Скачать 44.78 Kb.
|
Урок по химии в 9 классе на тему «Свойства, получение и применение кислорода» Учитель химии Притуло Т.В. Кислород является центром, вокруг которого вращается вся химия. Й. Берцелиус. Цели: 1. Развитие у учащихся знаний о простом веществе – кислороде, физических и химических свойствах его. На примере процессов горения и медленного окисления рассмотреть значение кислорода в природе и жизни человека. Ознакомление со способами его получения, применением. 2. , Развитие умений устанавливать причинно- следственные связи, составлять химические формулы, уравнения реакций, определять тип реакций, анализировать химический эксперимент, обобщать и анализировать, применять знания в новых ситуациях. 3. Реализация межпредметных связей с курсами экологии. географии, биологии, истории на уровне фактов, общепредметных понятий, целостных аспектов обучения. 4. Развитие у школьников интереса к изучению химии при обращении к их жизненному опыту, раскрытие практического значения изучаемого материала, творческих способностей учащихся. 5.. Воспитание любви к природе и ответственности за нее. Оборудование и реактивы: металлический штатив с лапкой, прибор для получения газов, спиртовка, кристаллизатор с водой, колба с пробкой, химический стакан, ложечка для сжигания веществ, перманганат калия, сера, лучинка Тип урока – комбинированный.. План урока 1.Оргмомент. 2. Актуализация знаний: 2.1. У доски: Составить формулы оксидов: лития, кальция, алюминия, фосфора (+5). 2.2. Фронтальная беседа с классом: Каков вид химической связи в молекуле кислорода? Определите тип кристаллической решетки, которую образуют молекулы кислорода. Какие соединения кислорода, содержащиеся в атмосфере, вам известны? Какие соединения кислорода содержатся в литосфере? Какие соединения кислорода содержатся в биосфере? Вывод. Кислород – самый распространенный элемент на Земле. 3. Изучение нового материала. Кислород – жизненно важный элемент для всех организмов. При его участии совершается один из важнейших процессов в природе – дыхание. Без кислорода невозможны такие процессы как гниение и горение. Мотив к деятельности учащихся создаем, обратившись к легенде о Прометее. Это позволит учащимся понять значение процессов горения в развитии человеческой цивилизации. Как гласит легенда, в далекие времена люди не знали огня, ютились в пещерах, охотились с помощью камней и дубинок, ели мясо и коренья растений сырыми... В это же самое время протекала жизнь на Олимпе, полная страстей и интриг. Однажды Прометей похитил искру священного огня с Олимпа и подарил ее людям. Cвященный огонь зажег в сердцах людей стремление к труду и творчеству. Они овладели ремеслами и приобщились к искусству. Зевс не простил Прометею предательства. Как он поступил с Титаном, знают все, но что он приковал Прометея именно к Орлиным скалам, знают не многие. Зевс обрек Прометея на страшные мучения в далекой горной стране, приковав его к Орлиным скалам. Утес, ныне именуемый Прометеевым, до сих пор хранит остатки цепей, а также тепло могучего тела и пламенного сердца. Да и немудрено, ведь столько времени один из самых свирепых и кровожадных орлов местного языческого бога Окхына разрывал ежедневно грудь Прометею острыми когтями и выклевывал печень. Красавица Агура тайно приносила герою еду и воду, за что была превращена в реку. После этого переходим к рассмотрению основного материала урока. . . Сообщение темы и целей урока. Подготовка таблицы.
3.2. Мозговая атака: - запишите в таблицу, что вам известно по теме урока, обсудите это с партнером (2-3 минуты). 3.3. Стадия реализации и осмысления : Историческая справка: Кислород в свободном виде был получен шведским ученым К. Шееле в 1770 г. При нагревании селитры, а в 1774г.английским ученым Д. Пристли при разложении оксида ртути и свинцового сурика;. Роль кислорода в реакциях горения впервые была объяснена в 1775 г. Французским ученым А. Лавуазье. - во время проведения демонстрационного эксперимента проанализируйте его и попытайтесь дополнить содержание таблицы. В этом вам поможет памятка (см. приложение 1). Демонстрация получения и собирания кислорода, его химических свойств. 3.4.Стадия рефлексии: -Анализ эксперимента, заполнение таблицы, составление уравнений реакций, определение типа реакций, разбор ОВР на одном из примеров (дифференцированно). Обратить внимание: общий признак реакций горения - выделение света и тепла. Привлечь и расширить знания учащихся о горючих полезных ископаемых, их месторождениях. Вопрос. Как кислород получают в промышленности? Учитель предлагает найти ответ на этот вопрос в учебнике. -Изучение схемы «Применение кислорода». Задание: разбить области применения кислорода на группы по используемому свойству (см. приложение №2). -Беседа:
4. Подведение итогов урока. Д\З: п. 20.№1-3 стр. 98 (Базовый уровень), «№1-3, 4,5.( Повышен уровень). Предлагается заинтересовавшимся учащимся приготовить сообщения (возможно с презентацией) на темы: 1. Какова роль кислорода для живых организмов? 2. Какие природоохранные и экологические проблемы обусловлены стихийными процессами горения в природе (пожары и др.) или связаны с деятельностью человека?
При анализе эксперимента обратите внимание:
Приложение №2 Применение кислорода О2 1.В металлургии (для получения металлов). 2.В медицине (кислородные подушки). 3.Для сварки и резки металлов. 4.При взрывных работах. 5.Для работы двигателей самолетов, автомобилей. 6.При работах под водой и в космосе. |