Скачать 64.85 Kb.
|
Первые шаги. Часть 3. Урок 21. Общее об учебнике. Достоинства. «Пропетербургский», скромный учебник. Суть заданий ясна. Дешевый, демократичный, как бы специально предназначенный для того, чтобы в нем писали. Все это говорит о том, что учебник нескоро сойдет с прилавков. Недостатки. Примитивная грамматикализация, делающая многие задания бессмысленными даже на начальном уровне. Отсутствие интересной грамматической практики. С другой стороны, многие задания можно пропускать, тогда как слабые ученики могут проходить их самостоятельно. Вводная часть урока посвящена повторению. С.3. Вспоминаются части речи. Не вполне понятная вторая таблица с категориями. В таком виде, без примеров, она не нужна. Первая тема повторения — прилагательное. Задание 1. Вспомните, какие прилагательные вы знаете — это глупая формулировка для студентов второго семестра, не говоря уже о ее некоммуникативности. 1А. Подобрать прилагательные к существительным — тоже старовато для такого уровня. Хотя в самом подборе слов кроется вопрос: что прилагательное, а что существительное? Здесь можно активизировать противопоставление морфологической и синтаксической стороны вопроса. 1Б. Вообще говоря, без прямого отношения к обсуждаемому уроку, вопрос какой? в этом учебнике недостаточно ясно разделен на описательное и идентифицирующее значение. Ситуация тем неудачнее, что с самого начала книги, еще в первом томе, когда чисто морфологическое дублирование окончаний в вопросе и ответе, весьма полезное для падежной тренировки студентов, пытаются провести под коммуникативным соусом якобы реальных диалогов. в результате получаются диалоги типа: — Какой это город? — Это большой город. Кто работал на элементарном уровне, знает, что коммуникативные аномалии подобного рода возникают сразу же. Если мы тут что-то решаем, то одним из обязательных свойств новой программы должно быть в этом пункте: а) разделение идентификации и описания; б) выдвижение идентификации на первый план. 1В. Еще одно квазикоммуникативное задание. С4. Задание 2. Сказка об основных частях речи. Грамматика — тоже разговорная тема, причем не самая скучная, особенно если в аудитории филологи. Однако серьезно останавливаться на подобных метафорах не стоит, тем более что именно эта сказка вступает в противоречие с дальнейшим ходом урока, о чем речь впереди. Задание 3. Текст достаточно жизненный, но сомнительный с точки зрения актуальности для молодежной аудитории. Полезно, чтобы тексты к учебнику подбирали несколько человек с различными интересами. Уже в первой части «Шагов» заметно, что больше всего в жизни авторы любят балет. Конечно, в Петербурге лучший балет, но кто из студентов им интересуется? Тексты должны быть актуальными, может быть даже критически актуальными, может быть, сменными. В этом смысле я поддерживаю идею «текстотеки», хранилища текстов, высказанную Т.И. Поповой. А возможно еще одно, и чисто коммуникативное, но при этом абсолютно грамматическое, задание. В каких случаях прилагательные и наречия необходимы, а в каких можно их не ставить? С5. Задание 5. Жаль, что здесь нет конфронтации прилагательных и наречий. Задание 6. Кстати, о тоже. Оно уже считается союзом и обязательно к изучению на 1-м уровне, но в этом учебнике его почти нет. Учитывая, что это уникальный союз, даже на фоне славянских языков, я рекомендовал бы включить его в программу отдельным пунктом, тем более что он очень употребителен и дает возможность тренировки порядка слов, не очень распространенной в учебниках. С6. Конец повторения. Переход к новой теме «Сравнительная степень», тоже через повторение. С7. Таблица — под комментарий преподавателя, но лучше было бы начать с примеров. Дается только синтетическая степень. Впрочем, таблица — это навсегда, так что не надо связывать ее с содержанием только данного урока. Особенно важно подчеркнуть, что они одинаковые у прилагательных и наречий. Этот факт может смутить, хотя такое есть и в других языках. С8. Морфологоцентризм уже начинает тяготить. Задания 9, 10. Здесь вполне можно дать предложения, а не отдельные словоформы. Задание 11. Прокол всех учебников по теме сравнительной степени. Вольво дорогая машина, а Мерседес дороже. А что если студент поставит в конце слово машина? Какие аргументы у преподавателя, чтобы объяснить, что так делать нельзя? Это как раз тот случай, когда общая теория синтаксиса «не дотягивает» до насущных задач коммуникативного преподавания, и в таком случае грамматика и методика ведут себя как нив чем ни бывало. Теряется склонение, согласование — ну и Бог с ними! А то, что сравнительная форма может употребляться ТОЛЬКО предикативно/ рематически, пусть даже не совсем в традиционном понимании сказуемого — это не отмечается. Отметить в новой программе, связать с порядком слов. Противоречие со сказкой. Там прилагательное изменялось. Историко-типологический экскурс. Программа-максимум преподавательской компетенции. Интересна связь неизменяемых предикативных форм с позицией в отношении определяемого слова. Они всегда после. Там стирается различие между прилагательным и наречием, причем не только в сравнительной степени, но и в т.наз. категории состояния, да и в постпозитивном родительном определения. Кстати, ВСЕ указанные формы имеют недостаточную теоретическую поддержку в курсах русского языка и, как следствие, вызывают повышенную трудность при изучении. Учебная грамматика не приняла еще на вооружение, не переработала типологическое разграничение прогрессивного (постпозитивного) и регрессивного (препозитивного) определения и особенностей их морфологии. Для китайцев это особенно важно. Странный регресс русского флективного компаратива от позапрошлого века к нынешнему. Кроме лучший, худший, больший, меньший, у нас не осталось склоняемых синтетических компаративов. К сожалению, четырех указанных форм нет ни в учебнике, ни в программе. Может, ввести? В задании 11 налицо провал в понимании порядка слов. Нейтральным был бы такой порядок, при котором первый член сравнения стоит в начале первого предложения, а второй — в конце. Между тем порядок слов в указанных примерах, при поддержке нейтральной интонации, автоматически вызывает совсем другие сравнительные ассоциации, нежели те, что требуются авторами. Так, (4) На метро удобно ездить, а на такси…, очевидно, предполагает ответ удобнее, но в таком порядке предложения он, при нейтральном прочтении и незнакомстве с условием задания, предполагает, скорее сравнение ездить (на метро) с каким-то другим действием, которое удобно делать на такси. (5) Вчера Антон рано встал, а Виктор… вместо предполагаемого авторами раньше, читается по своему порядку как сравнение того, что сделал Антон, с тем, что сделал Виктор. (10) В феврале длинные ночи, а в декабре… вместо длиннее вызывает ассоциацию противопоставления ночам какого-то другого времени суток, очевидно — дней. (11) аналогичен (10). (12) Санкт-Петербург большой город, а Москва… при таком синтаксическом порядке прежде всего активизирует в сознании воспринимающего не желаемую авторами оппозицию большой/ больше, а скорее противопоставление города какому-то другому типу населенного пункта — скажем, деревне. Подобную критику данного задания можно было бы продолжить. Марс и Сникерс уже неактуальны. Почему Лондон дальше Парижа? Надо проверять такую информацию. С9. Задание 12. Нормальное трансформационное упражнение, и порядок слов здесь лучше. Шаг сравнения (на 2 года) дается просто так, без упражнений. Это плохо. Как быть со словом раз? Хорошо отмечена связь ПО- в компаративе с типом речевого акта. На эту связь надо обратить особое внимание. Они ее не всегда понимают. Задание 14. Можно было бы кроме этого дать еще и вперемешку формы синтетического компаратива с приставкой и без приставки по-. Нельзя ведь нейтрально сказать У Марины волосы ?подлиннее, чем у Лены. Дайте мне кофе покрепче — это еще и НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ актуализация. Ср. Дайте мне тот/ кофе, который крепче. С11. Чем, тем Задание 17. Трансформационные задания на чем, тем. 1 нормально, 2 псевдокоммуникативно и в дурном вкусе. Введение родительного сравнительного не вполне удачно. В такой родительный трансформируются только И. и В.п., но информации об этом нигде нет. Вообще, поскольку тема заявлена как компаратив прилагательных и наречий в их традиционном понимании, за боротом остается большая группа выражений типа Вчера было холоднее, чем сегодня или В Риме теплее, чем в Вене. Можно сказать, что она уходит из поля зрения студентов уже навсегда. Нет этого и в программе ТРКИ-1. Дополнить! Возможно, был бы целесообразен отход от традиционного понимания прилагательного в сторону расширения. Сравнить ситуацию с кроме, который трансформирует все формы: Кроме как в Москве/ Кроме Москвы мы нигде не были; Кроме как в Москву/ Кроме Москвы мы никуда не ездили; Кроме как из Москвы/ Москвы ниоткуда нельзя было получить ответа. Задание 18 с учетом сказанного выше выглядит примитивно. С12. Новая тема: Каузативные глаголы пространственного перемещения. С15. Задания 26, 27, 28. Коммуникативное добавление: отметить, где глагол обязателен, а где без него можно обойтись. Синонимия глагольных и безглагольных выражений — вопрос, который надо проработать в будущей программе. Задание 29. Развитие коммуникативных навыков в моделируемой ситуации, но тоже с учетом минималистских тенденций в разговоре. С16. Отличие в подаче садиться от предыдущих. Логичнее было бы дать еще ложиться и вставить. Возможно, они были раньше, но здесь их надо хотя бы повторить. Задание 31. Разговорная практика. Очевидно, имеется в виду крабовый салат? Почему крабы? |
Конкурс «Первые шаги» Цель контроля: Проанализировать результаты подготовки и проведения лицейского конкурса творческих работ «Первые шаги» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В помощь молодым педагогам, делающим свои первые шаги. Самые трудные шаги – это первые шаги. Пусть они будут у вас легкие. Пусть... | ||
§ Первые шаги, первые трудности, первые достижения Д. И. Грищенко; первые судебные дела; формирование адвокатского корпуса; исполняющая обязанности председателя оргбюро Е. И. Николаенко;... | 20 декабря на базе мбоу мишкинская сош прошёл с еминар заместителей директоров по увр «Практические аспекты введения фгос ноо: первые шаги и первые результаты» (Петрова З. А.– директор) | ||
Положение о IХ городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку» Настоящее Положение определяет цели и задачи городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку», порядок... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Как же повезло всей нашей семье, что именно Ольга Владимировна дает дочке первые уроки письма и счета, первые настоящие уроки мудрости,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Для родителей этот день тоже особенный – они теперь не просто ваши мамы и папы, а родители учеников. И, наверное, этот день они будут... | Конкурс учащихся 1 7-х классов «Первые шаги в науку» Секции "Математика" | ||
Каковы первые шаги молодого преподавателя гуманитарных дисциплин? Шаги. Разумеется, Вы знаете свою дисциплину и готовы донести ее до студента в полном объеме. Вы готовы даже дать дополнительные занятия.... | Эссе «Мы кочуем навстречу себе – узнаваясь в другом» Именно в эти чудные минуты понимаешь, что ты часть этого прекрасного мира, что все, что тебя окружает – это твой дом. Дом, где родился,... | ||
Фи ученика «Первые шаги в науку – 2014». В конференции, в I и II сменах, приняли участие по 10 учащихся | Программа развития классного коллектива Классный руководитель Новикова Галина Васильевна Семья и школа – это берег и море, на берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается... | ||
Результаты проведения школьной научно-практической конференции членов ноу «Первые шаги в науку» | Урок по истории России в 11 классе Тема: «Первые шаги Советской власти» Февральской и Октябрьской революций, причинах прихода к власти партии большевиков; сформировать у учащихся представление о политике... | ||
Универсальные Тело человека. Ч1, Ч2: История жизни. Первые шаги. Обыкновенное чудо. Период полового созревания | Итоги проведения научно-практической конференции членов ноу «Первые... |