Скачать 163.81 Kb.
|
Положение о школьной библиотеке МКОУ СОШ №1
I. Общие положения 1. Библиотека является структурным подразделением Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней образовательной школы (далее – школа), участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. 2. Деятельность библиотеки (далее – школьная библиотека) отражается в Уставе школы. 3. Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ. 4. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства образования Российской Федерации, инструкциями Министерства иностранных дел Российской Федерации, Уставом школы, Положением о библиотеке, утвержденным директором школы. 5. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о школьной библиотеке и Правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы. 6. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки. 7. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями. II. Основные задачи 9. Основными задачами школьной библиотеки являются: а) обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее - пользователям) - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях; б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала; в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации; г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. III. Основные функции 10. Для реализации основных задач библиотека: а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы: • комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации; • пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет; б) создает информационную продукцию: • осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации; • организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог; • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.); • обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции; в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся: • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и внеурочной деятельности; г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; • содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации; • создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам; • организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий; • осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства школы по вопросам управления образовательным процессом; • способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся: • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; • консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей; • консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся. IV. Организация деятельности библиотеки 11. Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент, читальный зал, отдел учебников и отдел методической литературы по предметам. 12. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки. 14. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает библиотеку: • гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно); • необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН; • телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами; • ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки; • библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями. 15. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки. 16. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с уставом школы. 17. Режим работы школьной библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. V. Управление. Штаты 18. Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом школы. 19. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор школы. 20. Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом школы. 21. Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается директором школы, является членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения. 22. Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы: а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой; б) структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе объемов работ, определенных положением о школьной библиотеке с использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. № 6); г) планово-отчетную документацию; д) технологическую документацию. 23. Порядок комплектования штата школьной библиотеки регламентируется уставом школы. 24. В целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки могут вводиться должности: заведующий библиотекой, библиотекарь. 25. Трудовые отношения работников школьной библиотеки и средней школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде. VI. Права и обязанности библиотеки 26. Работники школьной библиотеки имеют право: а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и положении о школьной библиотеке; б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры; в) рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов; г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; д) определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки; е) иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными актами; ж) быть представленными к различным формам поощрения; з) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов. 27. Работники библиотек обязаны: а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки; б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов; г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий пользователей; д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; ж) обеспечивать режим работы школьной библиотеки; з) отчитываться в установленном порядке перед директором школы; и) повышать квалификацию. VII. Права и обязанности пользователей библиотеки 28. Пользователи библиотеки имеют право: а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и другие источники информации; д ) продлевать срок пользования документами; е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки; ж) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; з) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы. 29. Пользователи школьной библиотеки обязаны: а) соблюдать правила пользования школьной библиотекой; б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках; г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1-4 классов); ж) возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки; з) заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования школьной библиотекой; и) полностью рассчитаться с школьной библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе. 30. Порядок пользования школьной библиотекой: а) запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному составу класса, педагогических и иных работников школы - в индивидуальном порядке, родителей (иных законных представителей) обучающихся - по паспорту; б) перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно; в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр; г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку. 31. Порядок пользования абонементом: а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно; б) максимальные сроки пользования документами: - учебники, учебные пособия - учебный год; - научно-популярная, познавательная, художественная литература - 14 дней; - периодические издания, издания повышенного спроса - 7 дней; в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. 32. Порядок пользования читальным залом: а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются; б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале; 33. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке: а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному директором школы и в присутствии сотрудника библиотеки; б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно; в) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям. VIII. Платные услуги библиотеки общеобразовательного учреждения
1.1 Платные услуги, сопутствующие основной деятельности библиотеки, являются формой инициативной хозяйственной деятельности библиотеки и предоставляются для освоения дополнительных образовательных программ, специальных курсов и циклов дисциплин заинтересованным пользователям библиотеки в соответствии с действующим законодательством РФ: - статьями 8,17,31,34,35,38,55,59,161,162,242 Бюджетного кодекса РФ 2000г. - статьями 2,50,120,136,138,218,298,454,702,779 Гражданского кодекса РФ (4,1 – 1994г. с измен. На 08,07,99г., 4,2 – 1996г. с измен. от 17,12,99г.); - статьями 24,26 Закона РФ «О некоммерческих организациях» (1996г с изменениями от 08,07,1999г.); - статьями 4,10,12,16,27,37 Закона РФ «О защите прав потребителей (1992 г с изменениями от 17.12. 1999 г.) - статьями 6, 12,13 Закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации» 1995г.; - статьями 42,46,47,52 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992г с изменениями от 23,06,1999г.); - статьёй 47 Закона РФ «Об образовании» ; - Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001г. № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» (объявлено приказом Минобразования России от 31.07.2001 г. №2846); - уставом образовательного учреждения; - правилами пользования библиотекой; - настоящим Положением. 1.2. Перечень (номенклатура) услуг, сопутствующих основной образовательной деятельности библиотеки образовательного учреждения, составляется с учетом бесплатности основной деятельности (Приложение 1.), не в ущерб объемам, срокам и качеству выполнения плановых показателей работы, внутреннему трудовому распорядку и режиму работы библиотеки. Перечень (Приложение 2) фиксируется в Прейскуранте платных услуг, разработанном для конкретного учреждения. Перечень и прейскурант подписываются директором школы и вводятся в практику обслуживания соответствующим приказом. Перечень услуг и прейскурант корректируются в контексте текущей рыночной конъюнктуры. 1.3. оказание пользователям отдельных видов платных услуг регламентируется соответствующими положениями. 1.4. прейскурант включает профильные дополнительные и информационные услуги по основной деятельности библиотеки, способствующие повышению комфортности обслуживания пользователей, учитывающие потребительский спрос и возможности библиотеки. 1.5. Библиотека, в соответствии с правилами пользования, имеет право определять виды и размеры компенсационного ущерба, нанесенного пользователями библиотеки, вправе применять регулирующее – воспитывающие меры в виде взыскания с физических лиц неустойки (в связи с задержкой документов сверх регламентированного правилами пользования библиотекой срока) в виде штрафов. 1.6. изменения и дополнения к Положению о платных услугах оформляются приказами директора общеобразовательного учреждения. 1.7. цены на предоставляемые платные услуги устанавливаются специалистами библиотеки и складываются с учетом себестоимости, рентабельности, сравнительного анализа цен библиотек, информационных учреждений и других организаций, а также потребительского спроса, приоритетности в обслуживании и срочности выполнения. 1.8. полученные библиотекой доходы от услуг, сопутствующих основной деятельности библиотеки, расходуются на основании сметы расходов, представляемой заведующей библиотекой и утверждаемой директором общеобразовательного учреждения. Приоритетными направлениями расходования средств являются: - материально-техническое обеспечение деятельности библиотеки; - дополнительная оплата труда работников библиотеки (рекомендуемое соотношение: 50-60% - на развитие библиотеки, 50-40% - на материальное поощрение работников); - приобретение ценной литературы в основной фонд библиотеки, приобретение аудио-, видео-, электронных документов). 1.9. Персональная ответственность за соблюдение настоящего Положения, прейскуранта, порядка работы по предоставлению и первичному учету услуг возлагается на заведующего библиотекой, а также на бухгалтерскую службу, обеспечивающую учет и контроль за поступлением и расходованием финансовых средств. 2. Порядок организации работы по предоставлению услуг, сопутствующих основной деятельности библиотеки общеобразовательного учреждения. 2.1.библиотека обеспечивает выполнение объемов, сроков, качеств услуг, а также своевременное предоставление документов по оказываемым услугам в бухгалтерию общеобразовательного учреждения. 2.2. наличные денежные средства за предоставленные услуги, согласно утвержденному прейскуранту, оформляется бланками квитанций ф. №16-00-30-37, полученных из бухгалтерии. Пользователь получает 2-й экземпляр квитанции. 2.3. образующиеся наличные денежные средства регистрируются в специальном журнале учета и один раз в две недели передаются по ведомости (приходному ордеру) в кассу бухгалтерии. Бухгалтерия ведет учет средств, переданных библиотекой. 2.4. юридические лица переводят средства на счет образовательного учреждения (с пометкой «Библиотечно-информационные услуги») и предоставляют в библиотеку копии платежного поручения или квитанции Сбербанка РФ. Приложение 1 Перечень основных услуг библиотеки образовательного учреждения:
Основные информационные услуги:
Приложение 2. Платные услуги, сопутствующие основной деятельности библиотеки образовательного учреждения:
а) абонементы, предоставляющие возможность пользователям получать документы из читального зала на дом во внерабочий для библиотеки период на вечернее время (с 16.00 до 8.00 часов), санитарные и выходные дни (ночной абонемент, абонемент выходного/ праздничного дня и т.п.) б) абонементы популярной / актуальной (учебной, художественной, юридической, экономической и пр.) литературы, приобретенной на внебюджетные средства; в) залоговый абонемент аудиовизуальных и электронных изданий образовательного и развивающего содержания для освоения дополнительных образовательных программ, специальных курсов.
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгос через проектную и исследовательскую деятельность. В методическом объединении приняли участие учителя мкоу хмр сош с. Нялинское,... | Музея, учреждения образования: Музейная комната «Родной край», мкоу... Документация музея: Рабочая программа, положение о школьной музейной комнаты, план работы школьной музейной комнаты | ||
Заведующей библиотекой Медведевой Т. И. в период 2001 – 2005 гг созданы методические пособия Инновационные подходы в организации краеведческой работы в школьной библиотеке моу сош №15 им. Г. Е. Николаевой | Положение о школьной библиотеке Библиотека является структурным подразделением (далее – школа), участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения... | ||
Законом Российской Федерации «Об образовании» Настоящее Положение о проведении школьной научно-практической конференции учащихся «Шаги в будущее» мбоу сош №1 (далее Положение)... | Положение о школьной форме и внешнем виде учащихся 1-11-х классов моу казачинская сош Настоящим Положением устанавливаются определение внешнего вида учащихся, делового стиля одежды и устанавливается порядок ношения... | ||
Закон школьной жизни Участниками образовательного процесса мкоу «сош№2 ст. Сторожевой -2» считаются обучащиеся учителя родители | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В конкурсе приняли участие 4 педагога из трёх общеобразовательных учреждений района: мкоу верх-Каргатская сош (Пастушкова Л. А.)... | ||
Принято Утверждаю на педагогическом совете Директор дмл мкоу дмл... ... | План работы школьной библиотеки на 2010/2011 учебный год. Задачи библиотеки Газеты и журналы в школьной библиотеке. Урок-игра «Суета вокруг почтового ящика». 3 класс | ||
Мкоу «Новобурковская средняя общеобразовательная школа» В мкоу «Новобурковская сош» В мкоу «Новобурковская сош» имеется компьютерный класс с подключением к сети Интернет | «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... | ||
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо зам директора... | «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... | ||
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... | «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... |