«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мкоу бобровская сош №1





Скачать 428.61 Kb.
Название«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мкоу бобровская сош №1
Дата публикации15.09.2014
Размер428.61 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Биология > Реферат
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бобровская средняя общеобразовательная школа №1

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МКОУ Бобровская СОШ №1

______С.В. Седых МКОУ Бобровская СОШ №1 ________Л.В. Кравченко

Протокол №1от «28»августа 2013г. ________И.И. Гоголева Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г.

«30» августа 2013г.

Рабочая программа по биологии

для учащихся 6 классов

на 2013-2014 учебный год

(уровень программы базовый)

программа по биологии разработана на основе учебно – методического

комплекса «Живой организм» в соответствии с требованием федерального государственного стандарта основного общего образования
Разработчик программы

учитель биологии

Протасова Виктория Викторовна

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2013, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Курс «Биология. Живой организм» предназначен для изучения основ биологии в шестых классах общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением курса «Введение в биологию. 6 класс» (авторы А.А.Плешаков, Н.И.Сонин).

Изучение биологии в данном курсе направлено на достижение следующих целей:

  • Расширение представлений учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений.

  • Формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни

Для достижения этих целей необходимо выполнение следующих задач:

  • освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности растительной и животной клеток, органов и систем растительного и животного организмов, средообразующей роли живых организмов;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  • формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Курс «Живой организм» и рабочая программа построены на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Учебно-методический комплект, используемый для достижения поставленной цели:

  1. Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений - М.: Дрофа, 2013.

  2. Сонин Н.И. «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2013.


Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе: Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа, 2011.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, рисунков. Работа с рисунками позволит диагностировать сформированность умения распознавать биологические объекты. Эти задания рекомендуется выполнять по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и отработки навыков сравнения, сопоставления целесообразно выполнять в качестве домашнего задания.

Для повышения уровня мотивации учащихся к изучению данного курса имеется мультимедийное приложение, как составляющая часть УМК автора Сонина Н.И.

С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации данной РП по курсу биологии «Живой организм» использованы:

  • Формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, лабораторные и практические работы и т.д.

  • Технологии образования – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.

  • Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы (сообщения, кроссворды, презентации) и т.д.

Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно – информационной (знает), ценностно – ориентационной (умеет), деятельностно - коммуникативной (применяет).


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Примерная программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
• многообразие и эволюция органического мира;
• биологическая природа и социальная сущность человека;
• уровневая организация живой природы.
Содержание структурировано в виде раздела: «Живые организмы».
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет биология входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35  учебных часов для обязательного изучения природоведения в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю. В базисном плане на изучение курса в 6 классе отведено 35 ч из федерального компонента и допускается использование 35 ч из регионального (национально-регионального) компонента. В рабочей программе не менее 10% занятий по учебному предмету отводятся на неурочную форму деятельности.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.-основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра любви.-– направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Требования к результатам освоения основных образователь­ных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и го­сударственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личност­ному самоопределению, сформированность их мотивации к обуче­нию и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Основные личностные результаты обучения биологии:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патри­отизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и дол­га перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готов­ности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразо­ванию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанно­му выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых позна­вательных интересов;

  3. знание основных принципов и правил отношения к жи­вой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  4. сформированность познавательных интересов и мотивов,
    направленных на изучение живой природы; интеллектуальных
    умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  5. формирование личностных представлений о целостности
    природы, осознание значимости и общности глобальных проблем
    человечества;


  1. формирование уважительного отношения к истории культуре, национальным особенностям, традициям и oразу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

  2. освоение социальных норм, правил поведений, роле форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных экологических и экономических особенностей;

  3. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  4. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшим младшими в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  5. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  6. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

  7. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.


Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Основные метапредметные результаты обучения биологии:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • овладение составляющими исследовательской и проeктной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятие классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различ­ных источниках (тексте учебника, научно-популярной литерату­ре, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наибо­лее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в про­цессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и по­знавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познаватель­ных задач;

  • умение осознанно использовать речевые средства для дискус­сии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зре­ния, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совме­стную деятельность с учителем и сверстниками; работать инди­видуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ -компетенции).


Предметные результаты обучения в основной школе включа­ют освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование на­учного типа мышления, научных представлений о ключевых те­ориях, типах и видах отношений, владение научной терминоло­гией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Основные предметные результаты обучения биологии:

  • усвоение системы научных знаний о живой природе и за­кономерностях её развития для формирования естественно-науч­ной картины мира;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемой организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

  • понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать вые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

  • овладение методами биологической науки; наблюдение описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

  • формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;

освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:

  • основные биологические и экологические понятия,

  • иметь представление о биологии как науке,

  • о клетке как единице живого,

  • о способах питания и дыхания животных и растений,

  • о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.

Должны называть (приводить примеры):

  • Общие признаки живого организма;

  • Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;

  • причины и результаты эволюции;

  • примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.

Характеризовать (описывать):

  • Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;

  • Деление клетки;

  • Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма;

  • Обмен веществ и превращение энергии;

  • Особенности питания растительных организмов;

  • Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;

  • Среды обитания организмов, экологические факторы среды;

  • Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.

Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  • Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;

  • Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;

  • Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  • Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;

  • Клетки, органы и системы органов растений;

  • Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;

  • Съедобные и ядовитые грибы.

Соблюдать правила:

  • Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  • Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;

  • Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;

  • Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  • Поведения в природе;

  • Здорового образа жизни человека;

  • Выращивания культурных растений.

Владеть умениями:

  • Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;

  • Использовать рисунки;

  • Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел. 1 Строение живых организмов (10ч.)

Основные свойства живых организмов

Назвать признаки живых организмов, их значение.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов.

Клетка – живая система

Что такое клетка. Строение растительной и животной клетки. Умение работать с увеличительными приборами

Лабораторная работа №1 «Строение растительной клетки»

Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клеток.

Назвать признаки живых организмов – клеточное строение.

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов.

Сравнивать клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе сравнения.

Деление клетки

Основные типы деления клеток. Митоз. Мейоз. Биологическая роль митоза и мейоза.

Ткани растений

Давать определение понятию ткань.

Назвать:

Типы тканей

Функции тканей растений.

Различать типы тканей растений.

Ткани животных

Назвать:

Типы тканей

Функции тканей животных.

Различать типы тканей животных.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов.

Сравнивать ткани растений и животных и делать выводы на основе сравнения

Лабораторная работа №3 по теме: «Ткани живых  организмов»

Вегетативные органы

Давать определения понятиям ткань, орган, определение понятие побег, вегетативные органы.

Называть: Органы цветковых растений, их роль в жизни растений.

Типы корневых систем.

Репродуктивные органы

Давать определения понятиям репродуктивные органы, двудольные и однодольные растения.

Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения.

Описывать многообразие соцветий.

Приводить примеры многообразия плодов.

Характеризовать строение цветка как органа размножения.

Органы и системы органов животных

Давать определение понятиям ткань, орган, системе органов.

Называть органы и системы органов животных;

функции органов и систем органов животных.

Обобщающий урок по теме: «Строение живых организмов»

Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов.

Лабораторная работа №4 по теме: «Распознавание органов растений и животных»
Универсальные учебные действия: - коммуникативные – добывать недостающую информацию с помощью вопросов, выделять главную мысль в тексе параграфа;

- регулятивные – самостоятельно обнаруживать учебную проблему, работу по плану, сверять свои действия с целями

- познавательные – выделять анализировать, сравнивать факты, преобразовывать информацию из одного вида в другую.

- личностные - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
Раздел 2. «Жизнедеятельность организмов (21 ч)

Питание и пищеварение

Давать определение понятиям питание. Пищеварение. Виды питания

Особенности питания растительного организма

Давать определение понятиям питание, почвенное питание, фотосинтез

Описывать сущность биологических процессов: почвенное питание, фотосинтез.

Объяснять

Значение почвенного питания в жизни растений.

Дыхание

Давать определение понятию дыхание.

Описывать сущность биологических процессов: дыхания.

Называть органы дыхания у животных и у растений, показывать их на рисунке

Транспорт веществ в организме

Описывать сущность процесса переноса веществ в растении, его значение.

Характеризовать особенности перемещения воды, минеральных веществ и органических веществ в растениях

Практическая работа.№1 по теме: «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

Выделение

Описывать сущность процесса выделения у живых организмов, его значение.

Называть органы выделения растений и животных;

органы выделения у различных животных и узнавать их на рисунках и таблицах

Обмен веществ и энергии

Давать определение понятию обмен веществ.

Описывать сущность процесса обмена веществ у живых организмов, его значение.

Называть: органы, участвующие в обмене веществ у животных.

Органы, участвующие в обмене веществ у растений.

Характеризовать особенности обмена веществ у растений, особенности обмена  веществ у разных животных.

Скелет –опора организма

Строение организма

растений и организма животного: опорные системы, их значение в жизни организма. Работа с готовыми препаратами.

Лабораторная работа №5 по теме: «Строение костей»

Движение как важнейшая особенность животных организмов

Называть роль движения в жизни  растений и животных.

Распознавать и описывать органы движения у животных.

Практическая работа №2 по теме: «Перемещение дождевого червя»

Регуляция процессов жизнедеятельности у животных

Давать определение понятием: раздражимость, рефлекс.

Распознавать и описывать на таблице основные отделы и органы нервной системы.

Называть:

Системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных, значение нервной  системы, принцип работы нервной системы,

Типы нервных систем у животных.

Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности у позвоночных животных

Называть органы,  обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности  у животных, роль эндокринных желез в регуляции   жизнедеятельности   позвоночных

Регуляция процессов жизнедеятельности у растений

Описывать сущность регуляции процессов жизнедеятельности у растений.

Называть роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений.

Наблюдать за ростом и развитием растений

Бесполое размножение

Давать определение понятиям размножение, вегетативные органы.

Называть

Значение размножения; виды размножения; формы бесполого размножения у растений и животных; органы вегетативного размножения растений

Практическая работа №3 по теме: «Черенкование комнатных растений»

Половое размножение животных

Давать определение понятиям размножение, гамета, оплодотворение, зигота.

Описывать сущность полового размножения.

Называть значение полового размножения;

Органы полового размножения животных, женские и мужские половые клетки.

Объяснить преимущества полового размножения организмов по сравнению с бесполым.

Половое размножение растений

Давать определение понятиям размножение, опыление, самоопыление, оплодотворение.

Называть

Значение

Полового размножения;

Органы полового размножения растений.

Описывать строение цветка как органа полового размножения;

сущность полового размножения. 

Рост и развитие растения

Называть роль семян и плодов в жизни растений; способы распространения семян.

Условия прорастания семян

Использовать полученные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Практическая работа №4 по теме: «Прорастание семян»

Рост и развитие животных

Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития.

Называть: этапы развития животных; типы постэмбрионального развития животных.

Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных.

Наблюдать за ростом и развитием животных.

Лабораторная работа №7 по теме: «Прямое и непрямое развитие животных»

Обобщающий урок по теме: «жизнедеятельность организмов»

Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности
Универсальные учебные действия: - коммуникативные – устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

- регулятивные – проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

- познавательные – уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника, уметь строить логические рассуждение с установлением причинно – следственных связей, уметь выделять особенности различных групп растений и животных, проводить классификацию;

- личностные - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
Раздел 3. Организм и среда (2ч)

Организм как единое целое.

Понятие организм. Привести примеры почему организм является единым целым

Что мы узнали о жизнедеятельности организмов

Повторение материала по курсу «Живой организм»
Универсальные учебные действия: - коммуникативные – организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками, добывать недостающую информацию с помощью вопросов;

- регулятивные – проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

- познавательные – уметь сравнивать, объяснять условия существования живых организмов, знать четкое отличие животных от растений;

- личностные - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

Подведение итогов

Повторение пройденного материала

Универсальные учебные действия: - коммуникативные – формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

- регулятивные – систематизировать полученные знания, формировать новые виды деятельности и формы сотрудничества;

- познавательные – анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления.

- личностные - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него

Календарно-тематическое планирование

(1ч в неделю в 6 классах, всего 35 часов)




Тема урока

Тип урока

Лабораторные и практические работы

Основное содержание по темам урока

Универсальные учебные действия

Дата


Дата


Дата











Строение живых организмов (10ч.)










1

Основные свойства живых организмов

Вводный урок




Назвать признаки живых организмов, их значение.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов.


Регулятивные, познавательные, коммуникативные.










2

Клетка – живая система

Комбинированный

Лабораторная работа №1 «Строение растительной клетки»

Что такое клетка. Строение растительной и животной клетки. Умение работать с увеличительными приборами

Регулятивные, познавательные, коммуникативные.










3

Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клеток.

Комбинированный

Лабораторная работа №2 по теме: « Строение клеток живых организмов»

Назвать признаки живых организмов – клеточное строение.

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов.

Сравнивать клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе сравнения.

.

Личностные, познавательные, коммуникативные










4

Административная контрольная работа

Повторение изученного материала




Повторение изученного материала пройденного в 5 классе

Регулятивные, познавательные, коммуникативные.










5

Ткани растений

Комбинированный




Давать определение понятию ткань.

Назвать:

Типы тканей

Функции тканей растений.

Различать типы тканей растений.


Регулятивные, познавательные, коммуникативные.










6

Ткани животных
Введение в проект «Строение живых организмов»

Комбинированный

Лабораторная работа №3 по теме: «Ткани живых  организмов»

Назвать:

Типы тканей

Функции тканей животных.

Различать типы тканей животных.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов.

Сравнивать ткани растений и животных и делать выводы на основе сравнения.


Регулятивные, познавательные, коммуникативные.










7

Вегетативные органы

Комбинированный




Давать определения понятиям ткань, орган, определение понятие побег, вегетативные органы.

Называть:

Органы цветковых растений, их роль в жизни растений.

Типы корневых систем.

Регулятивные, познавательные, коммуникативные.










8

Репродуктивные органы.
Подготовка к защите проекта: «Строение живых организмов»

Комбинированный




Давать определения понятиям репродуктивные органы, двудольные и однодольные растения.

Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения.

Описывать многообразие соцветий.

Приводить примеры многообразия плодов.

Характеризовать строение цветка как органа размножения.


Регулятивные, познавательные, коммуникативные.










9

Органы и системы органов животных.


Изучение нового материала

Лабораторная работа №4 по теме: «Распознавание органов растений и животных»

Давать определение понятиям ткань, орган, системе органов.

Называть органы и системы органов животных;

функции органов и систем органов животных.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов.



Личностные, познавательные, коммуникативные










10

Зашита проектов: «Строение живых организмов»

Урок повторения и закрепления







Личностные, коммуникативные










Жизнедеятельность организмов (21 ч)










11

Питание и пищеварение


Усвоение новых знаний



Давать определение понятиям питание. Пищеварение. Виды питания

Регулятивные, познавательные, коммуникативные.










12

Особенности питания растительного организма

Комбинированный



Давать определение понятиям питание, почвенное питание, фотосинтез

Описывать сущность биологических процессов: почвенное питание, фотосинтез.

Объяснять

Значение почвенного питания в жизни растений.


Регулятивные, познавательные, коммуникативные.










13

Дыхание

Усвоение новых знаний



Давать определение понятию дыхание.

Описывать сущность биологических процессов: дыхания.

Называть органы дыхания у животных и у растений, показывать их на рисунке.


Регулятивные, познавательные, коммуникативные.










14

Транспорт веществ в организме


Усвоение новых знаний

Практическая работа.№1 по теме: «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

Описывать сущность процесса переноса веществ в растении, его значение.

Характеризовать особенности перемещения воды, минеральных веществ и органических веществ в растениях


Регулятивные, познавательные, коммуникативные.










15-16

Выделение

Усвоение новых знаний



Описывать сущность процесса выделения у живых организмов, его значение.

Называть органы выделения растений и животных;

органы выделения у различных животных и узнавать их на рисунках и таблицах.


Регулятивные, познавательные, коммуникативные.










17

Обмен веществ и энергии

Усвоение новых знаний



Давать определение понятию обмен веществ.

Описывать сущность процесса обмена веществ у живых организмов, его значение.

Называть: органы, участвующие в обмене веществ у животных.

Органы, участвующие в обмене веществ у растений.

Характеризовать особенности обмена веществ у растений, особенности обмена  веществ у разных животных.


Регулятивные, познавательные, коммуникативные.










18-19

Скелет – опора организма


Комбинированный

Лабораторная работа №5 по теме: «Строение костей»

Строение организма

растений и организма животного: опорные системы, их значение в жизни организма. Работа с готовыми препаратами.


Регулятивные, познавательные, коммуникативные.










20

Движение как важнейшая особенность животных организмов

Комбинированный урок

Лабораторная работа №6 по теме: « Движение инфузории туфельки»

Называть роль движения в жизни  растений и животных.

Распознавать и описывать органы движения у животных.


Регулятивные, познавательные, коммуникативные.










21

Механизмы, обеспечивающие движения живых организмов

Комбинированный урок

Практическая работа №2 по теме: «Перемещение дождевого червя»

Называть способы движения у животных.

Приводить примеры животных с разными способами передвижения.


Регулятивные, познавательные, коммуникативные.










22

Регуляция процессов жизнедеятельности у животных

Комбинированный



Давать определение понятием: раздражимость, рефлекс.

Распознавать и описывать на таблице основные отделы и органы нервной системы.

Называть:

Системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных, значение нервной  системы, принцип работы нервной системы,

Типы нервных систем у животных.


Регулятивные, познавательные, коммуникативные.










23

Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности у позвоночных животных

Усвоение новых знаний



Называть органы,  обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности  у животных, роль эндокринных желез в регуляции   жизнедеятельности   позвоночных

Регулятивные, познавательные, коммуникативные.










24

Регуляция процессов жизнедеятельности у растений

Комбинированный



Описывать сущность регуляции процессов жизнедеятельности у растений.

Называть роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений.

Наблюдать за ростом и развитием растений.

Регулятивные, познавательные, коммуникативные.










25

Бесполое размножение

Усвоение новых знаний

Практическая работа №3 по теме: «Черенкование комнатных растений»

Давать определение понятиям размножение, вегетативные органы.

Называть

Значение размножения; виды размножения; формы бесполого размножения у растений и животных; органы вегетативного размножения растений.

Регулятивные, познавательные, коммуникативные.










26

Половое размножение животных

Комбинированный



Давать определение понятиям размножение, гамета, оплодотворение, зигота.

Описывать сущность полового размножения.

Называть

Значение

Полового размножения;

Органы полового размножения животных, женские и мужские половые клетки.

Объяснить преимущества полового размножения организмов по сравнению с бесполым.


Регулятивные, познавательные, коммуникативные.










27

Половое размножение растений
Введение в проекты: «Жизнедеятельность растений», «Жизнедеятельность животных»

Комбинированный




Давать определение понятиям размножение, опыление, самоопыление, оплодотворение.

Называть

Значение

Полового размножения;

Органы полового размножения растений.

Описывать строение цветка как органа полового размножения;

сущность полового размножения. 


Регулятивные, познавательные, коммуникативные.










28

Рост и развитие растения

Комбинированный




Давать определение понятию индивидуальное развитие.

Распознавать и описывать на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений; типы плодов.

Называть роль семян и плодов в жизни растений; способы распространения семян.

Регулятивные, познавательные, коммуникативные.










29

Условия прорастания семян

Подготовка к защите проектов: «Жизнедеятельность животных», «Жизнедеятельность растений»

Комбинированный

Практическая работа №4 по теме: «Прорастание семян»

Называть условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян.

Наблюдать за ростом и развитием растений.

Использовать полученные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Регулятивные, познавательные, коммуникативные.










30

Рост и развитие животных.



Комбинированный

Лабораторная работа №7 по теме: «Прямое и непрямое развитие животных»

Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития.

Называть: этапы развития животных; типы постэмбрионального развития животных.

Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных.

Наблюдать за ростом и развитием животных.














31

Защита проектов: «Жизнедеятельность растений», «Жизнедеятельность животных»

Урок повторения и закрепления




Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Личностные, коммуникативные.










Организм и среда (2ч)




32

Организм как единое целое.
Введение в проект «Живые организмы нашего края»

Комбинированный



Понятие организм. Привести примеры почему организм является единым целым

Регулятивные, познавательные, коммуникативные.










33

Что мы узнали о жизнедеятельности организмов
Подготовка к защите проектов «Живые организмы нашего края»

Комбинированный



Повторение материала по курсу «Живой организм»


Регулятивные, познавательные, коммуникативные.










35

Защита проектов: «Живые организмы нашего края»

Комбинированный







Личностные, познавательные, коммуникативные











Перечень учебно-методических средств обучения

Литература

Основная литература

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. - 138 с.

  2. Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2012. – 174 с.

  3. Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм». – М.: Дрофа, 2013. – 47 с.

  4. Томанова, З.А. Живой организм. 6 класс: методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина / З.А. Томанова, В.И. Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2009. – 287 с.


Дополнительная литература

  1. Акперова, И.А. Биология. Живой организм. 6 класс: тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений/ И.А. Акперова, Н.Б. Сысолятина, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2010. - 110 с.

  2. Дмитриева, Т.А. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6 – 7 класс. Вопросы. Задания. Задачи: дидактические материалы/ Т.А. Дмитриева, С.В. Суматохин. – М.: Дрофа, 2009. – 128 с.

  3. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6 (7) класс: в помощь школьному учителю/ А.А. Калинина – М.: Вако, 2005. – 352 с.

  4. Козлова, Т.Е. Биология в таблица. 6 – 11 классы: справочное пособие/ авт.-сост. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. – М.: Дрофа, 2009. – 234 с.

  5. Семенцова, В.Н. Биология. 6 класс: технологические карты уроков/ В.Н. Семенцова.– СПб.: Приоритет, 2002. – 192 с.

  6. Сонин Н.И. Биология. Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий. 6 класс/ Н. И. Сонин – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.


Мультимедийные учебные пособия


  1. Курс «Биология» - Электронное издание. М.: 1С: Репетитор, 2010. - 1 CD-ROM.

  2. Биология 6-11 классы. Лабораторный практикум (2 CD-ROM) Национальный фонд подготовки кадров НФПК, 2004-2006 гг.

  3. Биология 6 кл. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина. Физикон. 2006-2007 г.

  4. «Биология - 6 кл.» «Растения, бактерии, грибы, лишайники».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мкоу бобровская сош №1 icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель...

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мкоу бобровская сош №1 icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель...

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мкоу бобровская сош №1 icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель...

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мкоу бобровская сош №1 icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо зам директора...

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мкоу бобровская сош №1 iconРабочая программа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мбоу
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мкоу бобровская сош №1 icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Ворсма
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мкоу бобровская сош №1 icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Ворсма
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мкоу бобровская сош №1 iconКоровин В. А., Орлов В. А
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель Руководитель Г. И. Шайхуллина руководителя по увр мбоу «сош....
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мкоу бобровская сош №1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора Директор мбоу «есош»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мкоу бобровская сош №1 iconРабочая программа по физике для 8 класса разработана на основе: федерального...
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель Руководитель Г. И. Шайхуллина руководителя по увр мбоу «сош....
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мкоу бобровская сош №1 iconУчебный план темы Утверждаю Согласовано Рассмотрено директор мбоу...
Тематическое и почасовое планирование образовательных результатов освоения математики
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мкоу бобровская сош №1 iconБалагтдиновой Алсу Ниязовны (первая квалификационная категория) по...
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мкоу бобровская сош №1 iconУтверждаю: Согласовано: Рассмотрено: Директор моау зам директора...
Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мкоу бобровская сош №1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрено согласовано утверждаю на заседании мо учителей Заместитель директора по увр директор мбоу сош №34
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мкоу бобровская сош №1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрено согласовано утверждаю на заседании мо учителей Заместитель директора по увр директор мбоу сош №34
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мкоу бобровская сош №1 iconРабочая программа по предмету «Обществознание» для 9 класса ΙΙ ступень, на 2013-2014 учебный год
Рассмотрено Согласовано утверждено на методическом совете Заместитель директора по увр директор мкоу «Светловской сош»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск