Урок по истории России в 11 классе Тема: «Первые шаги Советской власти»





НазваниеУрок по истории России в 11 классе Тема: «Первые шаги Советской власти»
Дата публикации22.09.2014
Размер126 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Учитель истории высшей квалификационной категории Зуева О.Б. МОУ лицей «РИТМ»

Урок по истории России в 11 классе

Тема: «Первые шаги Советской власти»

Цели урока:

- закрепить знания учащихся о ходе Февральской и Октябрьской революций, причинах прихода к власти партии большевиков; сформировать у учащихся представление о политике диктатуры пролетариата и причинах раскола общества, скатывания его к гражданской войне;

- отработать навыки работы по анализу текста учебника, исторического документа; развивать умения работать в группе, защищать свою точку зрения, представлять результаты своей познавательной деятельности;

- развивать творческую активность учащихся, мотивацию к изучению истории.

Технология: проблемный урок

Приемы: побуждающий диалог, подводящий диалог в виде заданий к текстам.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, мультимедиа презентация.

Материалы: раздаточный материал с заданиями группам, учебник истории России ХХ век Н.В. Загладина.

Пояснительная записка: данный урок входит в раздел истории России, посвященный событиям Первой мировой войны, революционным потрясениям 1917г. и гражданской войне. К изучению данной темы накоплен достаточный материал для повторения и обобщения. Тема «Первые шаги Советской власти» напрямую выводит учащихся на события Гражданской войны, дает понимание возможной расстановки сил в данной войне, объясняет в определенной степени ожесточенный характер событий Гражданской войны.

Учащиеся на данном уроке сами формулируют проблемный вопрос, самостоятельно (с помощью наводящих вопросов к текстам раздаточных материалов) ищут на него ответ, в определенной степени погружаются в события тех лет.

Уч-ся перед началом урока образуют группы по 5-6 человек.



№пп

время

Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

1.

Оргмомент


Актуализация

На экране слайд №1 с картиной, посвященной революционным событиям, звучит песня тех лет «Варшавянка».

(уч-ся выполняли различные домашние задания. в конце урока выборочно проверка тетрадей, а в начале пройдет повторение как в репродуктивной, так и в новой форме)
- Как вы думаете, были ли неизбежны события Октября 1917г.?

- Были ли эти события революцией или переворотом?

- Выполнили ли большевики свои программные обещания придя к власти?

(слайд № 2)

Слушают, настраиваются на волну тех событий.

Отвечают

2.

Создание проблемной ситуации

(слайд №3)

Итак, мы выяснили, что большевики почти бескровно совершили взятие власти при поддержке народных масс, поверивших их программным заявлениям, более того они с первых декретов начали реализацию своих обещаний.

Однако, уже через полгода после этих событий разгорается Гражданская война, массовый характер принимают антибольшевистские выступления.

- Что вас удивило, какое вы заметили противоречие?

-Так какой проблемный вопрос перед нами?

- Какие версии у вас есть на этот счет?

- Что нам необходимо сделать, чтобы проверить данную версию?

- Для этого вспомним, какие главные проблемы предстояло решить новой власти? Верно и, конечно, оформить новую систему государственной власти.


Отвечают- почему народ сначала поддерживал большевиков, а потом выступил против них?

Отвечают- население оказалось неудовлетворенно конкретными мероприятиями большевиков, их политикой (могут быть высказаны и другие версии, но необходимо остановиться на этой)

Отвечают- рассмотреть основные мероприятия, проводимые Советской властью в этот период.

Отвечают- выхода из войны, голода, выхода из экономического кризиса

3.

Освоение нового материала

(слайд№4)

- У нас есть 5 групп, каждая из которых будет рассматривать определенный блок мероприятий Советской власти. Помогут вам в этом вопросы, которые содержаться в заданиях.
- Через 5-7 минут каждая группа выступит со своим сообщением

(слайд № 4 содержит гиперссылки к иллюстративным материалам, посвященным данным вопросам, затем также с помощью гиперссылки можно вернуться в меню темы – к слайду №4)

Представители групп подходят за материалами. (задания по учебнику более легкие, сложнее задания по историческим документам – это следует учесть при раздаче заданий группам)

Группы работают с заданиями. В каждой группе есть 1 секретарь, который записывает всех участников группы и тезисы сообщения.

4.

Предъявление результатов работы в группах

(гипрессылка и слайд № 8-9 – к выступлению группы №1)


- Уже после прихода власти большевиков произошло долгожданное событие – выборы и созыв Учредительного собрания. Какова же его судьба?

(гиперссылка и слайд №5)

(как иллюстрация к выступлению группы №2 слайды №6-7, возврат в меню темы)

Как новая власть решила вопрос выхода из войны – слово группе №3.(к выступлению группы №3 – гиперссылка и слайды 10-11, возврат в меню темы)

(гипрессылка и слайд№ 12)

- Что мы видим на фотографии? Мы могли наблюдать данное явление только в

1918г.? Почему же эта проблема продолжала существовать? Слово группе №4.


- Как большевики попытались справиться с нарастающим продовольственным кризисом? (слайд № 13) Слово группе № 5

(полная информация слайда в конце из доклада)


Представители групп (по выбору учителя или уч-ся) делают сообщения

Группа №1 – (наиболее сильные уч-ся) о высших органах государственной власти, о правах и свободах, которые получили граждане Советской республики и о тех, кто был недоволен произведенными изменениями.

Группа № 2 докладывает классу о судьбе Учредительного собрания, причинах его роспуска и последствиях этого шага.

Группа № 3 – о попытках Советской власти выйти из войны, заключении Брестского мира и его условиях.


Отвечают – нет перебои с продовольствием начались уже в 1916г.

Группа № 4 – о проявлениях нарастания экономического кризиса, причинах этого явления.
Группа № 5 (из сильных уч-ся) – о политике продовольственной диктатуры, продотрядах и комбедах.

4.

Подведение итогов

- Вспомним, какой проблемный вопрос мы сформулировали в начале урока?

- Что же мы выяснили- какие социальные слои и почему были недовольны политикой большевиков?

(слайд № 14)

- Таким образом, недовольство Советской властью проявляли самые разные слои населения. (полный текст слайда). Однако были и те кто поддерживал новую власть. Кто и почему?
Какие последствия, на ваш взгляд, могут произойти, если одни социальные слои поддерживают новую власть, а другие –настроены против?

(снова звучит музыка «Варшавянка»)

- Группы получат оценки на основе письменных тезисов и устных выступлений, сдадут тетради с домашним заданием следующие уч-ся…

Запишите домашнее задание на следующий урок. (слайд 15)

Отвечают- почему население сначала поддержало большевиков, а затем выступило против них?

Отвечают- бывшие эксплуататорские классы: помещики, буржуазия, т.к. первые лишались земли, все они в целом были лишены политических прав; члены партий, прошедших в Учредительное собрание; крестьяне недовольные продовольственной политикой большевиков и др.
Отвечают: рабочие и беднейшие крестьяне, т.к. получили широкие права, доступ к властным структурам.

Отвечают- в стране начнется Гражданская война.


Записывают


Домашнее задание на выбор к следующему уроку:


  • Пользуясь §11 и дополнительной литературой, найти аргументы, доказывающие необходимость роспуска большевиками Учредительного собрания в данной ситуации.

  • Пользуясь §11 создайте опорный конспект-схему «Различные позиции по вопросу заключения мира с Германией в руководстве страны»

  • Используя различные символы и цвета, создайте коллаж по данной теме с расшифровкой на обратной стороне листа.

  • Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение о том, как Советская власть утверждалась на Дальнем Востоке и в Хабаровске.

Литература:

  1. Т.С. Антонова и др. «История России ХХ век» электронный учебник. Издательство «Клио Софт». Часть 1. (фотодокументы, тексты исторических документов, музыка, картины, плакаты)

  2. Е.Л. Мельникова «Проблемный урок или как открывать знания с учениками». Москва 2006



Задание № 1.

Из Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики 1918 г. (Извлечения)
Общие положения

9. Основная отдача... заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной всероссийской советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма. при котором не будет ни деления общества на классы, ни государственной власти.

10. Российская республика есть свободное социалистическое общество всех трудящимся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах...

Верховная власть в Российской Социалистической Федеративной Республике принадлежит Всероссийскому съезду Советов, а в период между съездами - Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету.

17. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и

школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами...

В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование.

18. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан республики и провозглашает лозунг: «Не трудящийся да не ест!».

19. В целях всемерной охраны завоеваний Великой рабоче-крестьянской революции Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает обязанностью всем граждан республики защиту социалистического отечества и устанавливает всеобщую воинскую повинность. Почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся: на нетрудовые же элементы возлагается отправление иным воинским обязанностей...

...Избирательное право

64. Правом избирать и быть избранным в Советы пользуются независимо от вероисповедания, национальности и т.п. следующие обоего пола граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет:

а) все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и пр., крестьяне и казаки-землевладельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли;

б) солдаты советской армии и флота;

в) граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах «а» и «б»настоящей статьи, потерявшие в
какой-нибудь мере трудоспособность...
65. Не избираются и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из перечисленных категорий:

а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;

д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранным отделений, а также члены царствующего в России дома.
Вопросы к тексту документа:

  1. Какие высшие органы государственной власти закреплялись Конституцией 1918г.?

Используя стр. 106-107 учебника истории России (о первых декретах Советской власти, которые легли в основу Конституции РСФСР) определите высший орган исполнительной власти и орган по борьбе с контрреволюцией в Советской республике.

2. Какие новые права и свободы получили граждане РСФСР?

3. Какие социальные слои, по вашему мнению, были недовольны данной Конституцией и предыдущими Декретами Советской власти? Почему?
Задание № 2

О роспуске Учредительного собрания. Из Декрета ВЦИК от 6 января 1918г.
Открытое 5 января Учредительное собрание дало, в силу известным всем обстоятельств, большинство партии правых эсеров, партии Керенского, Авксентьева и Чернова. Естественно, эта партия отказалась принять к обсуждение совершенно точное, ясное, не допускавшее никаким кривотолков предложение верховного органа Советской власти. Центрального Исполнительного Комитета Советов, признать программу Советской власти, признать "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа", признать Октябрьскую революцию и Советскую власть. Тем самым Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России. Уход с такого Учредительного собрания фракции большевиков и левым эсеров, которые составляют сейчас заведомо громадное большинство в Советам и пользуются доверием рабочим и большинства крестьян, был неизбежен.

А вне стен Учредительного собрания партии большинства Учредительного

собрания, правые эсеры и меньшевики ведут открытую борьбу против Советской власти, призывая в своих органах к свержению ее, объективно этим поддерживая сопротивление эксплуататоров переходу земли и фабрик в руки трудящимся.

Ясно, что оставшаяся часть Учредительного собрания может в силу этого играть роль только прикрытия борьбы буржуазной контрреволюции за свержение власти Советов.

По этому Центральный Исполнительный Комитет постановляет: Учредительное собрание распускается.
Итоги выборов в Учредительное собрание

Партия

% полученных голосов

Эсеры

40

Большевики

23,9

Кадеты

4,7

Меньшевики

2,3


Вопросы к документам:

  1. Опираясь на текст Декрета и данные итогов выборов, сформулируйте главные причины роспуска Учредительного собрания.

  2. Опираясь на текст учебника истории России (стр. 108-109), почему население России в целом спокойно восприняло роспуск Учредительного собрания?

  3. Какие политические силы оказались недовольны данным решением?


Задание № 3 «Заключение Брестского мира»

Прочитайте стр. 110-112 учебника истории России и ответьте на вопросы:

  1. Почему на призыв Советской власти к началу мирных переговоров откликнулась лишь Германия и ее союзники?

  2. Каковы были условия заключения данного мира, который впоследствии был назван «похабным»?



Задание № 4. Экономическое положение в стране

Прочитайте стр. 112-113 учебника истории России и ответьте на вопросы:

Удалось ли большевикам вывести страну из экономического и продовольственного кризиса? Если – да, то как, если нет, то почему?


Задание № 5.

О чрезвычайных полномочиях народного комиссара по продовольствию. Из декрета ВЦИК от 13 мая 1918г.

…2) Призвать всех трудящихся и неимущих крестьян к немедленному объединению для беспощадной борьбы с кулаками.

3) Объявить всех, имеющих излишек хлеба и не вывозящих его на ссыпные пункты, а также расточающих хлебные запасы на самогонку, врагами народа, передавать их революционному суду, заключать в тюрьму на срок не менее 10 лет, подвергать все имущество конфискации и изгонять навсегда из общины…

4) В случае обнаружения у кого-либо избытка хлеба…хлеб отбирается у него бесплатно, а причитающаяся по твердым ценам стоимость незаявленных излишков выплачивается в половинном размере тому лицу, которое укажет на сокрытые излишки…
Из обращения к питерским рабочим об организации продовольственных отрядов 21 мая 1918 г.
«Хлеб надо достать, во что бы то ни стало. Если нельзя взять хлеб у деревенской буржуазии
обычными средствами, то надо взять его силой. Надо бороться за хлеб! И мы призываем
вас к этой борьбе. Записывайтесь в ряды продовольственных отрядов, организуемых
Комиссариатом продовольствия. Оружие и необходимые средства будут даны вам. Иных
мер против протягивающейся костлявой руки голода, которые дали бы немедленные
положительные результаты, нет. Вы одержали победу над помещиками и буржуазией.
Чтобы довести эту победу до конца, надо одержать победу над средней и мелкой
буржуазией, над деревенскими кулаками.»
Из декрета ВЦИК об организации и снабжении деревенской бедноты 11 июня 1918г

п.1

Повсеместно учреждаются волостные и сельские комитеты деревенской бедноты,

организуемые местными Совдепами, при непременном участии продовольственных

органов и под общим руководством Народного комиссариата продовольствия и

Центрального Комитета...

п.3

В круг деятельности волостных и сельских комитетов бедноты входит следующее:

Распределение хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий.

Оказание содействия местным продовольственным организациям в изъятии хлебных излишков из рук кулаков и богатеев...

п.8

а) из хлебных излишков..., изъятых... из рук кулаков и богатеев и ссыпанных в государственные хлебные запасы до 15 июля с.г., выдача хлеба деревенской бедноте производится по установленным нормам бесплатно, за счет государства...

Вопросы к документам:

1. Какими способами Советская власть пыталась решить продовольственную проблему?

2. Каковы последствия введения в жизнь данных декретов (для деревни и для Советской власти в целом)?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по истории России в 11 классе Тема: «Первые шаги Советской власти» iconКонкурс «Первые шаги»
Цель контроля: Проанализировать результаты подготовки и проведения лицейского конкурса творческих работ «Первые шаги»
Урок по истории России в 11 классе Тема: «Первые шаги Советской власти» iconУрок по истории России в 9 классе Тема: «От военного коммунизма»
Уяснить, что причина перехода к нэпу была прежде всего политическая-реальная угроза потери большевиками власти
Урок по истории России в 11 классе Тема: «Первые шаги Советской власти» iconУрок истории в 9 классе Тема: «На пути к 1917 году. Реформа или революция»
Первой мировой войны на социально-экономическое положение и политическую ситуацию в России; понимания сути «распутинщины» как явления,...
Урок по истории России в 11 классе Тема: «Первые шаги Советской власти» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В помощь молодым педагогам, делающим свои первые шаги. Самые трудные шаги – это первые шаги. Пусть они будут у вас легкие. Пусть...
Урок по истории России в 11 классе Тема: «Первые шаги Советской власти» iconУрок истории в 10 классе по теме «Революция 1905-1907гг.»
Сегодня мы узнаем, как относились общественно-политические силы России к вопросу о власти
Урок по истории России в 11 классе Тема: «Первые шаги Советской власти» icon§ Первые шаги, первые трудности, первые достижения
Д. И. Грищенко; первые судебные дела; формирование адвокатского корпуса; исполняющая обязанности председателя оргбюро Е. И. Николаенко;...
Урок по истории России в 11 классе Тема: «Первые шаги Советской власти» iconУрок- презентация по истории в 10 классе Тема: «нэп: за и против»
Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, помочь развить познавательный интерес у старшеклассников к одному из сложных...
Урок по истории России в 11 классе Тема: «Первые шаги Советской власти» iconКонспект урока истории в 9 классе
Цель урока: Знакомство с основными событиями начального этапа Великой Отечественной войны, понимание причин неудач Советской Армии...
Урок по истории России в 11 классе Тема: «Первые шаги Советской власти» icon20 декабря на базе мбоу мишкинская сош прошёл с еминар заместителей директоров по увр
«Практические аспекты введения фгос ноо: первые шаги и первые результаты» (Петрова З. А.– директор)
Урок по истории России в 11 классе Тема: «Первые шаги Советской власти» iconУрок литературы в 5 классе по теме
Цель урока: Знакомство с основными событиями начального этапа Великой Отечественной войны, понимание причин неудач Советской Армии...
Урок по истории России в 11 классе Тема: «Первые шаги Советской власти» iconИстория Госавтоинспекции России 1936-1940. Первые годы гаи – «советской народной милиции»
Обстоятельства, подлежащие доказыванию при расследовании грабежей и разбойных нападений
Урок по истории России в 11 классе Тема: «Первые шаги Советской власти» iconПоложение о IХ городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку»
Настоящее Положение определяет цели и задачи городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку», порядок...
Урок по истории России в 11 классе Тема: «Первые шаги Советской власти» iconУрок истории в 9 классе. Тема урока: "Духовная жизнь страны: "Период оттепели"
Разработан учителем истории моу сош с. Баловнево Данковского района Липецкой области Е. В. Рыжковой по учебнику А. А. Данилова, Л....
Урок по истории России в 11 классе Тема: «Первые шаги Советской власти» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Как же повезло всей нашей семье, что именно Ольга Владимировна дает дочке первые уроки письма и счета, первые настоящие уроки мудрости,...
Урок по истории России в 11 классе Тема: «Первые шаги Советской власти» iconУрок обществознания в 9 классе. Учитель Мойченкова Е. В. Тема: «Закон и власть»
Цель: разъяснить учащимся, как соотносятся между собой закон и власть, в чём заключаются особенности законодательной, исполнительной...
Урок по истории России в 11 классе Тема: «Первые шаги Советской власти» iconПодтема
Преподавание немецкого языка во 2 классе ведётся по учебнику «Немецкий язык. Первые шаги. 2 класс». И. Л. Бим, Л. И. Рыжкова, Москва...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск