Скачать 0.53 Mb.
|
8 КЛАССТематическое планирование курса 8 класса Введение (1ч)Урок 1. Предмет химии Задачи обучения: ознакомить учащихся с рубрикой «Как работать с учебником», обобщить имеющиеся знания о явлениях природы и химических явлениях, ознакомить с определением понятия химии как науки, обсудить значение химических знаний для человека. Задачи развития: формировать умение связно излагать материал. Новое содержание, выносимое на урок: наука химия, химические явления. Демонстрации: Д. Примеры веществ, примеры физически и химических явлений: испарение и конденсация воды, горение лучины, выпадение осадка гидроксида меди, образование газа, и т.п. Таблица: «Физические явления и химические реакции». Реактивы и оборудование: металлы – магний железо, алюминий, неметаллы - сера, кислород; сложные вещества – вода, сахар, гидроксид меди, раствор едкого натра, раствор карбоната натрия, раствор соляной кислоты, лучина; спиртовка, спички, установка для перегонки воды, пробирки. Планируемые результаты обучения. После изучения материала урока учащиеся должны уметь: формулировать определения понятий «химические явления» и химии как науки, рассказывать о значении химических знаний для человека. Планируемые результаты развития. Учащиеся должны уметь связно излагать изучаемый материал. Домашнее задание. Введение. Задания 1-3 (с. 10). Тема 1. Важнейшие химические понятия (19 ч)Распределение материала темы 1 по урокам
Урок 1 (2). Практическая работа 1. Правила работы в химической лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование Задачи практической работы: познакомить учащихся с правилами безопасной работы в химической лаборатории, названиями и назначением лабораторной посуды; сформировать умение пользоваться лабораторным штативом (разбирать штатив, укреплять на нем с помощью муфт лапку и кольцо, закреплять в штативе пробирку, химический стакан); составить отчет о проведенной практической работе. Планируемые результаты работы: отчет о проделанной работе. Домашнее задание: По рис 53 повторите название и назначение лабораторной посуды. Выполните задания 1, 2, 3 на стр. 70. На следующем занятии у вас снова будет практическая работа. На ней вы будет знакомиться с нагревательными приборами, правилами нагревания, а также строением пламени. Познакомьтесь этой практической работой по учебнику, посмотрите рисунки. На них изображены опыты, которые вам нужно будет выполнить самостоятельно Урок 2 (3). Практическая работа 2. Правила нагревания. Строение пламени Задачи практической работы: сформировать практическое умение учащихся использовать нагревательный прибор; формировать умение работать по инструкции, соблюдая правила безопасной работы в химической лаборатории, а также описывать выполняемые действия, наблюдения, объяснения и выводы; составить отчет о проведенной практической работе. Планируемые результаты работы: отчет о проделанной работе. Домашнее задание: По рисунку 60 определите самую горячую зону пламени. Ответьте на вопросы на стр 71. Урок 3 (4). Вещества Задачи обучения: начать формирование понятия о веществе на химическом материале, отличии этого понятия от понятия «тело»; сформировать представление о физических и химических свойствах веществ, чистых веществах и смесях, простых и сложных веществах; привести первую схему классификации веществ. Задачи развития: формировать умение классифицировать и сравнивать заданные объекты. Новое содержание, выносимое на урок: вещества, свойства веществ, чистые вещества, смеси веществ, простые и сложные вещества, классификация веществ. Демонстрации: Д. Чистые вещества и смеси, образцы простых и сложных веществ, вещества в различных агрегатных состояниях. Л.О.1. Плавление парафина. Л.О.2. Разложение сахара Реактивы и оборудование. Поваренная соль, смесь соли с песком, мрамор, древесные опилки, железные опилки, алюминий, сера, вода; химические стаканы, магнит парафин, сахар, пробирки, спиртовка. Планируемые результаты обучения. После изучения материала урока учащиеся должны уметь: формулировать определения понятий вещество, свойства веществ, чистое вещество, простое вещество, сложное вещество, классификация, молекулы; характеризовать физические свойства предложенных веществ; приводить примеры чистых веществ и смесей, простых и сложных веществ; знать способы разделения смесей. Планируемые результаты развития. Учащиеся должны уметь: классифицировать предложенные вещества (по агрегатному состоянию, составу); сравнивать предложенные пары веществ по их физическим свойствам; сравнивать понятия: вещество и смесь, простое вещество и сложное вещество. Домашнее задание. §1, задания 1, 2, 3. Урок 4 (5). Атомы. Химические элементы Задачи обучения: продолжить формирование понятий об атомах и химических элементах; сформировать представление об относительной атомной массе, как главной характеристике химического элемента; познакомить с символами некоторых химических элементов. Задачи развития: продолжить формирование умения проводить сравнение предложенных объектов; раскрыть сущность моделирования как процесса построения модели-аналога реально существующего объекта в природе (атома). Новое содержание, выносимое на урок: относительная атомная масса, химический элемент, знаки химических элементов, распространение химических элементов в природе. Демонстрации: модели атомов химических элементов Оборудование. Набор объемных моделей атомов различных химических элементов. Планируемые результаты обучения. После изучения материала урока учащиеся должны уметь: формулировать определения понятий относительная атомная масса, химический элемент; записывать условное обозначение относительной атомной массы; записывать символы некоторых химических элементов; называть химические элементы по их символам. Планируемые результаты развития. Учащиеся должны уметь сравнивать заданные объекты. Домашнее задание. § 2, задания 5, 6, 7 (с. 20). Выучите названия и химические знаки первых 10 химических элементов по таблице 1 с.17. Урок 5 (6). Химические формулы. Относительная молекулярная масса вещества Задачи обучения: сформировать знание о химической формуле как способе отражения качественного и количественного состава вещества, сформировать представление о зависимости свойств веществ от их состава и строения; научить вычислять молекулярную массу веществ. Задачи развития: продолжить формировать умение классифицировать и сравнивать заданные объекты; формировать умение работать с текстом параграфа: найти соответствие между частями параграфа, обозначенными цифрами, и содержанием, которое обозначено буквами. Новое содержание, выносимое на урок: химическая формула, качественный и количественный состав вещества, индекс, вещества молекулярного и немолекулярного строения, зависимость свойств веществ от состава и строения, относительная молекулярная масса. Демонстрации Д. Модели кристаллических решеток железа, меди, поваренной соли, алмаза, графита; модели молекул кислорода, воды. Планируемые результаты обучения. После изучения материала урока учащиеся должны уметь: формулировать определения понятий химическая формула, простое вещество, сложное вещество; характеризовать качественный и количественный состав веществ по формулам; приводить примеры веществ молекулярного и немолекулярного строения; записывать условное обозначение относительной молекулярной массы, вычислять ее. Планируемые результаты развития. Учащиеся должны уметь: классифицировать предложенные вещества по составу; выявлять черты сходства и различия в составе предлагаемых веществ; конкретизировать понятия простое и сложное вещество собственными примерами. Домашнее задание. §3, задания 3, 4, 6. Выучите названия и химические знаки остальных химических элементов по таблице 1 с.17. Урок 6 (7). Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Решение задач Задачи обучения: сформировать знание о массовой доле химического элемента в сложном веществе, научить вычислять массовую долю химического элемента в составе сложного вещества. Задачи развития: совершенствовать умение комментировать выполняемые действия при решении задач; совершенствовать умение высказывать суждения, правильность которых проверяется расчетом. Новое содержание, выносимое на урок: массовая доля химического элемента в сложном веществе. Планируемые результаты обучения. После изучения материала урока учащиеся должны уметь: формулировать определение понятия массовая доля химического элемента в соединении, записывать условное обозначение и формулу для вычисления массовой доли химического элемента в соединении, знать единицы ее измерения в СИ и последовательность действий при вычислении. Планируемые результаты развития. Учащиеся должны уметь: устно комментировать выполняемые действия при решении задачи у доски, проверять правильность суждений расчетом. Домашнее задание. §3, задания 9, 10, 13. Урок 7 (8). Валентность. Определение валентности химического элемента в бинарном соединении Задачи обучения: сформировать понятие о валентности и на основе этого понятия научить определять валентность атомов элементов по формулам бинарных соединений. Задачи развития: совершенствовать умение комментировать выполняемые действия. Новое содержание, выносимое на урок: валентность атомов элементов, постоянная и переменная валентность, последовательность действий при нахождении валентности атомов химических элементов по формулам бинарных соединений. Демонстрации: Д Таблица «Валентности атомов некоторых элементов в соединениях» Планируемые результаты обучения. После изучения материала урока учащиеся должны уметь: формулировать определение понятия валентность, определять валентность атомов химического элемента по формуле бинарного соединения и известной валентности атомов другого элемента. Планируемые результаты развития. Учащиеся должны уметь: комментировать последовательность действий при нахождении валентности атомов элемента по формуле бинарного соединения и известной валентности атомов другого элемента. Домашнее задание. §4, задания 3, 6, 8. Урок 8 (9). Составление формул бинарных веществ и названий бинарных соединений по формулам Задачи обучения: сформировать умения составлять формулы бинарных соединений по валентности атомов элементов и называть бинарные соединения по их формулам. Задачи развития: сформировать умение объяснять последовательность действий при составлении формул по валентности и составлении названий веществ по формулам. Новое содержание, выносимое на урок: химическая номенклатура, последовательность действий при составлении формул бинарных соединений по валентности и составлении названий по формулам. Планируемые результаты обучения. После изучения материала урока учащиеся должны уметь: составлять формулы бинарных соединений по валентности атомов элементов и называть бинарные соединения по их формулам. Планируемые результаты развития. Учащиеся должны уметь: объяснять последовательность действий при составлении формул по валентности и составлении названий веществ по формулам. Домашнее задание. § 4, задания 4, 7, 9. Урок 9 (10). Количество вещества. Моль – единица количества вещества. Молярная масса Задачи обучения: сформировать знания о количестве вещества и единице его измерения – моле, молярной массе; научить применять полученные знания при расчетах. Задачи развития: продолжить формировать умение объяснять выполняемые действия. Новое содержание, выносимое на урок: количество вещества, моль, число Авогадро, молярная масса. Планируемые результаты обучения. После изучения материала урока учащиеся должны уметь: формулировать определения понятий количество вещества, моль, молярная масса; записывать условные обозначения количества вещества, молярной массы, числа Авогадро (а также его численное значение) и единицы их измерения в СИ; записывать формулы, отражающие соотношения количества вещества и числа Авогадро, количества вещества и массы, производить расчеты с использованием этих формул. Планируемые результаты развития. Учащиеся должны уметь: объяснять выполняемые при расчетах действия. Домашнее задание. §5, задания 1-а, 2-а, 4, 5-а. Урок 10 (11). Молярный объем газа. Закон Авогадро Задачи обучения: сформировать знание о молярном объеме газообразных веществ и законе Авогадро, научить производить расчеты с использованием молярного объема газа. Задачи развития: совершенствовать умение комментировать выполняемые действия. Новое содержание, выносимое на урок: молярный объем, закон Авогадро, нормальные условия, расчеты с использованием величины «молярный объем». Демонстрации: Д. Куб, объемом 22,4 л, занимаемым молем газа при нормальных условиях. Планируемые результаты обучения. После изучения материала урока учащиеся должны уметь: формулировать определение понятия молярный объем газа, записывать условное обозначение этой величины и единицу его измерения в СИ; записывать формулу, отражающую соотношение молярного объема газа и количества вещества, производить расчеты с использованием этой формулы; формулировать закон Авогадро. Планируемые результаты развития. Учащиеся должны уметь: комментировать выполняемые при расчетах действия. Домашнее задание. §6, задания 1-а, 2-а, 4-а, 5-а (с. 41-42). Урок 11 (12). Решение задач Задачи обучения: закрепить и развить умения проводить расчеты с использованием понятий о молярной массе, моляром объеме и количестве вещества. Задачи развития: совершенствовать умение объяснять выполняемые действия; высказывать суждения, обосновывая их. Планируемые результаты обучения. После изучения материала урока учащиеся должны уметь: производить расчеты с использованием понятий о молярной массе, молярном объеме и количестве вещества. Планируемые результаты развития. Учащиеся должны уметь: объяснять выполняемые при расчетах действия; приводить обоснование высказанных суждений. Домашнее задание. Повторите §6. Задания 7-а, в, 10, 13 (с. 42). Урок 12 (13). Химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций Задачи обучения: сформировать знания о признаках и условиях протекания химических реакций, на этой основе совершенствовать умение отличать физические процессы от химических; сформировать понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Задачи развития: совершенствовать умение объяснять зависимость протекания химических реакций от внешних условий, выявлять черты различия физических и химических явлений, конкретизировать понятия физические и химические явления собственными примерами. Новое содержание, выносимое на урок: признаки химических реакций; условия, необходимые для начала химических реакций; горение; прекращение химических реакций; экзо- и эндотермические реакции. Демонстрации: Д. Взаимодействие серной кислоты с лакмусом и хлорида бария, Д. Горение магния на воздухе. Л.О.3. Образование осадка. Л.О.4. Растворение осадка. Л.О.5. Выделение газа Реактивы и оборудование: растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, серной кислоты, хлорида бария, лакмуса, цинк (гранулы), магний; металлическая пластинка, тигельные щипцы, спиртовка, спички, пробирки, лабораторный штатив, штатив для пробирок. Планируемые результаты обучения. После изучения материала урока учащиеся должны уметь: формулировать определения понятий «экзо- и эндотермические реакции», «реакция горения»; перечислять признаки и условия протекания химических реакций. Планируемые результаты развития. Учащиеся должны уметь: объяснять зависимость протекания химических реакций от внешних условий, приводить собственные примеры физических и химических явлений. Домашнее задание. На следующем уроке у вас будет практическое занятие. Чтобы подготовиться к этой работе необходимо прочитать материал на странице 73 и выполнить задания 1,2 и 3 на стр.74. Урок 13 (14). Практическая работа 3. Условия и признаки протекания химических реакций Задачи практической работы: продолжить формирование умений обращаться с веществами и лабораторным оборудованием, работать по инструкции, соблюдая правила безопасной работы, наблюдать происходящие явления, формулировать выводы из проведенных наблюдений; составить отчет о проведенной практической работе. Планируемые результаты работы: отчет о проделанной работе. Домашнее задание: §7, задания 5, 6, 7 (с. 51). Урок 14 (15). Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения Задачи обучения: объяснить закон сохранения массы веществ и на его основе начать формировать умение составлять уравнения химических реакций. Задачи развития: совершенствовать умение высказывать и обосновывать суждения; совершенствовать умение работать с текстом параграфа: определить в тексте начало и окончание пунктов приведенного плана параграфа. Новое содержание, выносимое на урок: закон сохранения массы веществ, уравнение химической реакции. Эксперимент: Д. Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы веществ. Реактивы и оборудование. Растворы медного купороса и гидроксида натрия; весы технико-химические, разновесы, сосуд Ландольта или пробирка и колба с пробкой. Планируемые результаты обучения. После изучения материала урока учащиеся должны уметь: формулировать закон сохранения массы, определение понятия «уравнение химической реакции», последовательность действий при составлении уравнений химических реакций. Планируемые результаты развития. Учащиеся должны уметь: высказывать и обосновывать суждения. Домашнее задание. §8, задания 2, 11, 13. Урок 15 (16). Уравнения химических реакций Задачи обучения: продолжить формировать умение составлять и записывать уравнения химических реакций. Задачи развития: совершенствовать умение объяснять выполняемые действия. Планируемые результаты обучения. После изучения материала урока учащиеся должны уметь: составлять несложные уравнения химических реакций. Планируемые результаты развития. Учащиеся должны уметь: объяснять выполняемые действия. Домашнее задание. Повторите §8, задания 7, 8, 9. Урок 16 (17). Расчеты по уравнениям химических реакций Задачи обучения: сформировать умение проводить расчеты по уравнениям химических реакций, правильно оформлять решение задач. Задачи развития: формировать умение объяснять последовательность действий. Новое содержание, выносимое на урок: последовательность действий при расчетах по уравнениям химических реакций, форма записи решения задач. Планируемые результаты обучения. После изучения материала урока учащиеся должны уметь: проводить расчеты по уравнениям химических реакций, оформлять решение задачи. Планируемые результаты развития. Учащиеся должны уметь: объяснять последовательность действий. Домашнее задание. §9, задания 1, 3. Урок 17 (18). Атомно-молекулярное учение в химии Задачи обучения: объяснить положения атомно-молекулярного учения, показать на химических примерах их истинность; повторить: а) определение валентности химического элемента в бинарном соединении, б) составление формул бинарных веществ и названий бинарных соединений по формулам, в) составление уравнений химических реакций, г) расчеты с использованием понятий о молярной массе, моляром объеме и количестве вещества, д) расчет по уравнению химической реакции. Задачи развития: совершенствовать умение работать с текстом параграфа: составить план параграфа, дав название каждой его части. Новое содержание, выносимое на урок: атомно-молекулярное учение. Демонстрации. Д. Портрет М.В. Ломоносова. Планируемые результаты обучения. После изучения материала урока учащиеся должны уметь: формулировать положения атомно-молекулярного учения. Планируемые результаты развития. Учащиеся должны уметь: составить план параграфа. Домашнее задание. §10, Краткое содержание главы 1. Задания 5, 6, 7, 8 г-е (с. 65). Урок 18 (19). Контрольная работа по теме: «Важнейшие химические понятия» Урок 19 (20). Анализ результатов выполнения учащимися контрольной работы. Коррекция знаний и умений |