Скачать 80.64 Kb.
|
Урок в 8-м классе по теме: «Путешествие по континенту Химия»Урок – закрепление Тема: «Классы неорганических соединений» Цели: провести в занимательной форме общественный смотр знаний учащихся 8 класса, проверить уровень сформированности у них практических, предметно-организационных, содержательно-интеллектуальных умений. Закрепить знания учащихся: по владению символами химических элементов, определению простых и сложных веществ, по составлению химических формул оксидов, кислот, солей и оснований; определению степени окисления элементов; способствовать развитию логического мышления и речи. Задачи:
Дидактическое оснащение: карточки с символами химических элементов; игры: «Яблоня с молодильными яблоками», настенная карта путешествия; карточки с загадками, слайдовая презентация. Химическое оборудование: пробирки, химические стаканы, фильтры, воронки, индикаторы, вода дистиллированная. Растворы щёлочи и кислоты, заранее приготовленные смеси: соль и песок, сахар и мел. Тип урока: урок-путешествие. Методы и приемы:
Действующие лица: Звездочет, Шапокляк, две команды по шесть человек, жюри. Используемые ЭОР: Тренажер по теме: «Основные классы неорганических соединений» http://fcior.edu.ru/card/4475/trenazher-osnovnye-klassy-neorganicheskih-soedineniy.html, Тест по теме «Классификация и свойства неорганических соединений» http://fcior.edu.ru/card/12592/testy-po-teme-klassifikaciya-i-svoystva-neorganicheskih-soedineniy.html, Тренажер по теме «Составление формул кислот, оснований, солей» http://fcior.edu.ru/card/11416/trenazher-sostavlenie-formul-osnovaniy-kislot-i-soley.html, Тренажер «Составление формул гидридов, нитридов и сульфидов» http://fcior.edu.ru/card/11706/trenazher-sostavlenie-formul-gidridov-nitridov-i-sulfidov.html. Оформление кабинета: столы расставлены для трех команд, остальные сдвинуты назад. Табло на доске, где будет фиксироваться продвижение команд. Учащиеся делятся на две команды заранее. Эпиграф к уроку: Химия – супер, химия – класс. Наука для умных, наука для нас. Оксиды мы пишем, кислоты мы знаем. И формулу соли мы быстро составим И все элементы на место поставим. (Слайд №2) ХОД УРОКА Уч-ся: О, великий звездочет. Скажи, что ждет нас в будущем? Звездочет: Звезды сегодня расположились так, Что впереди Вас ждет большое и интересное путешествие. Ну,…..(В дверь стучит Шапокляк и быстро появляется в классе.) Шапокляк: Здравствуйте мои милые, Здравствуйте мои дорогие, Девочки-вертелочки, мальчики-кочерыжки. Вы, конечно, узнали меня? Правильно, правильно это я Ваша любимая бабушка, Бабулечка – Шапокляк. Ну, как дела? Как учитесь? Уч-ся: Хорошо! Шапокляк: Хорошо? ( Возмущённо.) Вот и плохо! Я не люблю тех, кто хорошо учится. Мои любимчики знаете кто? Самые отменные хулиганы, Cамые отличные двоечники. Вот с кого вам надо брать пример. А то мало у меня настоящих учеников. Мало ребят, которые могут красиво сделать хорошую пакость. А это все потому, что вы не хотите у меня учиться. Я знаю, кто вам нравится Чипполино, Карлсон, Винни-Пух И этот самый главный-то мой враг – Чебурашка, Со своим крокодилом. Тоже нашел себе товарища, одна морда чего стоит. Ну, ладно, что это я все о себе и о себе, А вы ребята, зачем здесь собрались? Уч-ся: (представляют свои команды) Шапокляк: О, великие путешественники, Пожалуйста, возьмите меня с собой. Я обещаю хорошо себя вести. Кстати, куда вы плывете? Уч-ся: Мы плывем по океану Знаний, на континент Химия. Нас ждут удивительные приключения. Шапокляк: Химия, Химия! (радуется) По химии в школе у меня всегда были пятерки. …В зеркале. ( Шепотом) Я просто обожаю что-нибудь взрывать или смешивать. Ну, в путь ребята! Ой, ой подождите! А вы кто такие? (подбегает к зрителям) Зрители: Мы болельщики, зрители! Шапокляк: Хорошо! Сидите тихо и следите за нашими приключениями. Кто поможет нам лучше всех, Тот получит большую вкусную конфету. (Напевает) Для этого поднимаем руки, Кто кричит - конфет не получит!!! Стоп, а на каком же корабле я поплыву? Давайте проведем жеребьевку. Капитаны, шаг вперед. Попробуйте отгадать мои загадки: (Разминка) Загадки: Тот элемент в печной трубе Находим в виде сажи, И в простом карандаше Его встречаем даже. (Углерод) В гости с космоса пришел – В воде приют себе нашел. (Водород) Ослепительным пламенем ярким, Как звездочка, вспыхнув, горит. Металл тот и белый, и легкий В двенадцатой клетке стоит. (Магний) Металл в солях – опора многих, А нас без него не носили бы ноги. (Кальций) Я коварный поджигатель Вы огня хотите – нате! Я всесильный окислитель, Если только дров дадите. (Кислород) Ему не страшно окисление, Пластичностью непревзойден, В кислоте без растворенья Находиться может он. (Золото) Теперь проверим, как вы знаете химические символы Сейчас я буду давать названия элементов, А вы поднимайте соответствующие карточки. Магний Хлор Фосфор Кремний Натрий Гелий Бор Азот Сера Алюминий Водород Аргон Вот с этим капитаном не страшно отправиться в далекое плаванье. Ну, скорей же в путь!!! Шапокляк: Ура, впереди нас ждет Страна химических умений. Вот она уже появилась на горизонте. Ребята, чтобы пересечь эту страну Вам необходимо выполнить следующее задание: Каждой команде дана смесь двух веществ Вам нужно их разделить и составить план. Вот вам ручка и бумага.
(В то время как ученики разделяют смесь, Шапокляк проводит игру со зрителями) Игра со зрителями: Кто ответит на загадку лучше всех, Тот получит большую вкусную конфету. (Напевает) Для этого поднимаем руки, Кто кричит - конфет не получит!!! Загадки: Не страшны кислоты мне, Даже очень сильные. Но в растворах щелочей Становлюсь малиновым. Ярче сока всех малин. Кто я? (Фенолфталеин) Ах, что же я поделаю с собой - Ведь в щелочи я сине-голубой. А в кислоте быть синим, я не смею: В кислотах я немедленно краснею. (Лакмус) Как на прогулке от мороза, От кислого я стану розов. Но вид мой в щелочи смешон: Я сразу желтый, как лимон. (Метилоранж) Эта желтая бумажка все укажет без труда Посинеет – в колбе щелочь, покраснеет – кислота. Коль нейтральная среда – не изменит цвет тогда. Мы за эти указания как зовем её? (Универсальная) Иду на мелкую монету, В колоколах люблю звенеть, Мне ставят памятник за это. И знают: имя мое - ... (Медь) В технике сплавов нашел применение Как стойкий и легкий металл И в самолетостроении Важное место занял. (Алюминий) Он безжизненным зовется, Но жизнь без него не создается. (Азот) По прозванью – инвалид, Но крепок в деле и на вид. (Хром) Из глины я обыкновенной, Но я на редкость современный. Я не боюсь электротока, Бесстрашно в воздухе лечу; Служу на кухне я без срока - Мне все задачи по плечу. Горжусь своим я именем: Зовусь я ... (Алюминием) Был металл серебристо-белым В соединении стал мелом. (Кальций) Элемент – основа жизни, Есть и в вашем организме. (Углерод) Шапокляк (Обращается к путешественникам): Ребята, разделили смесь? Представляйте результаты и опишите свои действия по плану. Ребята предъявляют результаты, жюри ставит оценки, Звездочет записывает их на доске. Звездочет: Молодцы ребята вы справились с испытаниями! Продолжайте свой путь, отправляйтесь на юг в Государство веществ. Шапокляк: Земля, земля!! Кажется, это Государство веществ. Шапокляк берет записку, которую находит на берегу и читает: «В каждом состязании должны участвовать только два путешественника, другие могут в случае необходимости им помочь, но за это очки будут снижены». Так, ребята, быстренько разделились на пары. Первое задание такое: Используется ЭОР Тренажер по теме: «Основные классы неорганических соединений» http://fcior.edu.ru/card/4475/trenazher-osnovnye-klassy-neorganicheskih-soedineniy.html, Второе задание: Каждой паре даны три пробирки, вам необходимо определить в какой из них кислота, в какой основание, в какой вода. Ответы: 1.Вода. 1.Кислота. 2.Основание. 2. Вода. 3.Кислота. 3. Основание. Жюри ставит оценки, Звездочет записывает их на доске. Шапокляк: Какие мы все молодцы! Впереди нас ждёт Королевство формул. Путешественники, вам необходимо перейти через речку по очень узкому мосту. Каждый шаг – это задание, и только правильно ответив на него, вы делаете следующий шаг. Задания выполняем по очереди. Тренажер «Составление формул гидридов, нитридов и сульфидов» http://fcior.edu.ru/card/11706/trenazher-sostavlenie-formul-gidridov-nitridov-i-sulfidov.html Тренажер по теме «Составление формул кислот, оснований, солей» http://fcior.edu.ru/card/11416/trenazher-sostavlenie-formul-osnovaniy-kislot-i-soley.html Жюри ставит оценки, Звездочет записывает их на доске. Шапокляк: Ребята, в Королевстве формул растет яблоня с молодильными яблоками. Дайте название каждому из них и определите класс веществ. Ответы: Оксиды: Кислоты: Основания: оксид серы(IV) соляная кислота гидроксид меди (II) оксид алюминия серная кислота гидроксид натрия. оксид фосфора (V). азотистая кислота. Соли: сульфит кальция нитрат алюминия. Жюри ставит оценки, Звездочет записывает их на доске. Шапокляк: Ребята, на этом наше путешествие по Континенту Химия заканчивается. Давайте подведём итоги. Жюри и Звездочет подсчитывают баллы и определяют победителей. Жюри называет команду, завоевавшую 1 место, наиболее активных участников, обращает внимание на знания, умения и навыки, которые требуют доработки. Рефлексия. Проводится по принципу незаконченного предложения. На сегодняшнем уроке я закрепил знания……………………………………. На сегодняшнем уроке я научился…………………………………………….. После сегодняшнего урока я уже не делаю ошибок……………………….. Домашнее задание
|