Скачать 174.37 Kb.
|
Тема: Мир запаха. Тип: изучение нового материала. Форма: мастерская построения знаний. Цель:1. Развивающие; а) создать условия для развития ключевых компетенций (искать, изучать, думать, приниматься за дело, сотрудничать, адаптироваться) эмоционального погружения в контекст культуры мира, практики, реальной жизни как необходимого компонента личности каждого учащегося; б) формировать целостное восприятие окружающего мира через межпредметные связи с историей, биологией, медициной, литературой; 2. Образовательные: а) обобщить и систематизировать знания учащихся о зависимости свойств органических веществ от химического строения; б) формирование компьютерной грамотности. 3. Воспитательные: а) привитие чувства сопереживания, взаимопомощи, ответственности через работу в группах; б) формирование уважительного отношения к труду и разным профессиям. Оборудование: штатив для пробирок, пробирки с пробками и веществами; №1 – этиловый спирт, №2 – изоамилацетат, №3 – ацетон, №4 – уксусная кислота. Магнитафон с записью «Вальс цветов» П.И.Чайковского, иллюстрации цветов, фрукты (лимон, груша), тестовое задание по теме «Мир запаха», пакет информации №1, №2, №3 (на каждую группу). СД – диск «Химия для гуманитариев» (слайд-презентация по теме «Духи»), рефлексивный тест (на каждого), компьютер ХОД УРОКА
1-ый пакет информацииВариант 1. Задание: а) осмыслить информацию; б) подготовить краткое сообщение; в) обдумать и еще раз предложить свои определения понятия «запах».История запахаМного веков назад арабы уже знали много различных способов получения веществ из растений и выделений животных. Благовония, душистые настои, бальзамы и мази широко применяли в Древней Греции и Риме. После античных времен духи снова появились только в эпоху Возрождения. При дворе французского короля дамы в изобилии расходовали благовония, чтобы заглушить неприятный запах, исходящий от тела. В те времена не принято было мыться: считалось, что частые омовения тела вредны для здоровья. Известно, что король Франции Людовиг ХIV за 78 прожитых лет мылся всего… четыре раза. Испанская королева Изабелла Католическая гордилась тем, что за всю жизнь мылась только два раза! В одном из городов Ирана посетителей до сих пор удивляет необыкновенным ароматом мечеть, построенная несколько сот лет назад. По преданию в раствор, скрепивший камни стен, был добавлен мускус. На Руси в качестве благовоний долгое время использовали сушеные травы и цветы, древесную смолу; в некоторых лесистых районах умели получать кедровое и пихтовое масла. Натуральные и синтетические душистые веществаВсе душистые вещества делят на натуральные и синтетические. Из природных ароматических веществ сейчас чаще всего используют эфирные масла, мускус и амбру. В растениях душистые вещества обычно содержатся в особых клетках в цветках, листьях, кожуре плодов, иногда в древесине. Содержание эфирных масел в растениях колеблется от 0,1 до 10%. Эфирные масла – сложные смеси душистых органических веществ (терпенов, сложных эфиров, альдегидов спиртов(, плохо растворимые в воде, но легко растворимые в спирте. Итак, розовое масло содержит более 200 различных соединений. Чтобы выделить 1 кг. Розового масла, необходимо переработать около 3т. лепестков роз. Мускус – продукт, вырабатываемый из желез самца оленя кабарги. Для получения одного кг. Мускуса надо уничтожить 30 тыс. животных. Поэтому современная парфюмерия промышленности использует синтетическое сырье. К 2000г. налажено производство аналогов всех натуральных душистых веществ, а также тех, которые в природе не встречаются, - это около 500 наименований. Каждый год производится 100тыс. тонн благовоний. 1-ый пакет информацииВариант 2 Задание: а) осмыслить информацию; б) подготовить краткое сообщение; в) обдумать и еще раз предложить свои определения понятия «запах».Природа запахаСпособность различать запахи называют обонянием. В носу у человека около 50 млн. рецепторов обонятельного эпителия (у собаки – свыше 200 млн.), представляющих собой оголенные нервные окончания. Это свидетельствует о том, что обоняние – одно из самых древних и примитивных чувств. Ощущение запаха возникает только при вдохе (надо нюхать). Ученые предполагают, что молекула пахнущего вещества приближается к рецептору и «укладывается» в особую щель, которая имеет форму, соответствующую форме данной молекулы (принцип ключа и замка), т.е. молекулы веществ, имеющих запах одного типа, должны иметь сходное пространственное строение. На основе этой теории предложена классификация запахов: гнилостный, острый, эфирный, мятный, цветочный, мускусный, камфорный. Молярная масса душистых веществ, как правило, не превышает 300 г/моль. Запахи более выражены у тех веществ, молекулы которых имеют разветвленный углеродный скелет. Приятный запах присущ соединениями, молекулы которых содержат более 6 атомов углерода в цепи. На силу и характер запахов влияют различные виды изомерии. Иногда запах зависит от концентрации вещества. 1-ый пакет информацииВариант 3 Задание: а) осмыслить информацию; б) подготовить краткое сообщение; в) обдумать и еще раз предложить свои определения понятия «запах». Значение запахов для человека и его влияние на организм Наш организм не безразличен к запахам. Если воздух загрязнен дымом, плохо пахнет, мозг подает сигнал тревоги, носовая щель сужается, и в легкие поступает меньше воздуха. Аромат цветов, леса, моря вдыхать приятно, мы чувствуем, как легко дышится, когда воздух приятно пахнет. Неприятный запах испорченной пищи предупреждает нас: «Не бери в рот! Опасно!». Одежда впитывает запахи табачного дыма, пищи, духов; часто по запаху одежды можно определить профессию человека. У курящих острота обоняния ниже, чем не у курящих. Огорчение и волнение притупляют обоняние. Во влажном воздухе запах ощущается сильнее. К запахам можно привыкнуть. Неумеренные дозы и слишком продолжительное воздействие неприятных запахов могут безвозвратно лишить человека обоняния. Химическое соединение, запах которого человек может обнаружить при наименьшей концентрации вещества в воздухе, - это ванилин. Достаточно 2 * 10 г. ванилина на 1л. воздуха, чтобы мы почувствовали его присутствие. Разгадка таинственного влечения человеческих особей к себе подобным кроется в том, что молекулы пахнущих веществ возбуждают древние структуры головного мозга – обонятельные центры и лимбическую систему. Люди способны выделять не только притягивающие ароматические вещества (антрактанты), но и отталкивающие (репелленты). Антранктанты чаще выделяются тогда, когда человек находится в хорошем настроении, репелленты – во время депрессии, стрессов, сор, когда человек ощущает страх и дискомфорт. По-видимому, существует запах страха, об этом писал А.Вознесенский: Когда человек боится, выделяется адреналин, Это знают собаки и с лаем бегут за ним. Науку о лечении запахами называют ароматерапией. Замечено, что запахи мирта, лимона, мяты оказывают тонизирующее действие на нервную систему, ароматы розы, жасмина, лаванды – успокаивающие. Запахи пиридина и толуола повышают остроту ночного зрения, а запахи бензола и гераниола – остроту слуха. 1-ый пакет информацииВариант 4. Задание: а) осмыслить информацию; б) подготовить краткое сообщение; в) обдумать и еще раз предложить свои определения понятия «запах».Значение запахов для животныхЖивотные исполняют обоняние для поисков пищи, запах для них – средство коммуникации, взаимодействия полов. Акула способна за 1км. Почуять в воде запах капли крови. Лосось находит место своего рождения по запаху за сотни километров. Собака - ищейка различает до 500тыс. запахов, может обнаружить масляную кислоту в воздухе при ее содержании 10 г/см. Моль чует запах за 10-11км. Комаров привлекает запах молочной кислоты, содержащейся в поте человека. Сильный запах сложных эфиров очень мудро используют пчелы. Ужалив жертву, они вместе с ядом впрыскивают в ранку смесь сложных эфиров, характерный аромат которой и побуждает других пчел устремится к месту укуса. Некоторые виды клопов и муравьев для предупреждения соплеменников об опасности выделяют гексаналь. Самки обезьян для привлечения самцов выделяют уксусную и пропионовую кислоты. В Бразилии обитают бабочки, которые издают сильный и приятный запах, поэтому их специально держат дома для ароматизации воздуха. 2 –ой пакет информацииВариант 1. Задание: а) найдите в предложенных формулах функциональные группы, объединяющих вещества в один класс; б) запишите ее в тетрадь; в) укажите класс органических веществ и характер их запахов. СН2 - СН2 ОН СН + СН – СН2 ОН СН3 ОН СН3 Фенилэтиловый Коричневый спирт спирт (запах розы) (запах гиацинта) СН3 Терпинеол (запах сирени) СН3 СН3 СН=СН2 ОН СН3 Линалоол (запах ландыша) 3-й пакет информацииВариант 1. Задание: а) определить вещество по описанию; б) найти из четырех пробирок свое вещество по запаху; в) сделать сообщение по итогам работы в группе. Вещество является основной частью духов и одеколонов (80%), используются для приготовления многих лекарственных препаратов, экстрактов, настоек, как антисептик в медицине, как ракетное топливо. 3-й пакет информацииВариант 2. Задание: а) определить вещество по описанию; б) найти из четырех пробирок свое вещество по запаху; в) сделать сообщение по итогам работы в группе. Вещество известно издавна под названием уксусный спирт. При тяжелых случаях сахарного диабета выделяется как продукт обмена веществ с мочой и выдыхаемым воздухом. Из него получают бездымный порох, снотворные средства и душистое вещество с запахом фиалки. Хороший растворитель. 3-й пакет информацииВариант 3. Задание: а) определить вещество по описанию; б) найти из четырех пробирок свое вещество по запаху; в) сделать сообщение по итогам работы в группе. Жидкое вещество, входит в состав фантазийных духов, служит растворителем в лаках для ногтей. Торговое название – «Грушевая эссенция». Используется в приготовлении фруктовых вод и кондитерских изделий. 3-й пакет информацииВариант 4. Задание: а) определить вещество по описанию; б) найти из четырех пробирок свое вещество по запаху; в) сделать сообщение по итогам работы в группе. Вещество встречается в растениях, моче, поте, желчи и коже животных. В организме человека ежедневно образуется 400г этого вещества. Это первая кислота, полученная и использованная человеком. Необходима для получения ацетона, искусственного шелка, аспирина, красок, растворителей и душистых веществ. Торговое название – «Уксусная эссенция». 2 –ой пакет информацииВариант 2. Задание: а) найдите в предложенных формулах функциональные группы, объединяющих вещества в один класс; б) запишите ее в тетрадь; в) укажите класс органических веществ и характер их запахов. О СН3 СН3 С ОН Н О ОСН3 СН-С Н СН3 О Цитраль Обепин С (запах лимона) (запах цветов боярышника) Н Ванилин (запах ванили) СН3 СН3 О СН3 СН=СН-С-СН3 С5Н11 СН3 Ионон С (запах фиалки) О Дигидрожасмон (запах жасмина) СН3 С=О Ацетофенон (запах черемухи) 2 –ой пакет информацииВариант 3. Задание: а) найдите в предложенных формулах функциональные группы, объединяющих вещества в один класс; б) запишите ее в тетрадь; в) укажите класс органических веществ и характер их запахов. О О СН3 СН2 – О – С – СН3 СН3-С-О-СН2-СН2-СН-СН3 О С Изоамилоцетат О-СН3 (запах груши) NН2 Бензилацетат Металантранилат (запах жасмина) (запах цветов апельсина) О О ОСН3 СН3-С-О-(СН2)3-СН3 Бутилацетат (запах ананаса) Дифенилоксид Яра-яра (запах герани) (запах черемухи) 2 –ой пакет информацииВариант 4. Задание: а) найдите в предложенных формулах функциональные группы, объединяющих вещества в один класс; б) запишите ее в тетрадь; в) укажите класс органических веществ и характер их запахов. СН3 – СН-СООН СН3 – СН2 – СН2 -СООН ОН Молочная кислота Масляная кислота (запах кислого молока) (запах прогорклого масла) СН3 – СН2 – СН- СООН СН3 – СООН СН Изовалериановая кислота Уксусная кислота (запах валерианы) (запах уксуса) 2 –ой пакет информацииВариант 4. Задание: а) найдите в предложенных формулах функциональные группы, объединяющих вещества в один класс; б) запишите ее в тетрадь; в) укажите класс органических веществ и характер их запахов. СН3 – СН-СООН СН3 – СН2 – СН2 -СООН ОН Молочная кислота Масляная кислота (запах кислого молока) (запах прогорклого масла) СН3 – СН2 – СН- СООН СН3 – СООН СН Изовалериановая кислота Уксусная кислота (запах валерианы) (запах уксуса Самоанализ факультативного занятия «Мир запаха» Факультатив «Химия и мы» проводится в 10-11 классах по программе элективного курса автора составителя Н.В.Ширшиной «Химия для гуманитариев» рассчитанного на 35 уроков (по 1 ч. в неделю). Второй раздел этой программы «Химия и повседневная жизнь человека» включает трех часовую тему «Химические средства гигиены и косметики». Занятие «Мир запаха» второе по теме, в основе построения которого положена разработка учителя Е.И.Евстафьева, профессора И.М.Титова из Санкт-Петербурга. Цели: 1. Развивающие; а) создать условия для развития ключевых компетенций (искать, изучать, думать, приниматься за дело, сотрудничать, адаптироваться) эмоционального погружения в контекст культуры мира, практики, реальной жизни как необходимого компонента личности каждого учащегося; б) формировать целостное восприятие окружающего мира через межпредметные связи с историей, биологией, медициной, литературой; 2. Образовательные: а) обобщить и систематизировать знания учащихся о зависимости свойств органических веществ от химического строения; б) формирование компьютерной грамотности. 3. Воспитательные: а) привитие чувства сопереживания, взаимопомощи, ответственности через работу в группах; б) формирование уважительного отношения к труду и разным профессиям. Факультатив проводился по схеме, мастерская построения знаний, разработанной французской группой учителей «ЖФЭН» и основанной на идеях свободного воспитания Ж.Ж.Руссо, Л.Толтого, С.Френе, гуманистической психологии Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, К.Роджерса. В данной технологии мастер - не учитель, передающий свои знания и умения. Он создает лишь алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс и в нем принимают участие все, включая самого мастера. Главное в таком процессе – не только сообщить и освоить информацию, но и передать способы работы. А результаты выражаются в овладении творческими умениями, в формировании личности, способной к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Форма организации познавательной деятельности - дифференцированная, проблемно-поисковая, групповая, в результате которой каждая группа вырабатывает общее понятие по заданной проблеме и делает сообщение об итогах своей работы для всего класса, реализуя тем самым идею взаимообучения. Он в полной мере предоставляет простор для проявления способностей учащихся. Занятие ориентировано на тот уровень, который учащиеся могут достичь с помощью учителя, т.е. не зону их ближайшего развития. В начале занятия предлагаю учащимся просмотреть тесты и сообщаю, что в конце занятия они будут предложены, как контролирующие. Это мотивируют учащихся на получение знаний, и убеждает их в необходимости быть внимательными к итогами работы каждой группы. С этой же целью, предлагаю установить взаимосвязь с темой по слайдам и предметам, находящимися на столе и сформулировать задачи урока. На активную мыслительную деятельность настраивает и девиз. «Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения» (Демокрит) Актуализировать знания учащихся помогает фраза «Запах – это…». Ответы на задание принимаются без комментариев и исправлений. Предлагаемые учащимся пакеты информации позволяют активизировать их память и мышление, а также содействуют формированию опыта творческой деятельности. И если первый пакет информации репродуктивного характера, то второй и третий – учебно-поисковый. Ребятам, желающим, поработать на творческом уровне предлагаю, в качестве домашнего задания написать доклады, и приготовит презентации. Стихотворение Д.Родари способствует формированию уважительного отношения к разным профессиям. Сообщения учащихся, показ слайд-шоу расширяет знания сверстников, развивает монологическую речь, прививает компьютерную культуру. На последнем этапе – рефлексия, учащиеся осмысливают, что они делали на уроке. Выставляя «+» в рефлексивном тесте, учащиеся оценивают свою и мою деятельность, а не знания. Считаю, что задачи урока, достигнуты. И если данная информация запомнится и пригодится детям в жизни и они смогут самостоятельно добывать знания с различных источников по своим запросам - это и будут положительные результаты моего труда. |
Реферат Лексика запаха в прозе И. А. Бунина: на материале сборника рассказов «Темные аллеи» Лексика «запаха» в прозе И. А. Бунина: сборник рассказов «Темные аллеи» | Из лягушек в принцы – и обратно: метафора запаха в романе П. Зюскинда «Парфюмер» Бернда Айхингера заметным явлением киноискусства, во многом самостоятельным и потому оттеняющим замысел самого романа | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... При обнаружении запаха газа в подвале, подъезде, во дворе, на улице каждый житель дома обязан | ||
Как я провела осенние каникулы Ещё очень тепло, но уже грустно от запаха ушедшего лета. Деревья сбросили обожженную за лето листву. Кажется, что стволы темнеют,... | Программа окружающий мир плешаков «мир вокруг нас» Учебный курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») преподается в 1—4 классах четырехлетней начальной школы | ||
«Путешествие в мир природы и мир поэзии» Анализ темы Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы способности понимать себя и окружающий мир | Районная научно-практическая конференция учащихся «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки» Цель работы: изучение образа жизни синиц и создание безопасных условий для обитания и увеличения числа птиц | ||
Ход классного часа: Сегодня мы начинаем цикл классных часов на тему:... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир, 1 класс... А. А. Вахрушева, А. С. Раутиана; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования... | ||
Учебный курс «Окружающий мир» Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А. А. Плешакова «Мир... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Это прежде всего воспитание сознания человека, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной... | ||
Н. В. Голдобиной Школы, как и люди: у каждой своё лицо, свой взгляд... С первых минут жизни человек попадает в большой и удивительный мир, в котором предстоит разобраться, что-то познать и постичь. Школа... | Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» «Окружающий мир» составлена на основе авторской программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России»,... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального... | Программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» Каким стал опасным окружающий мир – это дороги; бытовая техника; пожары в природе и в доме; ядовитые и опасные для детей растительный... |