Уроке математики в начальной школе: возможности и реализация





Скачать 58.54 Kb.
НазваниеУроке математики в начальной школе: возможности и реализация
Дата публикации10.07.2014
Размер58.54 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
ИКТ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И РЕАЛИЗАЦИЯ
«Детская природа ясно требует наглядности.

Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам,

и он будет долго и напрасно мучиться над ними;

но свяжите с картинками

двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету...»

К.Д. Ушинский
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену модели «образование-преподавание» пришло «образование-взаимодействие», когда личность ученика становится центром внимания педагога. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы, а успешная реализация этой задачи во многом зависит от сфор­мированности у учащихся познавательных интересов. Именно это, на наш взгляд, и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира.

Информационные технологии активно врываются в нашу жизнь, охватывая все новые сферы. Вот уже и до начальной школы добра­лись. Что это? Дань педагогической моде или назревшая необходи­мость?

Мы убедились, что использование информационных техно­логий на уроке способствует активизации внимания, воспри­ятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетной целью уроков математики в начальной школе. В свою очередь, позна­вательный интерес ребенка и успешность обучения определяют его полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие.

Наш практический опыт свидетельствует, что педагог может добиваться серьёзных качественных результатов, работая сучащимися в современных условиях с использованием возможностей мультимедиа на своих уроках и во внеклассной деятельности, что дает более высокие и качественные результаты.

Проводя мультимедийный урок, учитель не ставит перед собой цель «удивить» ученика новыми современными технологиями, однако мы не будем забывать о том, как живо реагируют наши ученики на все новое. Освоение и применение учителем новых технологий не может не вызвать у учащихся интереса, уважения, желания об­мениваться информацией с учителем и одноклассниками. Таким об­разом, исподволь формируется новый стиль отношений в учебном коллективе, когда процесс передачи информации идет не от одного ко многим, а от всех ко всем (так называемое образование 2.0).

Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Приходя на урок, ребята спра­шивают: «Что нового будет сегодня? Что интересного?» А это зна­чит, что еще до урока есть учебная мотивация, развить и поддержать которую - одна из важнейших творческих задач учителя.

В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ре­бенка от игровой к учебной. Урок-игра, урок - путешествие в сказку, урок-квест особенно любимы детьми.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, гласит народная пословица. Общеизвестно, что большую часть информации мы по­лучаем визуально. Реализовать на уроках один из важнейших при­нципов дидактики - принцип наглядности - значит обеспечить вы­сокий уровень усвоения предлагаемого материала.

Курс математики в начальной школе содержит большое ко­личество абстрактных понятий, требующих осознанного глубо­кого усвоения: форма, величина, число и многие другие. Здесь на помощь ученику и учителю может прийти мультимедиа со всеми ее возможностями: цвет, форма, пропорции, направление движения, пространственные отношения, совокупности множеств и многие другие понятия можно увидеть своими глазами. Таким об­разом, компьютерные технологии обеспечивают значительно более высокий уровень наглядности по сравнению с традиционными схе­мами, таблицами, моделями.

Особенно благодатной почвой для создания мультимедийных уроков математики служит геометрическое содержание курса. Роль прак­тической деятельности учащихся на этих уроках особенно высока. Мультимедийное сопровождение отнюдь не заменяет, а органично дополняет практическую деятельность учащихся, давая образец ис­пользования геометрических инструментов, алгоритм построения определения градусной меры угла .

Презентационное сопровождение позволяет смоделировать те явления и действия, которые невозможно или затруднительно продемонстрировать в реальности . В учебниках к задачам на движение приводятся рисунки, но не хватает в них од­ного, но самого главного - движения. Анимированный дидактический матери­ал не только поможет детям понять разницу между движением с отставанием и движением вдогонку, но и даст возможность учителю использовать его как конструктор, так как на основе готовых слайдов можно создавать собственные варианты задач, заменяя лишь числовые данные.

Применение ИКТ на уроке математики также способствует развитию навыков контроля и самоконтроля. Проверка работы по эталону осуществляется легко и быстро, если это предусмотрено в презентационном сопровождении. Тестирование с помощью ком­пьютера позволяет быстро оценить уровень знаний учащихся класса и в то же время способствует овладению учащимися действий с мы­шью, клавиатурой .

Информационные технологии предоставляют широкие воз­можности для индивидуализации и дифференциации обуче­ния. Дистанционно управляя презентацией, учитель имеет боль­ше возможностей оказывать индивидуальную помощь учащимся, потому что все построения, которые он должен был бы выпол­нить на доске во время урока, уже есть на слайдах презентации.

Детям с особенностями в развитии компьютер может оказаться помощником: выполняя индивидуальное задание (возможно,с дополнительной наглядностью, со справочным материалом), ребята чувствуют себя увереннее, ситуация успеха повышает

самооценку, что, в свою очередь, способствует дальнейшим успехам. Отдельные модули-тренажеры могут быть использованы не только на уроке, например во время устного счета, но и предложены отдельным учащимся на дополнительных занятиях или для работы дома, если они по тем или иным причинам не усвоили материал вовремя или нуждаются в дополнительных упражнениях. Подобные задания позволяют мотивировать ученика и собст-

венно работой за компьютером, и разнообразными игровыми сюжетами, и возможностью получить «помощь», «подсказку» от компьютера и, что на наш взгляд самое важное, возможностью самостоятельно, в индивидуальном темпе, продвигаться в овладении математическими навыками.

Для учащихся с высокой познавательной мотивацией также можно предусмотреть дополнительные индивидуальные задания на компьютере. Особенно полезно привлекать таких ребят к подготовке и проведению отдельных фрагментов урока с помощью ИКТ .

Индивидуальный подход можно обеспечить не только за счет разноуровневых заданий, но также и благодаря самообразованию и самодеятельности учащегося. Обучение в игре - не об этом ли мечтают дети? Такая возможность есть. Разработанные дидактические игры полностью адаптированы к возможностям младшего школьника, не требуют помощи взрослых, непродолжительны по времени. Эти игры с равным успехом можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности, как на внеклассных занятиях, так и дома.

Таким образом, с помощью мультимедийных уроков решаются не только задачи урока математики, но и общеучебная задача форми­рования ИКТ компетенции младшего школьника. Сегодня ученикам известны различные источники информации, но ребята не знают, как ею пользоваться для собственного развития. Эффективное ис­пользование информации предполагает не только знание, но и по­нимание того, что знаешь. Этому надо учиться.

При условии, что мультимедийные уроки проводятся в системе и каждый ученик класса время от времени выполняет индивиду­альные задания на компьютере, в курсе начальной школы можно помочь учащимся в овладении навыками работы с компьютером от манипуляций с мышью в первом классе до создания буклетов, презентаций и учебных фильмов в четвертом. Одновременно идет формирование общеучебных умений и навыков: умений и навыков межличностной коммуникации; оценки, отбора, переработки ин­формации; развитие способности планировать и принимать реше­ние; развитие творческого мышления и др.

В настоящее время школьные медиатеки и личные коллекции учителей регулярно пополняются все новыми СО с учебными, спра­вочными, развивающими, игровыми материалами. Однако боль­шинство из них имеют один существенный недостаток: их разра­батывают люди, подчас далекие от реальной школьной практики.

Подготовка мультимедийного урока или отдельного модуля к нему -довольно трудоемкий процесс, требующий времени, достаточ­ного уровня технической подготовки и владения технологией разра­ботки презентационного сопровождения к уроку.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроке математики в начальной школе: возможности и реализация iconСценарий заседания «педагогического кафе»
«Реализация системно-деятельностного подхода на современном уроке в начальной школе»
Уроке математики в начальной школе: возможности и реализация iconДоклад на тему : «Игровые технологии на уроках в начальной школе.»
Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе
Уроке математики в начальной школе: возможности и реализация icon«Проектная деятельность в начальной школе»
Круглый стол «Преемственность преподавания математики и русского языка при переходе из начальной школы в среднее звено»
Уроке математики в начальной школе: возможности и реализация iconУроке математики в 1 классе. Математика. 1 класс. Тема «Целое и Части»
Устный счет на уроке математики с применением «Палитры. Карточки. Серия от 1 до 100»
Уроке математики в начальной школе: возможности и реализация iconМетодическое пособие по краеведению в начальной школе (реализация в рамках фгос с 2011 г.)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Петушки Владимирской области
Уроке математики в начальной школе: возможности и реализация iconВнеклассное мероприятие в начальной школе
...
Уроке математики в начальной школе: возможности и реализация iconТема: Применение эвристических задач обучения в начальной школе
Из этого вытекает, что в начальной школе образовательный процесс имеет развивающую направленность
Уроке математики в начальной школе: возможности и реализация icon«Использование икт в начальной школе»
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация...
Уроке математики в начальной школе: возможности и реализация iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитать у учащихся чувство удовлетворения от возможности увидеть на уроке математики необычное объяснение нового материала, с интересом...
Уроке математики в начальной школе: возможности и реализация iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, первоначальные...
Уроке математики в начальной школе: возможности и реализация iconМатематика в начальной школе
«открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят...
Уроке математики в начальной школе: возможности и реализация iconПрограмма психологического сопровождения фгос в начальной школе
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования....
Уроке математики в начальной школе: возможности и реализация iconКонспект урока математики в начальной школе
Цель урока: Создание условий для усвоения алгоритма исследования функции с помощью производной
Уроке математики в начальной школе: возможности и реализация iconКонференция «Учебное проектирование как средство решения проблемы...
...
Уроке математики в начальной школе: возможности и реализация iconДубина Ирина Леонидовна Тестирование как метод педагогического контроля...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Уроке математики в начальной школе: возможности и реализация iconТема: Повышение качества образования в начальной школе
План – проект работы по повышению качества образования в начальной школе на 2013-14 уч год


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск