УРОК НА ТЕМУ: ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ РАСТЕНИЕМ.
По учебнику В.П. Викторова, А.И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс.
Цель: сформировать понятие о сущности процесса испарения воды в растении и его значении.
Задачи:
А. Образовательные:
Раскрыть сущность процесса испарения, выяснить его роль в жизни растения;
Б. Развивающие:
Развивать логическое мышление через формирование навыков самостоятельной работы;
Продолжить формирование умения делать выводы из анализа результатов эксперимента и представлять результаты своей работы.
В. Воспитательные:
Воспитывать коммуникативные качества личности через включение учащихся в групповую работу;
Формировать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знания об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле.
Оборудование:
Информационные листы на группу (4 шт.);
Карты с незаконченной схемой взаимосвязи фотосинтеза и дыхания (4 шт.);
Карточки для игры «Найди ошибку» (4 шт.);
Опыты, заложенные группой учащихся во внеурочное время;
Тест на каждого ученика;
Песочные часы;
Карточки- сердечки для учета правильных ответов.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
| ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ
| ХОД УРОКА.
| Организационный момент.
| Учитель приветствует детей и настраивает на совместную работу.
|
| Отработка имеющихся знаний.
| Скажите, пожалуйста, какие вещества входят в состав растений?
| Органические и неорганические.
| Какие неорганические вещества входят в состав растений?
| Вода и минеральные соли.
| Откуда берутся в растении вода и минеральные соли?
| Поступают из почвы через корни.
| Какие органические вещества входят в состав растений?
| Белки, жиры и углеводы.
| Откуда берутся в растении органические вещества?
| Вырабатываются в процессе фотосинтеза.
| Что происходит с органическими веществами в растении?
| Они окисляются в процессе дыхания, а так же запасаются в растении.
| Сегодня у нас четыре команды. Первое задание командам: Найдите ошибки в определении фотосинтез, дыхание и исправьте их. (Приложения 1-4).
Вам дается время 2 минуты (замеряется на песочных часах).
| Дети работают по группам с приложениями№1-4 ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Найдите ошибки в определении:
Фотосинтез – это процесс образования минеральных веществ из углекислого газа и воды с растворенными органическими веществами, происходящий в хлоропластах на свету с выделением углекислого газа.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Найдите ошибки в определении:
Фотосинтез – процесс образования органических веществ из кислорода и воды с растворенными органическими веществами происходящий в вакуолях на свету с выделением кислорода.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Найдите ошибки в определении:
Дыхание у растений – процесс поглощения углекислого газа, выделение кислорода и идущий только в темноте.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Найдите ошибки в определении:
Дыхание у растений – процесс поглощения кислорода, выделение углекислого газа, идущий только на свету.
|
| По истечении времени от каждой группы выходят по одному человеку и произносят правильную формулировку определения.
За каждый правильный ответ команда получает сердечко.
| Второе задание командам. Из данного набора слов составить схему, в которой просматривается взаимосвязь фотосинтеза и дыхания. (Приложение 5) Дается время 2 минуты.
| По истечении времени по одному учащемуся от группы выходят к доске и прикрепляют свои схемы к магнитной доске. За правильно составленную схему дается одно сердечко. Схема должна выглядеть так:
| СВЕТ
ФОТОСИНТЕЗ
КИСЛОРОД УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ ВОДА ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩ-ВА
ДЫХАНИЕ
ЭНЕРГИЯ
|
ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
| Мотивация: Вы уже знаете, что связь зеленых растений с солнцем неразрывна. И высокое дерево и маленькая травинка – все тянут вверх листья, как ладони рук, к лучам горячего солнца.
Улавливая лучи солнца, тонкая и нежная пластинка листа подвергается сильному нагреванию. Сорванный с дерева лист на солнце очень быстро высыхает, а листья на дереве свежие и сочные. Почему?
|
Клетки листа всегда наполнены водой.
| Откуда вода поступает в листья?
| Из корня через стебель.
| Приложите листик к щеке – вы почувствуете, что он прохладный. Почему?
| Идет процесс испарения.
| Итак, какова тема нашего урока?
| Испарение воды растением.
| Какую цель мы перед собой поставим?
| Выяснить, что такое испарение, какое значение имеет испарение, какие условия влияют на испарение.
| Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю продолжить работу в группах. Группам даются названия «Теоретики», «Практики», «Анатомы» и «Экологи».
Учащимся дается время для работы – 7 минут.
| «Теоретики» Работают с информационным листом №1 «Испарение» (Приложение 6).
«Практики» работают с информационным листом №2 «Доказательства испарения воды» (Приложение №7). Учащиеся этой группы заложили два опыта за сутки, а сейчас должны проанализировать результаты и сделать выводы.
Третья группа «Анатомы» работают с информационным листом №3 «Передвижение воды в растении» (Приложение 8). Учащиеся этой группы поставили заранее опыт, доказывающий передвижение воды и минеральных солей по древесине. А сегодня должны рассмотреть результаты и сделать выводы.
Четвертая группа «Экологи» работают с информационным листом №4 (Приложение 9). «Условия, влияющие на испарение воды».
| Предлагаю обменяться информацией по результатам работы в группах
| Далее следует обмен информацией между учащимися групп.
Примерные выводы групп:
Испарение – это переход воды из жидкого состояния в газообразное.
Значение испарения у растений:
• Защищает растение от перегрева;
• Обеспечивает постоянный ток воды и минеральных солей в растение.
Доказательство того, что в растении происходит испарение является наличие капель воды на стенках колбы и уменьшение уровня воды в пробирке с растением.
Испарение происходит через устьица.
Вода поднимается в лист по сосудам древесины.
При высокой температуре, ярком солнце, небольшой влажности воздуха, сильном ветре испарение усиливается.
| Физкультминутка.
На столе стояла миска,
Под столом сидела киска
Как сосиски пахнут в миске
Не достать сосисок киске
Потянула скатерть киска
Хлоп – накрыло киску миской
А сосиски унес вислоухий старый пес.
| Дети повторяют движения за учителем
Присели, показали ушки
Встаем на цыпочки и принюхиваемся
Пожимаем плечами
4 хлопка над головой
Присаживаются, руки смыкают над головой
Встали, шаг на месте
| ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Применение знаний в новой ситуации.
| Учитель зачитывает вопросы, а участники команд на скорость дают ответы. За каждый правильный ответ группа получает сердечко.
Вопросы:
У большинства растений устьичные клетки располагаются на нижней стороне листа, а как вы считаете, где находятся устьица у кувшинки и кубышки?
Катюша очень любит свои комнатные растения и, чтобы лучше они смотрелись, она смазала листья фикуса с двух сторон вазелином. Но через некоторое время листья пожелтели, а фикус погиб. Почему?
Под некоторыми тропическими деревьями (например, эвкалиптом) невозможно укрыться в солнечный день, так как их крона не дает тени. Какое защитное приспособление выработалось у них, чтобы защититься от перегрева.
Лиственные деревья наших лесов сбрасывают на зиму листья. Сделайте предположение: чтобы могло произойти с растениями, если бы такое приспособление у них не выработалось в ходе эволюции?
| У кувшинки и кубышки устьица находятся на верхней стороне листа, так как нижняя погружена в воду.
Листья фикуса оказались покрыты пленкой вазелина, которая не пропускала воздух и водяные пары.
Нарушился газообмен и испарение воды и растение погибло.
У таких растений листья поворачиваются ребром к солнцу, чтобы не перегреваться, а так как листья очень тонкие, то крона таких деревьев дает очень слабую тень.
Вода в клетках листьев замерзнет, и кристаллы льда порвут стенки клеток.
| Молодцы, ребята! Хорошо поработали сегодня на уроке.
А теперь каждый выполните небольшой тест, чтобы проверить себя. (Приложение 10).
| Учащиеся в течение 3 минут выполняют задание, а затем сдают учителю работы.
| ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
| Подводится подсчет сердечек, заработанных командами. Определяется команда- победитель и самый активный ученик.
|
| ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
| Изучить §25. Ответить на вопросы 1-5 после параграфа. По желанию провести дома опыт, доказывающий испарение воды растениями. Ход и результаты опыта оформить в тетради.
| Дети записывают задание в дневник.
| РЕФЛЕКСИЯ.
| Детям раздается для заполнения анкета:
На уроке я работал.
| Активно
| Пассивно
| Своей работой на уроке я
| Доволен
| Не доволен
| Урок для меня показался
| Коротким
| Длинным
| За урок я
| Не устал
| Устал
| Мое настроение
| Улучшилось
| Ухудшилось
| Материал урока мне был
| Интересен
| Скучен
| Свою работу оцениваю
| На «5»
| На «4»
| На «3»
|
| ПРИЛОЖЕНИЕ 5. СВЕТ
ФОТОСИНТЕЗ
КИСЛОРОД УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ ВОДА ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩ-ВА
ДЫХАНИЕ
ЭНЕРГИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Информационный лист №1.
Испарение.
Листья испаряют воду в большом количестве. Так за день береза испаряет 60 литров. Леса различных пород деревьев испаряют в течение лета с 1га различное количество воды: еловый-2240т, березовый-1200т, сосновый-470т. Большая часть воды, поступающей в растение из почвы (около 95%), испаряется листьями. Водяной пар образуется на поверхности клеток мякоти листьев, скапливается в межклетниках и выходит через устьичные щели. Открывая или закрывая устьичные щели, растение увеличивает или уменьшает скорость испарения воды.
Это помогает охладить листья в жаркий солнечный день и не дать им перегреться. Мы знаем, что поступлению воды в стебель и листья способствует корневое давление, но и испарение также помогает этому процессу (обеспечивает передвижение воды с минеральными веществами по стеблю).
Испарение воды лесом оказывает большое влияние на климат. Над лесом скорее образуются облака. В лесу накапливается влага. От этого в жаркие дни прохладно.
Вопросы.
Что такое испарение?
Каково значение испарения воды в жизни растения?
Какие органы растения играют основную роль в испарении воды?
Где у растений образуется и накапливается водяной пар?
Каким образом растение регулирует испарение воды?
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
Информационный лист №2
«Доказательства испарения воды».
Опыт 1. Поместим в большую колбу отдельный побег, не удаляя его от растения. Горлышко колбы закроем ватой.
Опыт 2. Поместим в пробирку с водой побег растения и нальем туда немного растительного масла. Вторую пробирку с таким же количеством воды и масла оставим для контроля.
Вопросы.
Объясните, почему появились капельки на внутренних стенках колбы?
Почему уменьшилось количество воды в пробирке с растением?
Как вы думаете, испарение происходит постоянно или в определенное время суток?
ПРИЛОЖЕНИЕ 8.
Информационный лист №3.
Передвижение воды и минеральных солей в растении.
Для нормальной жизнедеятельности растения вода и питательные вещества должны поступать во все его органы. Все растение пронизано проводящими тканями. По одним проводящим тканям движется вода с растворенными минеральными веществами, по другим — раствор органических веществ. Проводящие ткани объединяются в сосудисто-волокнистые пучки, часто окруженные прочными волокнами механической ткани. Сосудисто-волокнистые пучки проходят по всему стеблю, соединяя корневую систему с листьями.
Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ. Каким путем вода и минеральные вещества попадают из корня в другие органы растения?
Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте результаты опыта, который вы поставили заранее:
Рассмотрите поперечный срез побега древесного растения, простоявшего 4 суток в подкрашенной чернилами воде. Установите, какой слой стебля окрасился.
Рассмотрите продольный срез этого побега. Укажите, какой слой стебля окрасился. На основании проведенных наблюдений сделайте вывод.
Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю.
В этом опыте чернила заменяли минеральные вещества, растворенные в воде. Растворы этих веществ, как и подкрашенная вода, поднимаются от корня вверх внутри стебля.
Заполните схему:
Всасывание воды происходит__________________________
Орган, зона, название клеток и их строение
Вода с ___________ веществами передвигается из корня в лист
По___________________________________________________зоне корня,
Ткань, название клеток, особенности их строения
По _______________________________________________стебля
Название клеток, какого слоя
По _______________________________________________ листа
Каким клеткам, какой части листа
ПРИЛОЖЕНИЕ 9.
Информационный лист №4.
«Условия, влияющие на испарение воды».
На интенсивность испарения воды влияют условия, в которых находится растение: температура воздуха, освещенность, влажность почвы и воздуха, сила ветра. При высокой температуре, ярком солнце, небольшой влажности воздуха, сильном ветре испарение идет сильнее, чем в тихую пасмурную погоду.
Растения, обитающие в условиях недостатка влаги, выработали различные приспособления к ее излишней потере: утолщенные наружные стенки клеток кожицы листьев, восковой налет, густые волоски. Эти приспособления не только препятствуют испарению, но и способствуют отражению солнечных лучей. Кроме того, растения, постоянно испытывающие недостаток влаги, имеют небольшие листовые пластинки.
Вопросы:
Составьте схему
ИСПАРЕНИЕ
Усиливают испарение Уменьшают испарение
? ? ? ? ? ?
Когда вы будете чаще поливать капусту, в пасмурную или солнечную погоду? Почему?
Какие приспособления выработались у растений засушливых мест обитания для уменьшения испарения?ПРИЛОЖЕНИЕ 10.
ТЕСТ.
Выберите правильный ответ.
Испарение происходит:
А. Только днем;
Б. Постоянно, но зависит от погодных условий;
В. Только на свету;
Г. Только ночью.
2. Через что испаряется вода в растении?
А. Через межклетники;
Б. Через устьица;
В. Через клетки столбчатой ткани;
Г. Через клетки губчатой ткани.
3. Что из перечисленного ниже происходит в растении при ярком освещении:
А. Прекращается фотосинтез;
Б. Усиливается испарение воды;
В. Поглощение воды корнем прекращается;
Г. Замедляется движение воды по стеблю.
4. Каково значение густого опушения и воскового налета у листьев растений:
А. уменьшают испарение;
Б. Усиливают фотосинтез;
Привлекают насекомых;
Г. Защищают от поедания животными. |