Технологическая карта урока по химии в 9 классе по теме « Галогены»
Богословской Ирины Валерьевны
Учителя высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 7 города Балаково Саратовской области
Тип урока: урок «открытия нового знания».
Цель:
Содержательная
На основе анализа положения галогенов в периодической системе элементов способствовать формированию знаний обучающихся о строение атомов галогенов, свойствах галогенов.
Деятельностная
- формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия;
- учить работать в группах;
- воспитывать толерантность и бережное отношение к природе.
Задачи:
Образовательная. Формировать знания учащихся по теме неметаллы, дать понятие о галогенах их положении в ПСХЭ, строении атомов, свойствах, уметь применять полученные знания и умения на практике.
Развивающая. Развивать умения давать характеристику химическим элементам седьмой группы главной подгруппы, простым и сложным веществам, образованных этими элементами, развивать творческие навыки, мышление, интерес к химии, навыки работы с дополнительной литературой, работы в Интернете.
Воспитательная. Воспитывать творческое отношение к учебе, интерес к предмету, повышение самооценки учащихся, трудолюбие.
Методы и методические приемы:
исследовательский, поисковый, работа в парах, решение проблемных ситуаций, взаимоконтроль, эвристическая беседа, тестирование.
Оборудование: компьютеры, Интернет, проектор.
Литература для учителя:
1. Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (авт. О.С. Габриелян). // Программа общеобразовательных учреждений. Химия М.: Дрофа, 2010.//
2. Габриелян О.С. Химия, 9 класс, М.: Дрофа, 2010
4. Габриелян О.С., Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова «Химия. 9 класс» Настольная книга учителя химии. М.: Дрофа, 2007
5. Габриелян О.С. Химия. Методическое пособие (8-9) М.: Дрофа, 2000
Литература для учащихся:
1. О.С. Габриелян Химия, 9 класс, М.: Дрофа, 2010
2. О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. «Химия. 9 класс» Рабочая тетрадь - М.: Дрофа, 2010.
4. О.С Габриелян, Н.П. Воскобойникова. «Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 классы». – М.: Дрофа, 2007.О.С.Габриелян. Химия 9 класс. Дрофа 2010 год.
Технологическая карта
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
| Приветствие учащихся. Проверка присутствующих и отсутствующих, создание положительного эмоционального настроя.
| Школьники готовятся к учебной деятельности, к восприятию нового материала.
Личностные: формирование смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов
Коммуникативные: формирование планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
| этап актуализации и пробного учебного действия
| Задает вопросы:
-о каком химическом элементе идет речь?
Токсичный удушливый газ, который при попадании в лёгкие вызывает ожог лёгочной ткани, удушье. Он был одним из первых химических отравляющих веществ, использованных Германией в Первую мировую войну.
-Где находится хлор в ПС Д.И. Менделеева?
- Что вы знаете о строение его атома?
- Какие элементы входят в 7 группу, главную подгруппу?
Повторение пройденного материала по вопросам: положение химических элементов – галогенов в периодической системе, сравнение атомов галогенов по строению электронной оболочки и окислительно-востановительной способности, при этом восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся.
Форма - фронтальная беседа учителя с учащимися.
Определяем тему и цели урока.
| Отвечают на вопросы. Повторяют изученный материал, обобщают и систематизируют имеющиеся знания, включаются в беседу с учителем.
Называют тему урока и формулируют цель урока.
Записывают тему урока
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Познавательные: умение анализировать результаты, ориентироваться в своей системе знаний, осознано строить речевое высказывание в устной форме
| этап выявления места и причины затруднения
| Определение проблемы урока.
Зная строение атома элемента можно определить его свойства и значение.
Выявляем места и причины затруднений в знаниях о свойствах галогенов
Проблемная ситуация.
Мы узнали о строение атомов галогенов. Достаточно ли этих знаний чтобы охарактеризовать простое вещество этих атомов?
.
|
Предлагают план построения проекта выхода из затруднения.
Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов
Познавательные: умение самостоятельно формулировать учебную проблему, познавательную цель, составлять план решения проблем включая знаково-символические и логические действия
Регулятивные:
умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно
| этап построения проекта выхода из затруднения
| Организует работу в парах, наблюдает за деятельностью обучающихся.
| Составляют план работы, используя учебник, ЭОРы.
Познавательные: умение моделировать решение проблемы, построение логических цепей, анализировать, структурировать знания, работать с текстом.
Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий
| Этап реализации построенного проекта
| Предлагает охарактеризовать физические свойства галогенов по плану:
1.Агрегатное состояние галогенов в обычных условиях.
2.Цвет.
3.Запах.
4.Температура плавления и кипения.
5.Выяснить, почему бром и йод хранят в запаянных ампулах
ЭОР №1
Демонстрация хлора
ЭОР №2
Демонстрация брома
ЭОР №3
Демонстрация фтора
Предлагает изучить химические свойства галогенов воспользовавшись материалом ЭОров и ответить на вопросы:
1.Как взаимодействуют галогены с металлами, с неметаллами (напишите уравнение химических реакций).
2.Как расположены галогены в ряду активности?
3.Как галогены взаимодействуют с водой?
4.Какие соли образуют галогеноводородные кислоты?
ЭОР № 4
Химические свойства галогенов Выделяет основную информацию, применяет приемы активации
мыслительно деятельности, акцентирует внимание на правильности написания уравнений реакций, иллюстрирующих свойства, контролирует написание уравнений, отвечает на вопросы учеников.
| Начинают составлять опорную схему урока. Просматривают материал ЭОРов, учебника,отвечают на вопросы учителя,продолжают работать над опорной схемой, делают выводы. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одного вида в другой, поиск и выделение необходимой информации, умение анализировать свои результаты.
Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение договариваться и находить общее решение
| этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
|
Проводится проверка опорных схем с проговариванием нового материала
| Проверяют схемы, выделяя главное в изученном материале. Регулятивные: умение проговаривания последовательности действий на уроке, выделение и осознание того, что усвоено, что еще подлежит усвоению
Познавательные: умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве).
| этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
| Организует самостоятельную работу по выполнению задания с последующей проверкой и обсуждением с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний.
ЭОР №5
Химические свойства галогенов
| Используя ЭОР решают самостоятельно тест.
Применяют знания на практике.
Проверяют материал по эталону Выполняют задания в тетрадях.
Познавательные: умение анализировать, сравнивать, преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Регулятивные: умение сравнивать полученный результат с заданным эталоном и обнаружения отклонений и отличий от эталона
| этап включения в систему знаний и повторения
| Организует работу обучающихся по осуществлению превращений по вариантам:
1
2 НBr
| Выполняют задание.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Регулятивные: умение выявления и осознания того, что усвоено, что еще подлежит усвоению
| этап рефлексии учебной деятельности на уроке
| Подведение итогов работы на уроке
Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?
Как вы считаете, выполнили ли, мы все, что запланировали?
Коррекция самооценок, самоанализа, выставление оценок.
| Проводят самооценку. Сдают тетради на проверку
Личностные: формирование адекватной позитивной, осознанной самооценки, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция; выделение и осознание того, что усвоено, что еще подлежит усвоению
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
| Информация о домашнем задании
| Формулирует задание, комментируя его при необходимости.
Обязательное задание:
Д/З № 18 , стр. 110 №5
Дополнительное творческое задание:
Придумать сказку о галогенах
| Записывают информацию о домашнем задании, уточняют
Познавательные: переработка изученной информации и ее преобразование, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
| |