Скачать 48.75 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Новотулка» Урок - исследование по химии Автор: Жданова Лариса Николаевна учитель химии I категории 2009 год Урок - исследование « Глюкоза: химические свойства и применение» Цели: дидактические – обобщение и закрепление знаний о классификации углеводов, строении молекулы глюкозы. Исследовать химические свойства глюкозы. воспитывающие – воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, общительности, коммуникабельности; развивающие (познавательные) – развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналоги, проявлять творческие способности, мотивировать учебную деятельность. I Актуализация опорных знаний, подготовка к изучению нового материала Задание 1 (экспериментальная задача) к демонстрационному столу вызывается 1 учащийся. Докажите опытным путем с помощью предложенных реактивов, что изюм содержит глюкозу. Проведите соответствующие химические реакции, отметьте их признаки. Какое строение молекулы глюкозы доказывают проведенные реакции. Учитель. Пока идет подготовка к ответам на поставленные вопросы, мы времени зря терять не будем, а вспомним все химические понятия, которые вы должны знать по теме «Глюкоза» и без которых невозможно изучение в дальнейшем всей темы «Углеводы». Я называю химическое понятие, а вы даете ему быстро краткую и четкую формулировку, т.е. сейчас мы проведем химическую понятийную разминку.(Змейка) Химическая понятийная разминка (химические понятия, которые предлагались учащимся) 1) У г л е в о д ы – органические вещества, молекулы которых состоят из атомов углерода, водорода и кислорода, отвечающие общей формуле Cn(H2O)m, где n, > l 3. 2) Ф о т о с и н т е з – процесс, проходящий в хлоропластах под действием солнечного света, в результате которого из углекислого газа и воды образуются углеводы и выделяется кислород. 3) Б р о ж е н и е – расщепление моносахаридов под влиянием биологических катализаторов (ферментов, вырабатываемых микроорганизмами). 4) Г и д р и р о в а н и е – присоединение водорода. 5) В и н о г р а д н ы й с а х а р – глюкоза. 6) Ф р у к т о з а – изомер глюкозы. 7) М о н о с а х а р и д ы – углеводы, которые содержат в углерод-углеродных цепях от трех до шести атомов углерода и не способны подвергаться гидролизу. 8) Дисахариды – углеводы, которые гидролизуются с образованием двух молекул моносахаридов 9.) Полисахариды – углеводы,которые гидролизуются с образованием множествамолекул моносахоридов,чащевсего глюкозы. 10)Альдегидоспирт – вещество, имеющее в своем составе , одновременно и гидроксильные , и альдегидные группы. II. Усвоение новых знаний Давайте более подробно разберем процессы, которые происходят при решении экспериментальной задачи. Итак, какие же реакции провел ученик, решая задачу? Пожалуйста ,кто желает повторить и объяснить с помощью хим. уравнений? Выходит желающий , демонстрирует качественные реакции на многоатомные спирты. Записывает уравнения реакций. 1) CuCl2 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2 NaCl Теперь добавим к полученному осадку глюкозу 2) Cu(OH)2+ 2 CH2 OH-(CHOH)4 –COH = комплексная соль алкоголят или сахарат Мы видим , что осадок растворился и образовался раствор синего цвета. Данная реакция доказывает, что в состав глюкозы входят несколько гидроксогрупп, которые могут вступать в химические реакции. Учитель: в то же время в глюкозе есть и альдегидные группы, поэтому мы можно проводить реакции, характерные для этого класса органических соединений. Давайте нагреем синий раствор, полученный в первом опыте. Вызывается желающий из учеников. t 2Cu(OH)2+ CH2 OH-(CHOH)4 –COH = CH2 OH-(CHOH)4 –COOH + Cu2O + H2 O Глюконовая кислота Учитель: Кроме этого глюкоза применяется в производстве зеркал и елочных украшений. Какой тип xимических реакций лежит в основе этого производства? Проведите реакцию у себя на столе, напишите уравнение реакции. аммиачный раствор, t Ag2 O+ CH2 OH-(CHOH)4 –COH CH2 OH-(CHOH)4 –COOH +2 Ag Учитель: В начале XX в. доктора уже знали, что сахар – это «белая смерть», однако очень медленная и сладкая. Те же доктора, хорошенько изучив таблицу Д.И.Менделеева, нашли несколько полноценных заменителей сахара, не отличающихся от него по вкусу, но не вызывающих диабета и разрушения зубов. Как называется один из заменителей сахара? Вы узнаете, разгадав шараду: Слог мой первый метлой выметают. Слогом вторым информатик считает. В целом скажу, дорогие друзья, Для многих больных вместо сахара я. (сорбит) Как же связана глюкоза с заменителем сахара? Глюкоза может восстанавливаться в соответствующий спирт сорбит. CH2 OH-(CHOH)4 –COH + H2 Ni CH2 OH-(CHOH)4 –CH2 OH сорбит А сейчас перейдем к специфическим свойствам глюкозы. Это спиртовое, молочнокислое и маслянокислое брожение. Брожение – это процесс расщепления молекулы глюкозы под действием ферментов и микроорганизмов на молекулы с меньшей молекулярной массой. Послушайте задание: Полученное при брожении глюкозы соединение С3Н6О3 в реакции с натрием образует соединение состава С3Н4Na2О3, c карбонатом кальция – С6Н10СаО6. Назовите это соединение и напишите уравнения соответствующих реакций. Ученики решают задачу. Ответ. Да, вы правы, это пример молочнокислого брожения. Давайте испытаем индикаторами рН среды молочнокислых продуктов и сливочного масла. При спиртовом брожении образуется этанол C6 H12 O6 дрожжи C2 H5 OH +CO2 Из курса биологии вы знаете, что глюкоза является своеобразным аккумулятором солнечной энергии. Поразмышляйте, что происходит с глюкозой в организме человека? Ответ: C6 H12 O6 + 6О2 6СО2 + 6Н2О + Q Изучите текст учебника на стр 205,о применении глюкозы и составьте схему в тетради. III . Подведение итогов урока Анализ урока, необходимо дать оценку достижения цели, знаний учащихся. IV. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. Учебник стр203 – 205,упр9 -11; подготовить сообщение «Углеводы : биологическое значение и применение человеком» Литература:
|