Развитие навыков самостоятельной работы учащихся при подготовке к ЕГЭ по химии
Учитель химии и биологии МБОУ « Подсосенская СОШ» Глазырина Е.Г.
Трудности и проблемы, возникающие при подготовке к ЕГЭ по химии:
- Базовый уровень предусматривает 1 час в неделю;
- Несоответствие содержания учебного материала учебника содержанию тестовых заданий;
- Низкая мотивация учащихся при изучении химии;
- Небольшое количество учащихся, выбравших экзамен;
Актуальность самостоятельной работы при подготовке к ЕГЭ
Урок, безусловно, является главным средством для этого, но в старших классах особое значение приобретает самостоятельная работа, так как:
- повышается ответственность ученика за результат своего образования,
- развиваются навыки самоорганизации и самоконтроля.
- самостоятельно добытые знания - самые прочные
От чего зависит успешность самостоятельной работы
-Ученик очень чётко понимает, что нужно делать, как это следует выполнять и, прежде всего, зачем.
-Видимый результат его действий.
- Картина успехов и пробелов ученика (после диагностической контрольной работы).
-Способы устранения пробелов (самостоятельно, индивидуально с учителем, в группе)
Для каждого учащегося я предлагаю картину его успехов и пробелов (после диагностической работы), предлагаю способы устранения этих пробелов: либо самостоятельно, либо индивидуально с учителем, либо в группе.
Ученик, разобравшись в теоретическом материале, тренируется в выполнении разного вида заданий, пока умение применять знания на практике не перейдут в устойчивый навык, контрольные задания по разделу или теме позволяют мне определить качество его усвоения.
Виды обучающих самостоятельных работ, которые можно применять на уроках химии: - Самостоятельная работа с предварительным разбором. Даётся подробный разбор задачи или упражнения со всеми теоретическими обоснованиями. Затем для самостоятельной работы предлагается подобная задача. - Решение задач с последующей проверкой. Ученики выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по показываемому им образцу, при этом поэтапно выясняется осмысленность решения путём постановки соответствующих вопросов. - Многовариантное задание с готовыми ответами. Эти работы помогают быстрому установлению обратной связи, выявлению пробелов и разбору неясных ситуаций. - Химические диктанты с самопроверкой. - Работа по заданному алгоритму приучает учащихся к чёткому, последовательному выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность
Процесс организации самостоятельной работы учащихся при подготовки к ЕГЭ проходит в несколько этапов:
1 этап, подготовительный (диагностика, прогнозирование, целеполагание)
входная диагностика уровня ЗУН,
определение тем, усвоенных слабо большинством учащихся,
составление программы самостоятельной индивидуальной коррекционной работы для учащихся.
оформление личных карточек успешности каждого ученика.
2 этап, организационный
формирование групп по уровню усвоения разных тем,
организация групповых и индивидуальных консультаций,
3 этап, аналитический
промежуточная диагностика,
анализ качества усвоения каждой темы,
выявление динамики,
учёт результата каждого ученика, знакомство родителей с результатами, индивидуальные рекомендации.
Урок в формате ЕГЭ
Тема: Химические реакции
Урок 6
Гидролиз неорганических веществ (солей) Коды контролируемых элементов по кодификатору: 1.4.7.
Должны знать: понятие «гидролиз», «кислотность среды».
Должны уметь: составлять уравнения гидролиза разных видов солей, определять кислотность среды, предвидеть результаты гидролиза солей; применять полученные знания при выполнении заданий ЕГЭ. Актуализация знаний Перед изучением темы вспоминаем понятие о кислотности среды.
Упрощенно можно считать растворы, в которых присутствуют ионы водорода, кислыми, растворы, в которых присутствуют гидроксид-ионы, - щелочными, а растворы, в которых отсутствуют заметные количества обоих этих ионов, - нейтральными. Изучение нового материала Работа с инструктивной картой по теме (самостоятельно, с последующим обсуждением в паре)
Гидролиз-это реакция обменного разложения веществ водой.
Движущая сила гидролиза, как и любой другой реакции обмена, - образование слабого электролита или неэлектролита (например, газа). Поэтому гидролизу подвержены лишь соли, образованные слабыми электролитами – слабой кислотой, слабым основанием или ими обоими.
Рассмотрим варианты гидролиза солей.
1. Соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой (KCN, HCOONa, Ba(NO2)2 и др.):
2. Соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой (АlСl3, NH4NO3, FeSO4 и др.):
3. Соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой ((NH4)2S, (CH3COO)2Cu, Cr2S3 и др.):. Соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой, не гидролизуются (NaCl, K2SO4,
Ca(NO3)2, BaI2 и др.). Алгоритм составления уравнений гидролиза
Записать уравнение диссоциации соли.
Выбрать слабый ион.
Записать его взаимодействие с водой.
Определить среду раствора.
Отработка изученного материала
Вопросы и задания.
Что называют гидролизом? Вещества каких классов подвержены гидролизу?
Какие из солей, перечисленных ниже, подвержены гидролизу? В отдельные столбики выпишите соли, водные растворы которых имеют кислотную, щелочную среду, и среду, близкую к нейтральной. Соли, которые не гидролизуются, не выписывайте.
Na2SO4, K2S, Na2CO3, СН3СООК, NaNO3, Al(NO3)3, CuSO4, ZnCl2, K2SO4, CH3COONH4, NH4Cl, KCl, Al2S3, Fe2(SO4)3, CH3NH3Cl.
Растворы каких из перечисленных солей имеют нейтральную реакцию среды: сульфат магния, хлорид кальция, нитрат алюминия, нитрат калия, ацетат калия?
Будут ли подвержены гидролизу средние соли, образованные серной кислотой и следующими основаниями: NaOH, Fe(OH)3, NH3H2O, Са(ОН)2, Cu(OH)2
Растворы каких из перечисленных солей имеют кислотную среду: сульфат калия, нитрат магния, ацетат натрия, сульфид калия, хлорид алюминия?
Будут ли подвержены гидролизу средние соли, образованные гидроксидом натрия и следующими кислотами: HCl, H2S, H2SO4, HNO3, СН3СООН, CCl3COOH, C17H35COOH, С6Н5ОН?
7) Какому молекулярному уравнению соответствует сокращенно-ионное?
S2- + 2Н2O = H2S + 2OН-. Приведите примеры двух солей. 8) Какому молекулярному уравнению соответствует сокращенно-ионное?
СO32- + 2Н2O = СO2 + Н2O + 2OН-. Приведите примеры двух солей. 9) Какому молекулярному уравнению соответствует сокращенно-ионное?
Zn2+ + 2Н2O = Zn(OH)2 + 2Н+. Приведите примеры двух солей. 10) Какому молекулярному уравнению соответствует сокращенно-ионное?
Cu2+ + 2Н2O = Cu(OH)2 + 2Н+. Приведите примеры двух солей.
Тест
1. Не подвергаются гидролизу соли, образованные
сильным основанием и слабой кислотой
слабым основанием и сильной кислотой
сильным основанием и сильной кислотой
слабым основанием и слабой кислотой
2. Наименьшую концентрацию в водном растворе сульфата меди (II) имеют ионы
l) Cu2+ 2) SO42- 3) Н+ 4) ОН- 3. Нейтральную среду имеет водный раствор соли, образованной
сильным основанием и слабой кислотой
сильным основанием и сильной кислотой
слабым основанием и слабой кислотой
слабым основанием и сильной кислотой
4. Кислую реакцию среды имеет раствор
l) Ca(NO3)2 3) NaHSO4
2) NaCl 4) K2SO4 5. «Кислотный ожог» листьев растений вызывает попадание раствора
медного купороса 3) натриевой селитры
поваренной соли 4) поташа
6. Фиолетовый лакмус приобретает красный цвет в растворе соли
1) К2СO3 3) Al(NO3)3
2) LiCl 4) CH3COONa 7. Щелочную реакцию среды имеет раствор каждой из двух солей:
1) KCl и Na2S
2) K2SiO3 и Na2CO3
3) FeCl2 и NHCl
4) CuSO4 и Na2SO4 |