующему этапу исследования.

Удивительно необычные свойства проявляет сера при плавлении.

Перед началом работы вспомним правила техники безопасности при работе со спиртовкой.

Хорошо молодцы. Будьте очень осторожны.

Приступим к работе. 1/3 часть пробирки заполнена порошком серы. Пробирку закрепите в держателе, зажгите спиртовку и проведите процесс нагревания. Что вы наблюдаете?

Верно!

При температуре 119С порошок сера начинает плавиться, а при 250С жидкая сера становиться темно-бурой и неподвижной, при 466С сера закипает.

А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте вылить содержимое пробирки.

Что вы наблюдаете?

Правильно.

И вновь неожиданность, получилось вещество по свойствам не похожее на серу. Это аллотропная модификация серы называется пластическая сера. Но для серы характерна и другая аллотропная модификация. Давайте определим её.

Посмотрите на данные геометрические фигуры как

мы их называем?

Совершенно верно!

Ребята, мы не зря вспомнили об этих геометрических фигурах, именно в таком виде существуют кристаллы серы, которую мы исследуем. Такая аллотропная модификация называется?

Слайд 6. Ромбическая аллотропная модификация самая устойчивая т.к она представлена кольцевыми молекулами S8 похожими на корону. Пластическая сера образована из нерегулярно расположенных зигзагообразных цепочек Sn, где n достигает нескольких тысяч. Она неустойчивая через несколько дней снова превращается в ромбическую.

(Учитель показывает макеты октаэдров и шаро стержневые модели молекулы серы )

Слайд 7 Зафиксируйте все данные в рабочую карточку.

.

Дети просматривают коллекции минералов.

Работают в группах, выполняют задания, заслушивают ответы каждого участника, обсуждают, дополняют друг друга.

Сера-порошок желтого цвета, без запаха находится в твердом агрегатном состоянии.

Порошок серы не растворяется в воде, причем он даже не смачивается.

Дело в том, что сера не смачивается водой, и ее частички держаться на поверхности воды за счет прилипших к ним мелких пузырьков воздуха.

1. Спиртовку зажигаем горящей спичкой или лучиной.

2. Зажженная спиртовка должна находиться от вас на расстоянии не менее чем 30 см.

3. Гасить спиртовку можно, только накрывая пламя колпачком или крышкой.

4. Подогреваем сначала всю пробирку, а затем не вынимая ее из пламени нагреваем ту часть, где находится вещество.

При нагревании кристаллы порошкообразной серы расплавляются, изменяется агрегатное состояние. Подвижная жидкость меняет окраску от светло-жёлтого до темно-коричневого. Жидкость становиться более вязкой и неподвижной.

Сера превратилась в пластическую массу.

-Ромб

- Октаэдр

Ромбическая.

Регулятивные УУД

-осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению;

• формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с наглядным материалом;

• формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

• формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

• формирование умения слушать и понимать других;

• формирование умения мыслить в устной форме;

-формирование умения работать в парах, в группах.

Познавательные УУД

• развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

• развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;

-развитие умения строить простые рассуждения.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Руки вверх-тянемся за знаниями

Руки назад-оставляем позади неудачи

Рывком вперед – забираем накопившийся опыт

Пожимаем руки друг другу- делимся знаниями, опытом.

Дарим друг другу улыбки-пусть от улыбки станет всем теплей.

1 мин

А сейчас мы перейдем к самой интересной части нашего урока, исследование химических свойств серы.

Ребята, как вы думаете, с какими простыми веществами может взаимодействовать сера?

Слайд 8.Верно! Сера может взаимодействовать со всеми металлами за исключением золота, платины а также с многими неметаллами за исключением азота и инертных газов.

При изучении новой темы, согласно правилам техники безопасности, опыт демонстрационно показывает учитель. Вы, ребята, внимательно наблюдайте и записывайте уравнения химических реакций в рабочую карточку.

(Учитель показывает опыт №1 Получение сульфида алюминия опыт проводится в вытяжном шкафу.)

Возьмем в небольших количествах серу и алюминий, хорошо перемешаем. С помощью тлеющей лучинки подожжем смесь на асбестовой сетке. Что наблюдаем?.

Запишите уравнение реакции в рабочую карточку

Опыт №2 Получение сульфида ртути.

Собираясь сегодня к вам на урок, я случайно разбила ртутный градусник. Времени было не достаточно и я, взяв веник, быстренько замела всю ртуть на совок и выкинула на улицу. По дороге я задумалась, а правильно ли я поступила?

Что вам известно по этой проблеме?

Сбор ртути пылесосом категорически запрещен, так как металлическая ртуть, попадая в разогретый пылесос, немедленно переходит в парообразную форму, которая выдувается с потоком выходящего воздуха и концентрация паров ртути на порядок возрастает.

А можно ртуть засыпать порошком серы, образуется нерастворимое, нетоксичное, безопасное соединение сульфид ртути, которое является очень устойчивым соединением, а процесс называется ДЕМЕРКУРИЗАЦИЕЙ

Слайд 9 Опыт №4 Горение серы

Порошок серы поджигаем от пламени спиртовки, сера горит синим пламенем.

Биологическая роль серы очень велика. Она входит в состав белков, ферментов, гормонов частности гормона инсулина, который вырабатывается поджелудочной железой.

Основные продукты содержащие микроэлемент серу: говядина, рыба, молоко ,яйца, овсяная и гречневая крупа.

К числу наиболее опасных соединений серы как загрязнителей природной среды относятся сероводород, оксид серы и сернистый ангидрид.

Сероводород и сернистый газы образуются при сжигании нефтепродуктов, при выплавке руд содержащих серу. Очень токсичные.

С металлами и неметаллами.

Реакция идет с выделение света и тепла с образованием нового продукта- сульфида алюминия.

2AL+3S=AL2S3-сульфид алюминия

Hg+S=HgS-Сульфид ртути.

Протереть место сырой тряпочкой или собрать ртуть пылесосом.

Пары ртути очень ядовиты и опасны для организма человека т.к. сильно влияют на ЦНС и накапливается в печени.

Сера сгорает ярким синим пламенем с образованием сернистого газа.

S+O2=SО2

IV.Социализация и афиширование результатов деятельности учащихся в форме самостоятельной работы.

Цель этапа:

• тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке

• проверить умения работать учащихся по алгоритму

• организовать самостоятельную работу учащихся

• организовать самопроверку самостоятельной работы

• организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы.

Самостоятельная работа (Приложение 2)

Слайд 10

Познавательные УУД

усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации.

• умение структурировать знания

• выбор наиболее эффективных способов решения тестовых заданий.

• установление причинно-следственных связей

• построение логической цепи рассуждений

• выдвижение гипотез; их обоснование.

V.Рефлексия.

Слайд 11.Ребята, как вы думаете, знания свойств о сере пригодятся вам в жизни?

• Что вам больше всего понравилось?

• Что нового узнали?

• Чтобы еще хотели узнать?

«В полночный час с горящего вулкана возьми немного серы, смерть дарящей, и мелкий порошок её смешав с составом чудотворным, для ран бальзам получишь, краски для картин, а дымом едким нечисть всю убьешь…» -, так писал античный поэт Лукреций Кар об удивительном веществе сере.

VI.Домашняя работа.

Слайд 12.Домашняя работа

1. .Подготовить проектную работу по теме «Получение и применение серы»

( презентация).

2. Пр.9-10 . прочитать, пересказать, ответить на вопросы, письменно выполнить задание 6.

3. Пр.9-10 прочитать, пересказать, ответить на вопросы. Задание1,2(тестовые задания)

Познавательные УУД: пользоваться изученным материалом , извлекать информацию, представленную в разных формах; оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

.