Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 163.99 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.05.2014
Размер163.99 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Химия > Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе изучения химии

в основной школе (9 класс)
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).

За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Просвещение» в 2008 году (Гара. Н.Н. Химия. 9 класс. Программа курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана для 8- 9 кл: пособие для учителей общеобразовательных учреждений: базовый уровень. М.: Просвещение, 2010.-56с.)

Рабочая программа может быть реализована в 9 классе (2 ступень, основное общее образование, общеобразовательный уровень).

Преподавание в 9 классе ведётся по учебнику:

Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия. 9 класс. - М.: Просвещение. 2009. – 191 с. (у ряда ребят - Рудзитиc Г.Е. Химия. 9 кл. с прил. на электронном носителе.- М.: Просвещение, 2011)
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии.
Целями изучения химии в основной школе являются:

1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;

3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в рабочей программе по химии нашли отражение основные содержательные линии: · вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии; · химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются

химические свойства веществ, способах управления химическими процессами; · применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте; · язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

Задачи курса химии основной школы:

  • Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике, развитие умений наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • Сохранение целостности и системности курса химии в школе;

  • Повышение качества обучения вследствие сочетания традиционных проверенных временем приёмов и методов обучения с новыми технологиями.

  • Развитие познавательных навыков учащихся;

  • Развитие индивидуальных способностей учащихся, способствующих профессиональному самоопределению учащихся;

  • Обеспечение внутри- и межпредметной интеграции. Внутрипредметная интеграция проявляется в логическом сочетании курсов «Введение в химию», «Неорганическая химия», «Общая химия», «Органические вещества». Межпредметная интеграция определяется, прежде всего, тем, что объединяются знания по всем разделам химии, биологии, физике, экологии в единое понимание естественнонаучной картины мира;

  • Обеспечение интеграции химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, МХК, т.е. средствами учебного предмета сформировать понимание у учащихся среднего звена места науки в общей культуре.

  • Введенный в курс химический практикум (5 практических работ в курсе 9 класса) даёт возможность формировать у учащихся специальные предметные умения при работе с химическими веществами, выполнении простых химических опытов, а также учить школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Реализация регионального (национально-регионального) компонента осуществляется как через дидактические единицы содержания (например, в темах, связанных с добычей железных руд на Среднем Урале, чистотой воздуха в регионе, особенностями металлургического производства на Урале и др.), так и через ориентацию на достижение качества образования в его триединой целостности, т.е. через предметный, деятельностный и ценностный компоненты.

Региональный (национально-региональный) компонент изучения химии в 7-9 классах определяется содержательными линиями «Экологическая культура», «Культура здоровья и безопасности жизнедеятельности», «Информационная культура».

Основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости. В возрасте от 11 до 14— 16 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей. Учитывая это, в рабочую программу включены различные формы организации учебной деятельности учащихся, разнообразные виды деятельности, большая демонстрационная часть. Всё это направлено на достижении поставленной цели, стоящей перед курсом «Химия. 9 класс».

В соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта акцент при обучении химии в 8-9классе сделан на экспериментальный характер науки. Поэтому в курсе химии 9 класса рассматриваются такие понятия, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.

В связи с тем, что курс насущен новыми для учащихся понятиями, категориями, представлениями, целесообразно использовать технологию проблемно-деятельностного обучения с реализацией таких форм занятий, как урок-дискуссия, урок - ролевая игра и др., что позволит развить мотивацию к изучению предмета.

Рабочая программа рассчитана на 68 (70) часов, из них 4(6) часа - резервных, предназначенных для консультационной работы с учащимися при подготовке к государственной (итоговой) аттестации, обобщение и повторение материала.

Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля.

При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения новых знаний, уроки закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические работы, а также сочетание указанных форм.

Распределение часов по темам составлено по авторской программе.

Включены элементы содержания (авторская программа):

  1. Гидролиз солей.

  2. Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы.

  3. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

  4. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III)

  5. Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.

  6. Минеральные удобрения

  7. Сероводородная и сернистая кислоты и их соли.

  8. Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятия о циклических углеводородах

Тема урока совпадает с названием параграфа учебника, кроме уроков:

  • «Сущность процесса электролитической диссоциации» - в учебнике, «Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы» - в авторской программе.

  • «Диссоциация кислот, щелочей и солей» - в учебнике, «Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей» - в авторской программе.

  • «Соединения железа» - в учебнике, «Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III)» - в авторской программе.

  • «Органическая химия» - в учебнике, «Первоначальные сведения о строении органических веществ» - в авторской программе.

  • «Жиры» - в учебнике, «Жиры – продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот»

  • «Аминокислоты. Белки» - в учебнике, «Белки – биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах»


Все демонстрации, лабораторные опыты и практические занятия взяты из Примерной программы
Количество часов, отводимых на изучение тем курса, соответствует рекомендованному примерной программой только для тем № 3 и 4, в остальных темах произведена корректировка числа часов. Это связано с тем, что темы № 1,2 «Электролитическая диссоциация» и «Кислород и сера» включают огромный объём материала (ОВР, «Электролитическая диссоциация», «Химическая кинетика», подгруппу халькогенов), из них 2 урока – практические работы. Целесообразно увеличить количество часов на закрепление теоретического материала по данным темам на 1-2 часа (из резерва). Аналогично увеличиваем часы на повторение тем курса 8 класса (3 часа), на которое вообще не отводится часов по программе. Однако материал курса 9-го класса базируется на основных темах курса 8-го класса, таких, как «Периодический закон Д.И.Менделеева», «Основные классы неорганических соединений», поэтому необходимо повторить эти основные темы 8-го класса. Число часов, отводимых на изучение темы № 5 «Общие свойства металлов» сокращено на 2 ч за счёт большой схожести материала уроков (все металлы в отличие от неметаллов обладают общими свойствами, что позволяет компоновать темы уроков, объединяя безболезненно похожий или одинаковый материал). Число часов, отводимых на изучение темы № 6, уменьшено на 6 ч, т.к. для первого знакомства с органическими веществами этого времени вполне достаточно. Одной из важнейших целей курса химии 9 класса – развитие умений решать химические задачи различных типов. Умение решать задачи – необходимое для сдачи итоговой аттестации 9-го класса умение (около 40-45 % экзаменационных билетов содержат во втором вопросе задачу двух уровней сложности). Именно поэтому в конце каждой темы один урок отводится на решение задач. За эти несколько уроков ребята обучаются основному подходу к решениям всех типов задач, запоминают алгоритм. Этих часов недостаточно для прочного усвоения алгоритма решения задач большинством выпускников, поэтому закрепление и повторение темы ведётся на уроках других тем и при выполнении Д/З. Тема № 6 «Органические вещества» ставит целью знакомство с органическими веществами на примере их самых важных представителей. Для достижения поставленной цели одиннадцати уроков вполне достаточно.

Особенностью программы и курса изучения химии является вычленение укрупненных дидактических единиц, в роли которых выступают основополагающие понятия «химическое вещество» и «химическая реакция».

На параллели 9-х классов 3 класса: 9А(25 учащихся) , 9Б (25 учащихся) 9 В (19 учащихся). Основу коллектива учащихся создали ребята бывших 8А,Б,В классов, из других школ и классов добавились лишь отдельные учащиеся, поэтому можно говорить о сформированности данных классов как учебных коллективов. В 9А,Б,В классах ребята хорошо знают друг друга, умеют работать в сотрудничестве. Это ребята, в основном, со средним (кроме 4-х-6-ти учащихся в 9А классе и 3-4 учащихся в 9 Б классе) уровнем обученности и учебной мотивации. Однако уровень общеучебных умений и навыков довольно высок : учащихся умеют выделять в тексте главное, анализировать, работать в парах и группах; около 60 % ребят умеют хорошо обобщать и классифицировать, 20 % умеют абстрагировать. В каждом коллективе есть ребята с высоким уровнем тревожности (Григорьев Артём, Шерстнёва Анна– в 9А, Гасникова Лиана, Кулешов александр – в 9Б, Таланкина Яна, Зыкова Алина – в 9В), требующие индивидуального подхода в обучении. Индивидуальный учебный план приходится выстраивать и для ребят прибывших из стран ближнего зарубежья (Хажиматов Шухрат , 9 Б класс, Холов Озодбахти – 9В класс, Ахмедов Эльнур – 9А класс ). Некоторые из этих ребят имеют низкий уровень общеучебных навыков и умений, пишут и читают по-русски медленно. Среди ребят 9 А класса есть победители и участники олимпиад (Акулов Дмитрий, Коршунова Диана и др. – в 9А классе, Генералов Александр – в 9 Б классе), этим ребятам также необходим индивидуальный подход в обучении (карточки с заданиями продвинуго уровня усвоения материала и т.д.) В каждом классе есть ребята, пропускающие уроки по разным причинам: в 9А –Шабанова Анастасия, 9Б- Лбов Мирослав, Зубченко Максим, в 9В – Колощук Виталий и др. Этим учащимся подбираются индивидуальные рабочие программы, инструкционные карты, с помощью которых ребята смогли бы догнать пропущенный материал, корректируется программа в каждом случае индивидуально.

Нельзя не учитывать того обстоятельства, что многим ученикам данной параллели предстоит успешно выдержать Государственную итоговую аттестацию по химии, некоторым поступать в учебные заведения, где химия является профилирующим предметом и где необходима добротная школьная подготовка к изучению целого ряда химических дисциплин. Данная рабочая программа направлена на решение данной задачи, и представляет из себя курс на основе квантово-механических, структурных, термодинамических и кинетических представлений современной химической науки, адаптированный под основную школу.
Результаты изучения предмета

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

5) использование различных источников для получения химической информации.

В рабочей программе в разделе «Требования к уровню учебных достижений» продвинутый и творческий уровни усвоения обозначены курсивом

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

1. В познавательной сфере: · давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции); · описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии; · описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции; · классифицировать изученные объекты и явления; · наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту; · делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; · структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников; · моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.

2. В ценностно-ориентационной сфере: анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

3. В трудовой сфере: проводить химический эксперимент.

4. В сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Оценка устного ответа.

Отметка «5» :

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Ответ «4» ;

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З» :

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2» :

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений.

- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4» :

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.

Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

- отсутствие ответа на задание.

4. Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

- работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск