Учебная программа Intel®
Обучение для будущего
Визитная карточка проекта «Закономерности химических процессов»
Автор проекта
|
| Фамилия, имя, отчество
| Борисович Ирина Валерьевна
|
|
|
|
| Номер и название школы
| МОУ СОШ №55 с углубленным изучением отдельных предметов
|
| Город, область
| Г.Казань
|
| Описание проекта
|
| Название проекта
|
| Закономерности химических процессов
|
| Краткое содержание проекта
|
| Проект выполняется в рамках работы над учебными темами «Механизмы химических реакций» и «Теория электролитической диссоциации». Включает в себя самостоятельное выполнение лабораторных работ «Скорость химических реакций», «Равновесные процессы», «Электролитическая диссоциация», создание опорных схем, освоение алгоритмов и решение задач по теме, изучение возможности применения полученных знаний в быту, оформление результатов исследования в виде презентаций Power Point или буклетов в редакторе Office Pablischer .
|
| Предметная область
|
| химия
|
| Возрастная группа учащихся, класс(-ы)
|
| 9 класс
|
| Какое время требуется для выполнения проекта (приблизительно)?
|
| 6 недель, 12 часов
|
| Основа проекта
|
| Содержание, соответствующее образовательным стандартам
|
| Термохимия, химическое равновесие Химическая реакция. Условия возникновения и признаки протекания химических реакций. Классификация химических реакций по различным признакам: наличию и отсутствию катализатора, поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Электролитическая диссоциация веществ в процессе растворения. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы.
Данный проект ориентирован на выполнение следующих госдарственных стандартов: • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, а также умениями производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента; самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями; • воспитание убежденности в познаваемости химической составляющей картины мира; отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры; • применение полученных знаний и умений для химически грамотного использования веществ, применяемых в быту, сельском хозяйстве, решения практических задач повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
|
| Какие дидактические цели и методические задачи Вы ставите в своем проекте? / Итоги обучения
|
| Цели и задачи проекта:
Освоение важнейших знаний химических понятий, фактов, основных законов и теорий;
Совершенствование умения наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, а также умения производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента; самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
В результате работы над проектом учащиеся будут понимать глубинные причины протекания химических реакций, уметь устанавливать взаимосвязь между внешними признаками реакций и внутренними закономерностями, объяснять и понимать механизмы природных процессов, находить аналогии в других предметных областях, понимать, что химические законы являются частью всеобщих законов природы (энтропия процессов, закон сохранения материи и энергии), решать расчетные задачи по термохимическим уравнениям, находить массовую долю растворов гидратов.
|
| Триада вопросов, направляющих проект
|
|
| Основополагающий вопрос
| Почему происходят химические процессы?
|
|
| Вопросы учебной темы
|
Какие законы и принципы действуют в химических процессах?
Каковы области применения этих законов и принципов в химии и других науках?
|
|
| Вопросы по содержанию
|
Отчего зависит тепловой эффект реакции?
Как проявляется в химических реакциях закон сохранения энергии? Отчего зависит тепловой эффект реакции? Как рассчитать тепловой эффект реакции? Как составить термохимическое уравнение? Отчего зависит скорость химической реакции? Как проявляется равновесие в химических процессах и как его можно нарушить? Можно ли рассматривать растворы как равновесную систему? Что такое гидраты?
|
| План оценивания
| График оценивания
| До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
|
| Вводное тестирование, мозговой штурм,
| Создают опорные конспекты по теме «Энергетика химических процессов», «Теория растворов», решают задачи по теме «Расчеты по термохимическим уравнениям», «Массовая доля растворов», ведут поиск информации, проводят анализ собранной информации, обсуждение в группах
| Презентации или буклеты по темам «Энергетика химических реакций», «Теория растворов», «Скорость химических реакций», «Химическое равновесие», «Гидраты», «Химическое равновесие», «Тепловой эффект реакции», «Историческое развитие теории химических процессов»
|
| Описание методов оценивания
| В начале проектной деятельности проводится оценка начальных знаний учащихся (формирующее оценивание). Во время презентации учителя проводится мозговой штурм. Это мотивирует их на проведение исследований в проекте. Учитывая цели учащихся в проекте, составляются критерии оценивания будущих работ (презентация, буклет, вики-статья, по которым происходит контроль и самоконтроль в группах). После завершения работы над проектом ученики примут участие в уроке "Защита проекта", где заслушиваются выступления групп учащихся с итогами своей работы. Здесь оценивается глубина проведенного исследования, логичность представления материала, творческий подход, умение аргументировано выступать перед аудиторией, защищать свою точку зрения, участвовать в обсуждении, задавать вопросы. В конце проекта проводится внутригрупповая и индивидуальная рефлексия. Таким образом, оценивание нацелено на интересы учеников, происходит в течение всего проекта и направлено на развитие у них навыков высокого мышления; обучение стратегиям самообучения, коллективного обучения в малых группах, стратегиям метапознания.
| Сведения о проекте
| Необходимые начальные знания, умения, навыки
| Знания и умения, необходимые ученикам для участия в проекте: -Знания курса химии на уровне 8-9 класса Базовые знания, умения, навыки по предмету, умение проводить простейшие исследования и эксперименты, обладать элементарными коммуникативными способностями, проявлять интерес к изучению новой темы, умение находить информацию в сети Интернет
| Учебные мероприятия
| 1 урок. Знакомство с проблемой, диалоговое обсуждение проблемы энергетики химических процессов, анализ полученной информации и обобщение ее в опорный конспект.
2-3 урок. Изучение энергетики химических процессов. Освоение способов построения энергетических диаграмм. Работа в проблемных группах. Решение термохимических уравнений и задач.
4 урок. Анализ в группах собранной информации и обобщение ее в компьютерной презентации, самостоятельное решение задач и упражнений, рефлексия
5-6 урок. Эвристическая беседа, работа в проблемных группах по теме "Скорость химических реакций", анализ и обобщение информации, выполнение практической работы
7-8 урок. Изучение состояния равновесия в химических процессах, выполнение практической работы. Изучение действия принципов Ле-Шателье в химии и других предметных областях. Выполнение творческого задания: как применить принципы Ле-Шателье в жизни.
9 урок. Знакомство с теорией растворов, как физико-химической системой. Диалоговое обсуждение проблемы, обобщение информации в виде опорного конспекта.
10 урок. Раствор как равновесная система. Знакомство с теорией электролитической диссоциации.
11 урок. Гидратная теория растворов. Решение задач с расчетом молекулярной массы и массовой доли гидратов в растворах.
12 урок. Защита проектов
|
Материалы для дифференцированного обучения
|
| Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
| В работе над проектом ученики выполняют доступные для себя, четко определенные задачи на основе продуманного алгоритма действий. Они имеют возможность воспользоваться помощью других участников группы, проконсультироваться с учителем. Такие ученики должны почувствовать свою значимость в общем деле, почувствовать, что они могут быть успешными
|
| Ученик, для которого язык преподавания не родной
| Поиск иллюстративного материала, работа по топорным конспектам
|
| Одаренный ученик
| Темы работ в каждой группе позволяют учащимся провести исследование достаточно глубоко, проявив навыки критического и системного мышления. Выполненные работы могут быть представлены на школьной научно-практической конференции
| Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта
| Технологии - цифровые устройства (Отметьте флажками необходимые элементы) | Фотоаппарат
Компьютер(ы)
Цифровой фотоаппарат
DVD плейр
Сеть Интернет
| Лазерный диск
Принтер
Проектор
Сканер
Телевизор
| Видеомагнитофон
Видеокамера
Оборудование для видеоконференций
Другое
| Технологии– программное обеспечение (Отметьте флажками необходимые элементы.)
| Базы данных, электронные таблицы
Издательские системы
Программы для электронной почты
Электронные энциклопедии
| Программы обработки изображений
Веб-браузер
Мультимедийные прграммы
| Программы редактирования веб-страниц
Текстовый редактор
Другое
| Печатные материалы
| Менделеев Д.И. Растворы Ред. К.П. Мищенко; Примеч. А.А. Равделя.- М: АН СССР, 1959 (1143).
Летопись жизни и творчества Д.И. Менделеева АН СССР; Отв. ред.А.В. Сторонкин.- Л.: Наука, 1984 (73, 74).
Менделеев Д. И. Растворы. [М. - Л.], Изд-во АН СССР, 1959 (1124 – 1128)
Химия 9, Кузнецова Л.М., изд. Мнемозина. 2001г
| Дополнительные ресурсы
| «Уроки химии Кирилла и Мефодия 8-9 класс»,
«Электронная бибилиотека Просвещение, Химия 8 класс».
«Самоучитель Химия для всех –ХХI, 1С
| Интернет-ресурсы
| http://www.mendeleev.nw.ru/solutions/index.html
| Другие ресуры
| Оборудование для проведения практических работ:
По теме «Скорость химических реакций».
Лабораторный набор: четыре пробирки, пробиркодержатель, спиртовка, спички, цинк, медь, серная кислота, разбавленная 1:5, оксид меди. По теме «Тепловой эффект реакции»
Лабораторный набор: две пробирки, пробиркодержатель, спиртовка, спички, газоотводная трубка, малахит, известковая вода, магний, серная кислота, разбавленная 1:5, По теме «Гидратная теория растворов»
Лабораторный набор: фарфоровая чашечка, пробиркодержатель, спиртовка, спички, медный купорос кристаллический, серная кислота, разбавленная 1:5, гидроксид натрия твердый, ацетат натрия кристаллический, три стаканчика с водой, термометр лабораторный.
| Programs of the Intel® Education Initiative are funded by the Intel Foundation and Intel Corporation. Copyright © 2007, Intel Corporation. Все права защищены. Intel © 2000-2007 Intel Corporation. All Rights Reserved. Страница из
|