Уроков математики





НазваниеУроков математики
Дата публикации13.07.2014
Размер172 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок


Использование УМК «Живая математика» при проведении дистанционных уроков математики

Матвеева Е.А.

учитель математики
МБОУ СОШ № 24 г. Костромы


Дистанционное обучение - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и педагога в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Информационные технологии в дистанционном обучении играют роль инструментов, которые:
- обеспечивают обучающимся удаленный доступ к учебному конвенту
- предоставляют обучающимся средства общения с педагогом, а также между собой;
- осуществляют управление и контроль за процессом обучения;
- предоставляют возможность создания эффективных тренажеров, симуляций и т.д.

Основой построения дистанционного обучения являются - дистанционные уроки, с помощью которых и осуществляется основное обучение. Дистанционные уроки в некоторой степени похожи на школьные уроки. Ключевым отличием дистанционного урока от школьного урока является наличие инструментов, обеспечивающих развитие у обучающихся необходимых навыков и умений, благодаря чему обучение, проводимое с использованием дистанционных технологи, становится намного более эффективным.

К учебным средствам в рамках дистанционного урока относятся:

1. Учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);

2. Сетевые учебно-методические пособия;

3. Компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;

4. Аудио учебно-информационные материалы;

5. Видео учебно-информационные материалы;

6. Лабораторные дистанционные практикумы;

7. Учебные тренажеры с удаленным доступом;

8. Базы данных и знаний с удаленным доступом;

9. Электронные библиотеки с удаленным доступом;

10. и т.д.
Обратите внимание!

Использование качественных графических файлов, оснащенных звуковым сопровождением и анимацией, повышают усвоение материала до 65% (для сравнения: во время обычного объяснения материала усваивается только 5%).
Техническое обеспечение для уроков дистанционного обучения состоит из нескольких частей:

  1. оборудование, используемое на каждом дистанционном уроке

  2. оборудование, используемое периодически

  3. оборудование, используемое на отдельных уроках

  4. специфическое оборудование для детей с ОВЗ

  5. специализированное программное обеспечение




  1. Оборудование, используемое на каждом дистанционном уроке:

Так как каждый дистанционный урок подразумевает визуальную связь с обучающимся посредством ПО «Skype», то без следующего оборудования не обойтись:



наушники или колонки



микрофон



веб-камера



  1. Оборудование, используемое периодически

Иногда, при выполнении домашнего задания, возникает необходимость распечатать пару листочков, заполнить их и отослать обратно. В этом случае необходимо использовать:



Монохромный лазерный принтер OKI B2200



Сканер Canon Lide 100

Хорошо иллюстрированный ответ, сочинение или любое иное задание всегда выигрывает по сравнению с просто текстовым документом. Здесь, для создания необходимых иллюстраций, нам очень пригодятся:



Цифровой фотоаппарат Canon



Графический планшет Bamboo (входит в базовое рабочее место у всех детей, кроме имеющих диагноз «отсутствие верхних конечностей»)



  1. На уроках математики в средней и старшей ступени можно использовать



    Интегрированный программный комплекс «Живая Математика» для средней и старшей ступени обучения

  2. Специфическое оборудование:




Конструктор по началам прикладной информатики и робототехники LEGO ПервоРобот WeDo (для всех ступеней, ограничения здоровья которых, позволяют использовать стандартные инструменты клавиатурного ввода, управления и зрительного восприятия с экрана)




Специализированная клавиатура с минимальным усилием для позиционирования и ввода IntelliTools IntelliKeys USB для детей с диагнозом «миопатия»




  1. Специализированное программное обеспечение




Интегрированная творческая среда для начальной школы ПервоЛого 3.0




Интегрированная творческая среда для средней ступени обучения ЛогоМиры 3.0 (для детей, ограничения здоровья которых, позволяют использовать стандартные инструменты клавиатурного ввода, управления и зрительного восприятия с экрана)


Остановимся более подробно на применении УМК «Живая математика» при проектировании дистанционного урока.

Традиционный подход к преподаванию геометрии приводит к малой популярности этого предмета, особенно среди учащихся, далёких от математики. Факторы наглядности и динамичности играют решающую роль при работе с геометрическим содержанием. Особые трудности возникают у учащихся, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП, для которых построение чертежей с использованием карандаша и линейки невозможно. Помочь решить возникающие в связи с этим проблемы может учебно-методический комплект (УМК) «Живая Математика», который сформирован на основе программы Geometry’s Sketchpad (в русском переводе «Живая Математика»), разработанной фирмой Key Currculum Press (USA), переведенной на русский язык и адаптированной Институтом новых технологий.

Учебно-методический комплект состоит из самой программы «Живая Математика», методического пособия и альбомов готовых динамических чертежей, разделенных на две группы: «Теоремы и задачи школьного курса» и «Дополнительные материалы».

Первая группа «Теоремы и задачи школьного курса» включает альбом «Введение в компьютеризированный курс планиметрии», содержащий 46 уроков по темам: начальные геометрические сведения, треугольники, четырехугольники; площади, подобие, окружность. Альбом «Стереометрия» содержит более 100 стереометрических моделей. В альбоме «Демонстрационные модели» представлено свыше 40 динамических чертежей, показывающих дидактические возможности «Живой Математики». Их можно рассматривать в качестве примера нового методического пособия, включающего демонстрации, сборник задач, учебник и сборник проектов. Работая с подобными материалами, ученики усваивают новые понятия, отрабатывают навыки их использования в различных конфигурациях, решают задачи на развитие геометрической интуиции и геометрического воображения, имея инструментом деятельности лишь компьютерную мышь.

Блок «Дополнительные материалы» содержит примеры использования программы в рамках школьной и внешкольной геометрии и включает 6 альбомов: «Задания и проекты для школьников 5-6 классов», «Возможности программы в десяти примерах», «Инструменты», «Динамическая геометрия», «Примеры из различных областей математики», «Новые возможности».

Сама программа «Живая математика» представляет собой уникальный продукт, позволяющий строить современный компьютерный чертеж, который выглядит как традиционный, и, как правило, легко идентифицируется с традиционным, однако, представляет собой качественно совершенно новое явление. Программа «Живая математика» позволяет значительно экономить время, но самое главное: чертёж, построенный с помощью программы, можно тиражировать, деформировать, перемещать и видоизменять. Элементы чертежа легко измерить компьютерными средствами, а результаты этих измерений допускают дальнейшую компьютерную обработку. Возможны также многократные обмены чертежами с учителем, хранение нескольких вариантов одного и того же чертежа и т. п. Появляется возможность добиваться от учащихся точных и грамотных письменных формулировок (по крайней мере, констатирующих то, что они видят); их можно переделывать столько раз, сколько требуется.

Учащийся имеет возможность менять внешний вид фигуры, сопровождать ее новыми надписями и т. п. Понимание достигается продолжительными экспериментами с чертежами, деформациями, измерениями и сравнениями. Наиболее важно то, что учащийся практически никогда не работает с каким-то единственным, скажем треугольником, а всегда — с целым их семейством, что способствует развитию его геометрической интуиции.

УМК может использоваться практически при любых видах учебной деятельности, в том числе, при выполнении домашних работ, творческих проектов и т. д.

Работа в программе обеспечивает поддержку работы проектного типа, подразумевающего почти незаметный и плавный переход от несложных опытов и простых заданий к углубленному изучению явлений, вызвавших интерес. Кроме того, программная среда поддерживает и традиционную «задачную» форму. Особенно удачно реализуется в ней широкий спектр задач «на построение».

Работая с УМК «Живая Математика», учитель может:

  • проиллюстрировать объяснение эффектными и точными чертежами;

  • организовать экспериментальную исследовательскую деятельность учащихся в соответствии с уровнем и потребностями учащихся;

  • повысить разнообразие форм работы учащихся, значительно увеличить

долю активной творческой работы в их учебной деятельности;

  • высвободить время на выполнение учащимися творческих задач;

  • реализовать дифференциацию по уровню знаний и возможностей учеников и индивидуализировать обучение (это относится как к уровню формирования предметных умений и знаний, так и интеллектуальных и общих умений).

Находясь в программной среде «Живая Математика», учащийся получает возможность:

  • видеть предположительное равенство и подобие фигур;

  • отличать осмысленные утверждения о фигурах от бессмысленных, точные от неточных;

  • понимать, что утверждения о фигурах делятся на истинные и ложные;

  • понимать, что ложные утверждения о фигурах опровергаются контрпримерами, и самостоятельно строить контрпримеры;

  • понимать соотношение между математическим утверждением, его обобщениями и частными случаями;

  • отличать верные доказательства от неверных, в отдельных случаях самостоятельно доказывать правдоподобные утверждения.

При работе в рамках данного УМК каждая обсуждаемая фигура изображается на экране монитора. При решении задач из входящих в УМК наборов готовых моделей и компьютерных альбомов учащиеся могут выполнять задание на чертеже, приложенном к программе, а могут создавать собственные чертежи и сверять свои построения с образцом.

Учащиеся при решении любой задачи видят, насколько формулируемые ими положения выдерживают вариации исходных элементов чертежей. Все положения, допускающие прямую проверку (равенство длин и углов, нахождение точки на линии, пересечение линий в одной точке и т. п.), должны обязательно проверяться. Количественные свойства чертежей можно проверить с помощью встроенного аппарата измерений и арифметических операций над ними. Еще убедительней и проще осуществляется проверка построений. Например, круг вписан в треугольник правильно тогда и только тогда, когда он остается вписанным при произвольных вариациях вершин треугольника; это проверяемо и самим учащимся, и учителем буквально за секунды.

Учителю математики, приступающему к работе в УМК, достаточно владеть компьютером на уровне начинающего пользователя. Сама программа «Живая Математика» легко осваивается при помощи руководства, содержащегося в первом разделе данного пособия.

Как уже было сказано, главной особенностью компьютерных чертежей является их динамичность (подвижность). Чертеж существует вместе со всеми своими возможными деформациями. Элементы чертежей можно двигать, при этом сохраняется конфигурация, заданная построением: перпендикулярные линии остаются перпендикулярными, равные отрезки — равными и т. д. И учитель, и ученик имеют возможность изменять исходные параметры чертежа, получая большое количество дополнительных вариантов задач. Оформление чертежа зависит от типа задачи или теоретического материала, для иллюстрации которого этот чертеж создан.

Иллюстрации к определениям содержат подвижный чертеж определяемого объекта, который, как правило, выделен каким-нибудь ярким цветом и, иногда, измерения, характеризующие его. Работа с определениями аналогична традиционной (запомнить чертеж, повторить формулировку, вдуматься в формулировку, соотнести с другими известными определениями). Дополнительные возможности связаны с вариациями чертежей, которые позволяют зрительно запомнить свойства, относящиеся к семействам фигур, а не только к отдельным фигурам. Например, при изучении понятия многоугольника полезно наглядно проверить свойства выпуклого и невыпуклого многоугольника для разных вариаций фигур (рис. 1).



Рисунок 1. Динамическая иллюстрация понятия выпуклого и невыпуклого многоугольника.



Рисунок 2. Иллюстрация понятия конус и его элементы

Иллюстрациями качественных утверждений служат подвижные чертежи, позволяющие работать со всеми объектами, составляющими конфигурации, используемые в формулировках. Иногда такие чертежи содержат некоторые значения численных характеристик, если последние подтверждают справедливость качественных утверждений. Двигая элементы чертежа, ученик может убедиться в истинности утверждений. Учитель имеет возможность в процессе этой работы контролировать понимание формулировок: задавать вопросы о существенности условий, просить ученика точно формулировать его наблюдения. Например, рассматривая следствия из теоремы о площади треугольника, учащиеся должны на практике убедиться, что если высоты двух треугольников равны, то при изменении их оснований отношение площадей будет меняться точно так же как и отношение оснований (рис.2). Согласитесь, наглядно проиллюстрировать данное утверждение на классной доске невозможно.



Рисунок 3. Иллюстрация качественного утверждения.

Все задачи можно условно разбить на три группы: задачи, требующие только ответа; задачи на построение и задачи на доказательство. Соответственно оформление чертежа зависит от группы задач, для иллюстрации которой этот чертеж создан.

В задачах на вычисление и задачах, требующих только ответа, в основном, используются различные численные характеристики геометрических объектов. Иллюстрации к таким задачам содержат иногда более общие конфигурации. Сведение более общей конфигурации к частному случаю позволяет проверить правильность приведенного ответа. В некоторых задачах, наоборот, конфигурация оставлена достаточно жесткой, т. е. ученику предлагается просто поупражняться в возможностях программы, получить ответ и сверить его со спрятанным ответом. Задачи этого типа отличаются от задач на доказательство тем, что утверждение надо не только доказать, но и сформулировать. Экспериментируя с чертежом (варьируя элементы, производя измерения и арифметические операции над ними), учащийся формулирует гипотезы. После этого задача превращается в задачу на доказательство сформулированной гипотезы. Например, при изучении темы «Площадь трапеции» полезно рассмотреть следующую задачу: площади каких трапеций равны полупроизведению их диагоналей. Обычно, таким образом сформулированные задачи ставят учащихся в тупик, они просто не знают с чего начать решение. Программа «Живая математика» позволяет сначала увидеть такую трапецию, а затем установить её свойства и сделать вывод.

Ход решения задачи:

  1. строим произвольную трапецию;

  2. через команду «Площадь» меню «Измерения» вычисляем площадь трапеции;

  3. через встроенный калькулятор меню «Измерения» вычисляем величину, равную полупроизведению диагоналей;

  4. двигаем вершины трапеции, добиваясь равенства величин, вычисленных в пунктах 2 и 3;

  5. анализируем особенности трапеции, для которой равенство выполняется, выдвигаем предположение: угол между диагоналями прямой;

  6. проверяем предположение: с помощью меню «Измерения» вычисляем угол между диагоналями.

При необходимости корректируем чертёж, двигая вершины трапеции, и формулируем ответ на вопрос задачи (рис. 3).



Рисунок 4. Иллюстрация решения задачи.

Чертежи к задачам на построение, в которых построение не слишком громоздко и выполняется без каких-либо специально выдуманных приемов, содержат спрятанное построение (а иногда еще и пошаговое описание этого построения). Чертежи к задачам, требующим нетривиального исследования, имеют ответ. Чертежи ко всем задачам на построение включают в себя данные, соответствующие условию конфигурации. Преимущество программы в том, что ученик, самостоятельно выполнив построение с помощью компьютерных аналогов циркуля и линейки, может проверить его правильность, варьируя величины или расположение данных геометрических объектов (рис.4).

g:\дистанционное разработки\к урокудо\пример1.gif

Рисунок 5. Иллюстрация решения задачи на построение.

В задачах на доказательство требуется доказать некое свойство геометрического объекта. Иллюстрации к ним подобны чертежам к теоретическому материалу. Двигая с помощью мышки элементы конфигурации, изображенной на чертеже, можно убедиться в истинности приведенного утверждения. Иногда, если построение чертежа, удовлетворяющего всем условиям задачи на доказательство, оставляет чертежу слишком мало степеней свободы, строится чертеж с дополнительными степенями свободы. Ученику предлагается убедиться «вручную», что, как только условия выполнены, выполнено и утверждение задачи (например, любой треугольник — жесткая фигура, т. е. он однозначно определяется своими сторонами; поэтому длины его сторон на чертеже могут не соответствовать данным задачи). Таким образом, чертежи к задачам на доказательства не только служат иллюстрациями, но и помогают убедить ученика в истинности утверждения, хотя и не содержат самих доказательств (рис.5).



Рисунок 5. Иллюстрация задачи на доказательство.

Отдельная группа — живые стереочертежи, представляющие собой интерактивные стереометрические модели инструментального типа — сочетание двумерного и трехмерного представления фигуры в одном изображении. В любой момент можно включить вращение конструкции вокруг одной или нескольких осей и, выбрав новый ракурс изображения, проверить правильность выполненных построений.

При помощи программы УМК «Живая математика» можно:

  1. Объяснять сложные темы и изучать теоремы.

Учебники геометрии содержат многочисленные определения, постулаты, теоремы, леммы, которые бывает нелегко понять или воспроизвести. При помощи «Живой Математики» удобно создавать конструкции, моделирующие условия теорем, и экспериментировать с ними. Альбом «Теоремы и задачи школьного курса» составлен в соответствии с учебниками Атанасяна Л.С. «Геометрия. 7-9 кл.» и «Геометрия.10-11кл».

Например, при изучении темы «Применение подобия к решению задач и доказательству теорем» в 8 классе рассматривается задача: какая фигура получится, если последовательно соединить середины сторон произвольного четырёхугольника?

Работаем следующим образом:

  1. предлагаем учащимся построить произвольные четырёхугольники, причём как выпуклые, так и невыпуклые;

  2. через команду «Середина» меню «Измерения» строим середины всех сторон четырёхугольника, последовательно их соединяем;

  3. анализируем особенности полученной фигуры; возможно, уже сейчас учащиеся выдвинут предположения, что данная фигура является параллелограммом;

  4. предлагаем проверить сохранение свойств внутренней фигуры при любой форме внешнего четырёхугольника – потянем туда-сюда вершины исходной фигуры;

  5. для уточнения предположения с помощью меню «Измерения» вычисляем величины всех сторон и углов внутренней фигуры и снова изменяем исходную фигуру, наблюдая, что происходит с измерениями;

  6. окончательно формулируем гипотезу.

Теперь осталось доказать сформулированную гипотезу (рис. 6).



Рисунок 6. Иллюстрация решения задачи на выдвижение гипотезы.

  1. Оживлять рисунки из учебника.

Получив определенный навык работы в «Живой Математике», нетрудно понять, что проще и быстрее воспроизвести рисунок из учебника на компьютере, чем рисовать его на бумаге. При этом становится доступными также все динамические возможности программы и преимущества манипуляции с чертежом. Одному из учеников каждый урок дается задание подготовить чертежи ко всем задачам домашней работы. При этом оценивается динамичность (существование чертежа со всеми своими возможными деформациями) и соответствие чертежа условиям задачи. В качестве дополнительного необязательного задания учащиеся могут подобрать задачи по изучаемой теме из дополнительных источников, подготовить чертежи. Таким образом, каждый учащийся может создать свой собственный электронный учебник (рис.7,8).



Рисунок 7,8. Иллюстрация чертежей к задачам из учебника.

  1. Применять программу в других разделах математики.

Легко убедиться, что «Живая Математика» — незаменимый инструмент для изучения не только геометрии, но и вообще всех математических курсов, например, алгебры (тема «Функции и графики»).

С помощью программного комплекса «Живая математика» графики легко тиражируются, деформируются, перемещаются, видоизменяются с использованием стандартных или созданных специально инструментов (движков, навигационных кнопок), на дисплее воспроизводится не только статическая картинка, но и динамическая, не только результат, полученный построениями, но и процесс построения или преобразования.

При изучении линейной функции, ее свойств, графика традиционно уделяется внимание параллельному перемещению графика и его повороту в зависимости от изменения коэффициентов. Работа на доске и в тетрадях требует больших затрат времени, причем качество работы на доске всегда оставляет желать лучшего. Применяя движки УМК «Живая математика», можно построить неограниченное количество графиков в ограниченное время.





Алгоритм разработки дистанционного урока

  1. Определить тему и цели дистанционного урока. Выделить основные учебные элементы.

  2. Определить тип дистанционного урока (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль и т.д.).

  3. Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели дистанционного урока. Выбор модели дистанционного урока осуществляется с учетом уровня ИКТ-компетентности обучающихся.

  4. Определить форму проведения дистанционного урока (вебинар, веб-квест, семинар, конференция и т.д.).

  5. Выбрать способ доставки учебного материала и информационные обучающие материалы.

  6. Структурировать учебные элементы, выбрать формы их предъявления ученикам (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.).

  7. Разработка контрольных заданий для каждого учебного элемента урока. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов учеников.

  8. Определение времени и длительности дистанционного урока, исходя из возрастной категории обучающихся.

  1. На основе анализа результатов уровня ИКТ - компетентности учеников подготовить для них инструкцию по обучению и выполнению заданий.

  2. Разработка (поиск в сети Интернет) собственных цифровых элементов урока дистанционного обучения (презентации, тесты, анимации и т.п.)

Обратите внимание!

  • Необходимо соблюдать длительность непрерывной работы за компьютером для обучающихся детей с ОВЗ с использованием дистанционных технологий:

1-х классов - 10 мин,

2-5-х классов - 15 мин,

6-7-х классов - 20 мин,

8-9-х классов - 25 мин,

10-11-х классов - 30 мин.

  • Оставшееся время урока дистанционного обучения можно использовать традиционные средства обучения: чтение, пересказ, беседа, диктант, решение задач и примеров в рабочей тетради и т.п.

  • На каждом уроке дистанционного обучения необходимо делать динамические паузы (физ. минутки, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика и т.п.). Можно включать небольшие элементы коррекционной работы на развитее памяти, логического мышления, внимания, воображения и т.п.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроков математики iconУрок математики: сущность
Урок как основная форма обучения. Структура и типы уроков. Подготовка учителя к уроку. Особенности интегрированного урока математики....
Уроков математики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок математики проводится в системе уроков математики в 1 классе. Тип урока – комбинированный
Уроков математики icon«Степень с рациональным показателем»
Цель проведения мастер-класса: познакомить учителей математики оу успенского района с опытом работы учителя математики высшей категории...
Уроков математики iconУроков математики

Уроков математики iconТематическое планирование уроков математики в 3 классе

Уроков математики iconКалендарно-тематическое планирование уроков математики в 5 классе

Уроков математики iconКалендарно-тематическое планирование уроков математики в 5А классе

Уроков математики iconПроблема формирования учебно-познавательной компетентности старшеклассников...
Зачастую непредсказуемо, а не просто преследует цель научить складывать дроби, вычислять производную, делать аккуратные чертежи....
Уроков математики iconУроках математики как важнейший фактор развития коммуникативных способностей школьников
Опрос не решают проблемы до конца. При любом из них опрашиваются либо все учащиеся, но по весьма ограниченному кругу вопросов. Изучение...
Уроков математики iconУроков математики
«Средняя общеобразовательная школа села Раздольное Краснопартизанского района Саратовской области»
Уроков математики iconУрок математики в школе примерное содержание: Урок, его структура....
Примерное содержание: Урок, его структура. Основные требования к уроку. Построение уроков основных типов. Система подготовки учителя...
Уроков математики iconТематическое планирование уроков математики во 2 классе
Цель: Познакомить детей с новыми понятиями»выражение», «значение выражения», «обратные задачи»
Уроков математики iconКонспект урока математики на тему
Разработка модуля уроков русского языка по олимпийской и паралимпийской тематике для учащихся 5-9 классов
Уроков математики iconПрограмма курса «история и методология математики» для студентов...
Основные этапы развития математики: взгляды на периодизацию А. Н. Колмогорова и А. Д. Александрова. Формирование первичных математических...
Уроков математики iconУроков пишется в соответствии с рабочей программой учебного курса
Замена уроков – проведение уроков согласно расписанию школы учителем – предметником взамен отсутствующего педагога
Уроков математики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Плановых контрольных уроков 2, уроков развития речи 8, уроков внеклассного чтения – 4


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск