Скачать 1.26 Mb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» Верховажского муниципального района Вологодской области «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Заместитель директора по УВР школы Директор школы ________ ________ (О.А. Киселева) (Т.Н. Игнатьевская) Приказ №62-28 от 29.08.2013 года Рабочая программа по химии 10, 11 классы по Программе курса химии 8-11 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Гузея Л.С. Составила: учитель химии С.В. Лаврова Принята на заседании педагогического совета школы » Протокол № 1 от « 29 » августа 2013 г. 2013 год 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Статус документа. Рабочая учебная программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений среднего (базовый уровень), автор Л.С. Гузей, М., «Дрофа», 2010 г., а также на основе учебного материала, представленного в учебнике авторов Гузея Л.С, Р.П. Суровцевой «Химия. 11 класс», М., «Дрофа, 2009 г. Школьный курс химии – один из основных компонентов естественно - научного образования. Он вносит существенный вклад в решение задач общего образования, обеспечивая формирование у учащихся естественно – научной картины мира, развитие их индивидуальных, творческих способностей, привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни в условиях современного общества. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей учебной программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач. Рабочая учебная программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. Рабочая учебная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса химии в старшей школе на базовом уровне, за пределами которого остается возможность выбора учителем вариативной составляющей содержания образования. Тем самым рабочая учебная программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса химии в старшей школе на базовом уровне. Структура документа. Рабочая учебная программа включает следующие разделы:
Общая характеристика учебного предмета. Школьный курс химии – один из основных компонентов естественно - научного образования. Он вносит существенный вклад в решение задач общего образования, обеспечивая формирование у учащихся естественно – научной картины мира, развитие их индивидуальных, творческих способностей, привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни в условиях современного общества. В процессе обучения химии необходимо решить следующие задачи в единстве образовательной, развивающей и воспитывающей функции обучения:
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Содержание рабочей учебной программы базируется на содержании примерной программы, которое структурировано по пяти блокам:
Содержание этих учебных блоков структурируется по темам, но направлено на достижение целей химического образования в старшей школе. Цели. Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Химия» 10, 11 класс, т.е. 2 часа в неделю в каждом классе. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Рабочая учебная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Курс химии 10, 11 классов углубляет и расширяет знания по общей химии и о строении и свойствах органических веществ. 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ. В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен знать и понимать: - важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие; - основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; - основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации; - важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения. Уметь: - называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; - определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений; - характеризовать: химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических соединений; - объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов; - выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ; - проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; - определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; - экологически грамотного поведения в окружающей среде; - оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; - безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; - приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; - критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА 10 класс Тема 1. «Повторение фундаментальных понятий курса химии основной школы (2 часа) Периодический закон, структура и физический смысл периодической системы химических элементов, электронное строение атома. Виды химической связи, характеристика ковалентной, ионной, металлической связи, электронное строение молекул, тивы кристаллических решеток. Тема 2 (23). VIIА группа периодической системы (10 часов) Свойства атомов галогенов: размер, энергия ионизации, сродство к электрону. Молекулы галогенов. Длина химической связи. Энергия химической связи. Силы Ван-дер-Ваальса. Окислительно-восстановительные реакции. Дополнительный материал: Электронно-ионные уравнения. Уравнения полуреакций. Сокращенное ионное уравнение. Оксокислоты хлора и их соли. Хлорноватистая кислота. Хлорная вода. Хлорная известь. Хлорноватая кислота. Бертолетова соль. Хлорная кислота. Галогеноводороды. Плавиковая кислота. Лабораторные опыты: 1. Удаление пятен йода с тканей. 2. Качественные реакции на хлорид-, бромид-, иодид – ионы. 3. Окисление бромид- и иодид-ионов хлором в присутствии органического растворителя. Практическое занятие: 1. Титрование раствора щелочи кислотой. Тема 3 (24). VIА группа периодической системы (19 часов) Оксиды и пероксиды. Классификация оксидов по типу химической связи (ионные, ковалентные), по взаимодействию с водой (реагируют, не реагируют), по кислотно-основным свойствам. Получение оксидов. Практическое занятие: 2. Количественное определение кислорода в воздухе. Вода. Электронное строение молекулы. Водородная связь. «Аномальные» свойства воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель рН. Пероксиды. Дополнительный материал: Геометрия молекул. Кристаллогидраты. Электронное строение пероксид-иона. Пероксид водорода. Получение. Окислительно - восстановительные свойства. Лабораторный опыт: 4. Получение кислорода из пероксида водорода. Элементы термохимии. Энтальпия вещества. Энтальпия реакции. Энтальпия образования веществ. Закон Гесса. Стандартное состояние вещества. Скорость химической реакции. Определение понятия. Экспериментальное наблюдение и определение. Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа. Энергия активизации. Катализ. Закон действующих масс (зависимость скорости реакции от концентраций реагентов). Дополнительный материал: Константа скорости реакции. Химическое равновесие. Закон действующих масс – константа равновесия. Смещение химического равновесия. Принцип Ле Шателье – Брауна. Соединения серы (II). Сероводород. Сероводородная вода. Кислотные и восстановительные свойства сероводородной кислоты. Сульфиды. Дополнительный материал: Полисульфиды. Лабораторный опыт: 5. Гидролиз сульфидов. Соединения серы (IV). Сернистый газ. Сернистая кислота. Дополнительный материал: Сульфиты и гидросульфиты. Лабораторный опыт: 6. Изучение свойств соединений серы (IV). Соединения серы (VI). Концентрированная серная кислота как окислитель. Лабораторный опыт: 7. Изучение свойств серной кислоты. Практическое занятие: 3. Установление формулы кристаллогидрата (медного купороса) по данным химического анализа. Лабораторный опыт: 8. Качественные реакции на сульфат-, сульфит-, сульфид-ионы. Тема 4 (25). VА группа периодической системы (10 часов) Степень окисления. Реакции азотной кислоты с металлами. Комплексное соединение. Комплексообразователь. Координационное число. Дополнительный материал: Соединения азота. Оксиды азота (I), (II), (III), (IV), (V). Азотистая кислота. Нитриты. Нитраты. Разложение при нагревании. Демонстрации: 1. Качественное определение нитратов и нитритов в плодах и овощах. Лабораторные опыты: 9. Качественная реакция на ион аммония. 10. Возгонка хлорида аммония. Ортофосфорная кислота. Дополнительный материал: Метафосфорная кислота. Дифосфорная кислота. Поликислоты. Лабораторный опыт: 11. Сравнительная оценка растворимости фосфата, гидрофосфата и дигидрофосфата кальция в воде. Практическое занятие: 4. Распознавание минеральных удобрений. Лабораторные опыты: 12. Гидролиз солей фосфорной кислоты. 13. Анализ азотных и фосфорных удобрений. Практическое занятие: 5. Решение экспериментальных задач по темам «Элементы VI и V групп периодической системы. |