Тема урока: «ТЭД. Реакции ионного обмена»
Пояснительная записка
Данный урок разработан для обучающихся 8,9 классов. И является уроком обобщительного повторения темы «Теория электролитической диссоциации». Урок проводится в виде химической эстафеты. Участники игры -2 команды. Каждая команда выбирает себе капитана. Игра состоит из 5 этапов. Судьями будут учитель и самые сильные учащиеся класса.
Для большей наглядности использованы такие технические средства как компьютер, мультимедийный проектор, презентация, выполненная в программе Power Point.
Цель: обобщить и систематизировать новые понятия темы, обеспечив их интеграцию с ранее изученными понятиями.
Задачи.
Образовательные:
закрепить и углубить знания обучающихся о сущности реакций протекающих в растворе , углубить сведения о важнейших классах неорганический соединений с позиции ТЭД;
развивать умения составлять уравнения химических реакций ионного обмена.
Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, расширять их кругозор.
Воспитательные: воспитывать чувства сотрудничества, сотворчества, интереса к изучаемому предмету.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения пройденного материала.
Вид урока: урок – интеллектуальная игра
Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная работа.
Оборудование: на доске таблица «Растворимость кислот, оснований, солей в воде», листы с заданиями для учащихся для 2 команд (два варианта)
Список используемой литературы:
1.Учебник по химии (базовый уровень) для общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян.М.:Дрофа,2007-2008.,Химия- 8 класс .
2.«Рабочая тетрадь к учебнику 8 класса». О.С.Габриелян, А. В. Яшукова– М.: Дрофа, 2010 год.
3.Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2010. 4. Химия. 8-9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. - М.: Дрофа, 2010. 5. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. М.: Блик плюс, 2010.
№
| Направленность общения
| Этапы урока
| Содержание этапа
| Примечания
| 1.
| Учитель ученикам
| 1.Организационный момент
| Учитель. Здравствуйте, ребята! На уроках мы познакомились с одной из величайших теорий, на которую опирается химическая наука-теорией электролитической диссоциации.
Сегодня мы с вами проведём игру по данной теме в виде химической эстафеты, где вы сможете показать и применить знания, полученные на уроках.
| Учитель знакомит обучающихся с условиями игры, представляет жюри.
| 2.
| Учитель ученикам
| 2.Вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы, сообщает цель и план урока.
| Учитель. Теория электролитической диссоциации широко и плодотворно применяется для объяснения многих физических и химических явлений в растворах. Она, по словам Аррениуса, «оказалась применимой и полезной во всех областях современной науки».
Целью нашего урока будет обобщить и систематизировать знания по теме «ТЭД. Реакции ионного обмена».
Наша игра будет состоять из пяти этапов.
| Представление презентации в Power Point.
| 3.
| 3.Выполнение заданий этапов обучающимися
| 3.Выполнение обучающимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно - понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений.
| Учитель. Команды по очереди отвечают на вопросы : первая команда задаёт вопросы второй, вторая первой и т.д.если команда правильно ответила на вопрос, о на получает 5 баллов, если команда не может ответить на вопрос, то за неё отвечает другая команда.(Возможна работа команд с приложение 1 или презентацией ).
1 тур. «Знакомство»
1.Основоположник теории электролитической диссоциации.
2.Процесс распада электролита на ионы называется…
3.какие вещества в водном растворе или расплаве не распадаются на ионы?
4.Какие вещества называются электролитами?
5.Положительно заряженные ионы называются…
6.Отрицательно заряженные ионы называются…
7.Перечислите реакции ионного обмена.
8.Процесс растворения – это физический или химический процесс?
9.Что понимают под степенью диссоциации?
10.От каких факторов зависит степень диссоциации ?
2 тур. «Меткий стрелок»
Выберите вещества - электролиты.
А) Na3PO4, KNO3,AgCl,Na2CO3 , BaSO4 ЭЛЕКТРОЛИТЫ
B) Mg(OH)2,NaOH,MgCl2,Fe(OH)2,H2SO4
ЭЛЕКТРОЛИТЫ
3тур. «Распознай своё»
Среди перечисленных формул первая команда выбирает формулы электролитов, а вторая - неэлектролитов.
1)Al(OH)3,Ba(OH)2,Ca3(PO4)2,PbSO4,Na2S,Fe(NO3)2,AgCl
2)H2SO4,Cu(OH)2,ZnCl2,H2SiO3,NaCl,KOH,BaCO3,Fe(OH)3
4тур. «Конкурс капитанов» (экспериментальный)
Вариант 1
Даны реактивы: растворы,CuSO4,NaOH,BaCl2,H2SO4,FeCl3,Na2CO3
Получите ,используя выданные вам вещества, три осадка: голубой, белый, бурый(коричневый).
Запишите уравнения реакций в молекулярном. полном и сокращённом ионном воде.
Вариант 2
Даны реактивы : фенолфталеин,NaOH,H2SO4,BaCl2,CuSO4
Экспериментальным путём осуществите следующие превращения, используя выданные вам реактивы: бесцветный раствор-раствор малинового цвета, бесцветный раствор-осадок белого цвета, голубой раствор –голубой осадок.
Запишите уравнения реакций в молекулярном. полном и сокращённом ионном воде.
5 тур. «Многоборье»
Запишите в таблице число и заряд ионов, входящих в состав каждого предложенного вещества , как показано в примере 1.
ЭЛЕКТРОЛИТЫ
| КАТИОНЫ
| АНИОНЫ
| 1.Al2(SO4)3
| 2Al3+
| 3SO42-
| 2.CuCl2
|
|
| 3.Na3PO4
|
|
| 4.K2CO3
|
|
| 5.LiOH
|
|
|
ЭЛЕКТРОЛИТЫ
| КАТИОНЫ
| АНИОНЫ
| 1.NaOH
| Na+
| OH-
| 2.H2SO4
|
|
| 3.NaCl
|
|
| 4.MgCl2
|
|
| 5.NaNO3
|
|
| 6 тур. «Кто сильнее?»
Выберите из списка и запишите сильные , слабые электролиты и неэлектролиты. Поясните ваш выбор.
1) Слабые электролиты
1. HCl 7.Ca(OH)2
2. CH3COOH 8.PbSO4
3. BaSO4 9.AgCl
4. H2SO4 10.KOH
5. NaOH 11.HNO3
6. H2S 12.HF
| Cильные электро-
литы Неэлектролиты
2)
6 тур. «Кто сильнее?»
Слабые электролиты
1. HNO3 7.Ca(OH)2
2. HCOOH 8.HgSO4
3. BaSO4 9.AgCl
4. H2CO3 10.NaOH
5. KOH 11.HCl
6. H2S 12.HBr
| Cильные электро-
литы Неэлектролиты
7.тур «Химический футбол»
А) Сколько мячей попадёт в ворота? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
SO3,H3PO4,KCl,Na2O,CuCl2,FeSO4,H2SO4 -> LiOH
CaO,CaCO3,HCl,AgNO3,Cu(OH)2,SO2,H2SO4 -> HCl
8.тур «Найди себе пару»
1.Отметьте в таблице знаком «плюс» пары веществ, между которыми реакции ионного обмена идущие до конца. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
| K2CO3
| KOH
| AgNO3
| FeCl3
| HNO3
| NaOH
|
|
|
|
|
| CuCl2
|
|
|
|
|
| HCl
|
|
|
|
|
| 2.Отметьте в таблице знаком «плюс» пары веществ ,между которыми реакции ионного обмена идущие до конца .Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
| Na2CO3
| KOH
| AgNO3
| FeCl2
| HNO3
| KOH
|
|
|
|
|
| CuCl2
|
|
|
|
|
| HCl
|
|
|
|
|
|
| Вопросы 1тура каждая команда готовит самостоятельно, консультируясь с учителем.
На вопросы 2-8 туров команды отвечают по очереди, в случае ошибки отвечает другая команда.
| 4.
| Ученики
| 4.Формирование выводов по материалу
| Учитель. Наше соревнование подошло к концу. Нам пора подвести итоги.
Показ занимательных опытов обучающимися.
«Дым без огня»
«Сжигание сахара без нагревания»
«Вулкан».
| Жюри подводит итоги ,подсчитывает баллы.
Опыты обучающиеся готовят в качестве домашнего задания.
| 5.
| Учитель - ученикам
| 5.Оценка результатов урока.
Задание на дом
| Учитель. Спасибо, ребята вам за работу. Вы просто молодцы!
Сегодня на уроке отличились буквально все! Но победителем будет команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Домашнее задание. Повторить п.35,36
| Учитель объявляет команду победителя и выставляет оценки за урок.
| |