Скачать 299.52 Kb.
|
Громова Ольга Ильинична МОУ «Лямбирская СОШ № 1» МКУ «ЦИМО МОУ»Лямбирского района РМ Районный конкурс «Калейдоскоп методических идей» Конкурсная работа Мастер класс «Гидролиз солей в неорганической химии-11класс» Подготовила учитель химии МОУ «Лямбирская СОШ №1» Громова Ольга Ильинична 2013 год «Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим». М. Фарадей. Почему я выбрала именно эту тему урока? 1. Считаю ее очень важной для знакомства учащихся с процессами, происходящими в окружающем мире - в природе, и в деятельности человека. 2. Эта тема дает хороший материал для развития ключевых компетентностей учащихся в рамках проекта «Наша новая школа». 3. Эта тема всегда затронута в ЕГЭ и, будучи недобросовестно отработанной, вызывает затруднения у учащихся. Концептуальность (авторская позиция, выделение педагогической идеи) Предмет, который я преподаю, удивителен и интересен тем, что позволяет в полном объёме использовать проблемно-поисковую деятельность. В процессе проблемно – поисковой деятельности учащиеся овладевают продуктивным мышлением, развивают свое воображение, у них появляется интерес к познанию. Педагогический процесс я стараюсь так организовывать, чтобы ученика поставить в положение первооткрывателя, что учителю знакомо, то ново для ученика. Считаю, что особенностью современного урока является деятельность. Я как учитель помогаю организовать самостоятельный поиск познания, а модель обучения, которую я применяю, выглядит примерно так: я как учитель создаю информационно – образовательную среду, в которой ученики выбирает индивидуальную траекторию обучения в соответствии со своими познавательными потребностями и возможностями, а также особенностями своего мышления и личностными предпочтениями, я только помогаю ученику в освоении учебных элементов предмета. Хочу заметить, что предлагаемые шаги в обучении школьников реальны и достижимы. Конечно, все это хлопотно, неизбежны ошибки. И, тем не менее.... Большим помощником в реализации поисковой деятельности играет компьютер как инструмент для реформирования и модернизации школьного образования. Для меня главной задачей сегодня является не передача каких-то определенных знаний, а обучение учащихся умению добывать эти знания развивать мышление, эстетическое воспитание, формировать умение принимать правильное решение или предлагать варианты в сложной ситуации, развивать умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Моя позиция как учителя, научить уверенно чувствовать себя как в стенах образовательного учреждения, так и за его пределами – в информационном обществе. Создать возможность и условия для формирования творческой личности, дальнейшего непрерывного самообразования и самосовершенствования учеников. Актуальность темы: Актуальность темы обусловлена связь с жизнью. Роль гидролиза непереоценима: в процессах формирования и преобразования земной коры; в создании среды для развития жизни в мировом океане; в народном хозяйстве для производства продуктов из непищевого сырья; в повседневной жизни человека (стирка, борьба с жесткостью воды, процессы пищеварения). Современная жизнь подразумевает наличие у человека определенного багажа химических познаний и навыков обращения с некоторыми химическими веществами. Современный школьный круговорот привлечет внимание учеников к предмету, если он его заинтересует, и будет давать ответ на вопрос: «А зачем мне это знать?» Современному школьнику не нужны знания сами по себе, им нужно их жизненное преломление. Поэтому на современном уроке одной из основополагающих целей должен быть ответ на вопрос: «Где в повседневной жизни мы применим полученные знания и навыки?» Главная задача сегодняшней школы – противостоять деградации общественной жизни, пробудить у молодого поколения чувство взаимопонимания, доверия, сотрудничества. Школа призвана воспитать инициативную личность, способную творчески мыслить и находить нестандартные решения, следовательно, ключевой характеристикой школьного образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Современная школа должна удовлетворить заказ государства и выйти на новое качество образования. Под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые позволят им быть успешными в получении профессионального образования и, в дальнейшем, - востребованными на рынке труда, умеющими решать моральные проблемы межличностного и социального общения. Данный урок учит применять полученные знания и умения при решении практических задач в повседневной жизни, готовит к сознательному выбору профессии связанной с химией. Тема урока рассматривает взаимосвязь химии и окружающей среды. Данный урок является средством дифференциации индивидуальности обучения, которое позволяет за cчёт изменения в структуре и содержании более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимися индивидуальной образовательной траектории. Урок ориентирован на расширение знаний учащихся, на развитие их интеллектуальных способностей. Предполагается повысить мотивацию учащихся, а также интерес к химическим наукам. Бесспорным преимуществом является возможность регулировать индивидуальный подход к каждому ученику. Урок ориентирован на развитие желания продолжить изучение данного материала. Актуальность, а также потребность в обобщении и систематизации накопленного мной материала обусловили выбор этой темы урока. Новизна Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и целых коллективов. Владение ИТ становится базовым требованием к современным ученикам. При изучении темы «Гидролиз неорганических солей» применение ИТ позволяет обеспечить собственную траекторию обучения как сильному, так и слабому ученику. Работа с компьютером повышает мотивацию к учению. Выполнение интерактивных заданий в виде таблиц повышают качество обучения за счёт новизны деятельности, интереса работы с компьютером. Использование на уроке таких заданий и выполнение химических опытов делает урок более наглядным и интересным. Знания нового материала урока быстро усваиваются, а вся информация быстро запоминается. Презентацию к уроку можно использовать не только на мультимедийном оборудовании, но и при работе на интерактивной доске. Для интерактивного режима нужно использовать гиперссылки. Обоснованность отбора приёмов, методов, средств для решения проблемы Помогут построить урок именно таким образом, чтобы ответь на возникшие вопросы, передовые педагогические идеи, собранные в современных образовательных технологиях. Поэтому ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в повышении мотивации к изучению химии через использование современных передовых идей, проверенных на деле и имеющих большой потенциал. В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта я использую разнообразные формы, методы и средства учебно – воспитательной работы. Наряду с традиционными формами организации урока, такими как лекция, лабораторно - практические работа, используют и нестандартные разновидности: ─ разно уровневое тестирование с использованием тестовых заданий по форме и содержанию приближенных к вариантам ЕГЭ по химии; ─ использование компьютерных технологий; ─ самостоятельная работа, она позволяет обучающимся самокритично взглянуть на выполненную работу и постараться самостоятельно выявить ошибки или неточности в работе; Во время урока или после, при подготовке домашнего задания я применяю и нестандартные методы, и приемы обучения: ─ «консультации одноклассника» хорошо успевающие ученики консультируют по проблемным вопросам одноклассников. Прием способствует не только повышению качества усвоения учебного материала, но и развивает коммуникативные способности обучающихся; Одним из приемов активизации мышления учащихся является ситуация выбора. Характерной чертой проблемного обучения является функция развития творческих способностей. При работе на уроке ученик не должен быть в статическом состоянии, его динамика должна быть связана в сотрудничестве с педагогом в привлечении своего жизненного опыта при изучении определенного вопроса. На мой взгляд, технология проблемного обучения позволяет учителю удерживать внимание ученика. Ведь выдвинутая проблема подвигнет к поиску путей ее решения, выдвижению гипотез, порой самых неординарных, их обоснованию, проверке и в конечном итоге получению результата. Когда информация проходит по такому пути, она прочно и ненавязчиво усваивается. Причем повышается самооценка учеников, так как они понимают, что были участниками процесса решения проблемы. Данная технология повышает самостоятельность ученика, способствует возникновению осознанной потребности в знаниях и учит их приобретать. Но это не означает, что я отказалась от других технологий и использую только эту. Однообразие деятельности тоже быстро надоест ученикам. При проблемном обучении моя деятельность состоит в том, что систематически создаю проблемные ситуации, в учебно-познавательной деятельности, которые побуждают учащихся анализировать факты, самостоятельно делать выводы и обобщения, учащиеся самостоятельно формируют с моей помощью определенные понятия, законы. В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение. Например, при изучении темы перед учениками ставится вопрос: «Какой характер среды существует в растворах солей?». Многие высказывают гипотезу, что если в растворах кислот и щелочей соответственно кислотный и щелочной характер среды, то в солях – среда нейтральная. Высказанную гипотезу предлагаю проверить в ходе самостоятельного лабораторного эксперимента с растворами трех предложных солей. Вспоминаем, как экспериментально определиться с характером среды в растворах веществ, и осуществляем эксперимент. Высказанная гипотеза нашла подтверждение только в одном случае из трех. Поэтому ученики делают вывод, что в растворах солей может быть и кислотный, и щелочной, и нейтральный характер среды. И вновь возникает проблемная ситуация: «От чего же зависит характер среды в растворе той или иной соли?» Вспоминаем, какие частицы отвечают за кислотный, а какие за щелочной характер среды и пытаемся с помощью ионных уравнений гидролиза соли объяснить их появление в растворах солей. Очень важно правильно сформулировать проблемный вопрос, чтобы он спровоцировал динамику поиска ответа на него у учеников. Работать с данной технологией нужно уже на начальном этапе изучения предмета. Для того чтобы в дальнейшем применение технологии было все более эффективным. Технологичность, возможность использования в школах района, его практическая направленность Содержание урока обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих готовить выпускников к тому, чтобы они могли осуществить осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности, способствует осмыслению некоторых практически значимых процессов. Этот материал поможет в приобретение знаний и умений, необходимых при подготовке к поступлению в институт или колледж, где надо сдавать вступительные экзамены по химии, например, в сельскохозяйственные учебные заведения или технологические институты лёгкой и пищевой промышленности. Так же он поможет решить некоторые бытовые вопросы. В современном мире появилось огромное количество индивидуальных предпринимателей, зачастую не очень порядочных. Это ведёт к замене одного вида продукта другим, один из видов фальсификации - фальсификация молока и молочнокислых продуктов, составляющих главный компонент рационального питания человека. Фальсификация молока может осуществляться добавлением воды, обезжиренного молока, нейтрализующих веществ, подснятием сливок, прибавлением в молоко соды (с целью понижения кислотности) и др. Самая обыкновенная и «невинная» подделка заключается в продаже снятого (обезжиренного) молока как цельного. Известь (известковая вода), поташ и соду прибавляют к молоку летом для предупреждения его закисания. Некачественные продукты питания не только несут ущерб с экономической стороны потребителю, но и представляют угрозу здоровью человека. Поэтому важная задача - научить учащихся с помощью простых и доступных методов определять подлинность молока и молочнокислых продуктов. Знание процессов гидролиза не менее важны и в сельском хозяйстве. Существует почвенный гидролиз солей, который является эффективным регулятором количества растворимых форм полезных элементов в почвенном растворе и процессов обмена ионами между почвой и растениями. Повышение кислотности заболоченных почв приводит к выделению Н2S, крайне токсичного для растений и многих полезных микроорганизмов. Щелочность почвенного раствора вызывается присутствием в почвах щелочей, что угнетает рост и развитие растений. При усвоении предлагаемого материала любой ученик сможет понизить кислотность или щёлочность почвы с помощью правильно подобранных химических веществ. Реакции гидролиза подвергаются самые различные вещества. Так в процессе пищеварения высокомолекулярные вещества (белки, жиры, полисахариды и др.) подвергаются ферментативному гидролизу с образованием низкомолекулярных соединений (соответственно, аминокислот, жирных кислот и глицерина, глюкозы и др.). Без этого процесса не было бы возможным усвоение пищевых продуктов, так как высасываться в кишечнике способны только относительно небольшие молекулы. Это доказывает колоссальную роль гидролиза в процессах жизнедеятельности организма: На нём основываются процессы питания и выделения, поддержания гомеостаза (постоянства среды) и перераспределения энергии. Как видим, процессы гидролиза охватывают все стороны нашей жизни, начиная с бытовой, заканчивая процессами, происходящими в нашем организме. Конспект урока по химии в 11 классе «Гидролиз неорганических веществ» с использованием информационно-коммуникационных технологий (презентация прилагается) УМК Учебник. О.С.Габриелян. Учебник для общеобразовательных учреждений. «Химия. 11 класс. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2007. Цели урока:
Задачи урока: 1.учебные:
2.развивающие:
3.воспитательные
Тип урока. Изучение нового материала, лекция с элементами самостоятельной работы, эксперимент Вид урока. Проблемно-исследовательский Место урока в программной теме. Тема 2. Химические реакции. Урок № 22 Реактивы и оборудование: NaCl, Na2CO3, NH4Cl, NH4CN, лакмус, пробирки. Компьютер, проектор, диск с презентациями поэтапного показа схем проведения опыта по гидролизу солей и анализа его результатов. Пояснительная записка: Данный урок является 22 уроком 2 раздела «Химические реакции» УМК Учебник. О.С.Габриелян. Учебник для общеобразовательных учреждений. «Химия. 11 класс. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2007. Урок разработан с применением технологии критического мышления. Ход урока. I.Организационный этап (1 минута.) Приветствие учеников, знакомство с изучаемой темой, постановка цели. Единственный путь, Ведущий к знанию,- Это деятельность. «Шоу» II. Этап проверки домашнего задания (5 минут) Подготовка учащихся к восприятию лекции. Прежде чем мы с вами начнём такую серьёзную тему как гидролиз, давайте совершим экскурс в пройденный материал. И так, поговорим о классах веществ. 1.Какие классы веществ вы изучили? (кислоты, основания и соли). 2.Приведите примеры кислот и оснований . (NaOH, KOH, NH4OH, Cu(OH)2, Zn(OH)2, Al(OH)3, H2SO4, HNO3, HClO4, HCl, HMnO4, HI, HBr, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, HF, HNO2)).(Слайд № 2) 3.Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами? 4.Исходя из приведённых выше формул выпишите отдельно сильные и слабые электролиты (сильные: NaOH, KOH, H2SO4, HNO3, HClO4, HCl, HMnO4, HI, HBr; слабые: , NH4OH, Cu(OH)2, Zn(OH)2, Al(OH)3, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, HF, HNO2 (Слайд №3) 5.Что показывает степень электролитической диссоциации? 6.Как индикаторы изменяют свой цвет в кислой и щелочной среде? Какие вы знаете индикаторы? (Слайд №4) Что представляют собой соли? (производные кислот и осноаний) III. .Этап изучения новых знаний и способов деятельности (30 минут) Вы знаете, что любую соль можно представить как продукт взаимодействия основания и кислоты. А основания и кислоты как вы заметили, имеют разную степень диссоциации, следовательно, может образоваться четыре типа солей. (Слайд №5,6). Мы только что выяснили, что в кислотах и основаниях индикаторы меняют свой цвет. А что будет, если мы проверим растворы солей на индикатор? Учащимся предлагается экспериментально исследовать среду четырёх выданных растворов (NaCl, Na2CO3, AlCl3, Al2S3). Почему в одном случае индикатор меняет цвет, а в другом нет? (Учащиеся предполагают среду раствора) Давайте попробуем разобраться с этим вместе. Вам были выданы растворы солей. Что кроме соли ещё присутствует в растворе? -Совершенно верно, вода. Вода вступает в реакцию с солями, она их разлагает. Разложение-лиз, вода–гидро. Вот и пришли мы с вами к изучаемой на этом уроке теме Гидролиз
Гидролизу подвержены соединения различных классов. Рассмотрим один случай – гидролиз солей. В реакцию гидролиза вступают соли, образованные слабой кислотой и сильным основанием, сильной кислотой и слабым основанием, слабой кислотой и слабым основанием. Соли образованные сильной кислотой и сильным основанием гидролизу не подвергаются.
Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли. NaCN + НОН НCN + NaOH Полное ионно–молекулярное уравнение Н+ + CN- + Na+ + HOH НCN + Na+ + OH- Краткое ионно–молекулярное уравнение CN- + НОН НCN + ОН- ; ОН- > Н+=> среда щелочная Рн > 7. Сила побеждает! По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:
2)Пример: Соль сильного основания и слабой кислоты при гидролизе даёт в растворе гидроксид ионы (ОН-) и кислые соли. (Слайд № 10,11) Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли Na2CO3 ↔ 2Na+ + СO32– Н2O ↔ Н+ + ОН– Полное ионно–молекулярное уравнение 2Na+ + СO32– + Н2O ↔ 2Na+ + HCO3– + ОН– Краткое ионно-молекулярное уравнение СO32– + Н2O ↔ НСO3– + ОН– ОН- > Н+ среда щелочная, Рн > 7. Молекулярное уравнение. Na2CO3+ Н2O → NaHCO3 + NaОН. При этом гидролиз не доходит до конца, т.к. накопление в растворе гидроксид-ионов препятствует образованию угольной кислоты(Н2СО3). 3) Пример: (сильная кислота и слабое основание). (Слайд №12,13) Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли NH4Cl NH4+ + Cl- Полное молекулярно-ионное уравнение NH4+ + Cl- + НОН NH4 ОН +Н+ + Cl- Краткое ионно-молекулярное уравнение NH4+ + НОН NH4 ОН +Н+; Н+ > ОН- => среда кислая, Рн < 7 По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:
4) Пример: Соли сильных кислот и слабых оснований гидролизуются ступенчато с образованием основных солей и в водном растворе накапливаются ионы водорода; (Слайд № 14,15) Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли АlCl3 Аl+3 + 3Cl – Н2O ↔ Н+ + ОН– Полное ионно–молекулярное уравнение Аl+3 + 3Cl - + НОН 3Cl - +Н+ + Аl ОН +2 Краткое ионно-молекулярное уравнение Аl+3 + НОН Н+ + Аl ОН +2; Н+ > ОН- => среда кислая, Рн < 7. Молекулярное уравнение. АlCl3 + НОН Аl (ОН)Cl2 +НCl Вторая ступень: Аl(ОН)Cl2 Аl ОН +2 + 2Cl – Полное ионно–молекулярное уравнение АlОН +2 + 2Cl - + НОН 2Cl - +Н+ + Аl(ОН)2+ Краткое ионно-молекулярное уравнение АlОН +2+ НОН Н+ + Аl(ОН)2+; Н+ > ОН- => среда кислая, Рн < 7. Молекулярное уравнение. Аl(ОН)Cl2 + НОН НCl + Аl(ОН)2Cl По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь: До конца гидролиз не идёт, так как накапливающиеся в растворе ионы водорода препятствуют образованию слабого основания (Аl(ОН)3). Реакция идёт по катиону. Сложнее протекает гидролиз солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой. При этом в реакции гидролиза участвуют и катионы, и анионы соли, связывающие соответственно гидроксид – ионы и ионы водорода воды. Поэтому реакция среды в результате гидролиза определяется относительной силой образующихся слабой кислоты и слабого основания и, в частности, может быть близка к нейтральной, хотя гидролиз протекает практически полностью. 5)Пример: (слабое основание и слабая кислота) Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли. (Слайд № 16,17) Al2S3 + 6H2O-->2Al(OH)3 + 3H2S По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь: Такие соли в водных растворах существовать не могут гидролизуются до свободной кислоты и свободного основания. Гидролиз по катиону и аниону. 6)Пример: (слабое основание и слабая кислота) Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли. СН3СОО NH4 СН3СОО- + NH4+ Полное ионно-молекулярное уравнение СН3СОО- + NH4+ + НОН СН3СООН + NH4 ОН Для того чтобы определить среду в данном процессе мы должны узнать константы ионизации образующихся веществ (в справочнике). Константы ионизации уксусной кислоты и гидроксида аммония равны соответственно: К(СН3СООН) = 1,76×10-5 и К(NH4 ОН) = 1,79×10-5 => среда при гидролизе этой соли нейтральная. NH4CN NH4+ + CN- NH4+ + CN- + НОН NH4ОН + НCN К(НCN) = 7,2×10-10 => среда щелочная. Гидролиз формиата аммония: НСОО NH4 НСОО- + NH4+ НСОО- + NH4+ + НОН НСООН + NH4 ОН К(НСООН) = 1,8×10-4 а К(NH4 ОН) = 1,79×10-5 => среда слабо кислая. По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:
7). Пример: Рассмотрим гидролиз соли образованной сильной кислотой и сильным основанием (NаCl).(Слайд № 18,19) Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли Ученики делают вывод: Соли образованные сильной кислотой и сильным основанием гидролизу не подвергаются IV. Этап первичной проверки понимания изученного Учитель проверяет усвоение основных понятий урока : Что происходит с солями в водном растворе? Какого типа соли бывают? Что такое гидролиз? V. Этап закрепление изученного материала (работа в группах-6 групп) (5минут) . Задание: ( Слайд № 20)
1 вариант 2 вариант а) нитрата цинка (II) а) хлорид меди (II) б) сульфата калия б) сульфита натрия в) сульфида натрия в) нитрата бария
. Ответы на вопросы (Слайд № 22-24) VI. Этап обобщения и систематизации(работа в группах-4 группы, обмениваются результатами), (2 минуты)
VII. Этап информации о домашнем задании (1 минута) 1. § 18, № 1-11. 2. Пользуясь следующей таблицей, приведите свои примеры солей, которые будут иметь, кислую, щелочную и нейтральную реакцию, и напишите к ним ионные уравнения гидролиза. (Приложение 2) 3.Выполните задания, которые опубликованы на сайте «В контакте.Ru», в заметках, материал ЕГЭ выполнить (Приложение 1) VIII. Заключительный этап урока (1 мин.) РЕФЛЕКСИЯ 1)Рефлексия T.: Возьмите таблички. (Они заранее разложены на столах учащихся). Поставьте плюсы, если вы считаете, что степень ваших знаний и умений изменилась, сможете ли вы теперь без помощи учителя определять среду раствора солей? 2)Подведение итогов (1 мин.) Беседа учителя с учащимися. Учитель рассказывает о большом практическом значении гидролиза для человека, касаясь органических веществ: спиртов, сложных эфиров, жиров, мыла, крахмала, целлюлозы, которые учащиеся подробно изучали в 10 классе. Подводится контроль результатов работы учащихся на уроке с аргументацией поставленных оценок: пояснением активности их работы, правильности ответов и уровня сложности задания. (Учитель выставляет отметки.) Спасибо за урок, до свидания. Приложение 1 Задания А-26 (ЕГЭ)
Задания В-4 (ЕГЭ) 1. Установите соответствие между составом соли и реакцией среды её водного раствора.
2. Установите соответствие между составом соли и реакцией среды её водного раствора.
3. Установите соответствие между названием соли и средой её водного раствора.
4. Установите соответствие между солью и реакцией среды в её водном растворе.
5. Установите соответствие между веществом и продуктами его гидролиза.
6. Установите соответствие между названием соли и отношением её к гидролизу.
7. Установите соответствие между названием соли и отношением её к гидролизу.
8. Установите соответствие между названием соли и отношением её к гидролизу.
9. Установите соответствие между названием соли и её способностью к гидролизу.
10. Установите соответствие между названием соли и её способностью к гидролизу.
|