МБОУ «Утяшкинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района РТ» «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Заместитель директора УВР Директор
________ Сибгатуллина Т.С. __________ Котова О.Н. _________ Нотфуллина Э.Р.
Протокол №_______от «_______» ________ 2012г «_______» _______ 2012г.
«_______» _________2012г. Приказ № ______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя Галиевой Алии Хусаиновны
по учебному курсу «Информатика»
11 Б класс Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол №____ от ________2012г.
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с Базисным учебным планом.
Программа рассчитана на минимальный обязательный объем учебных часов, отводимых на изучение информатики, - 68 учебных часов в течение 2 лет (10—11 классы).
Цели курса: познакомить учащихся с современным состоянием науки об информации и способах её представления, обработки, передачи и хранения. Курс построен таким образом, чтобы способствовать формированию системного представления об информатике, многообразию и взаимосвязи различных её аспектов. Поскольку основным инструментом обработки информации является компьютер, то знакомство с различными научными направлениями информатики (теоретическая информатика, вычислительная техника, робототехника, компьютерные сети, разработка программного обеспечения, разработка систем искусственного интеллекта и т. д.) строится через призму рассмотрения компьютера с двух точек зрения: сначала аппаратной, затем программной.
Учебный материал каждой содержательной линии обязательного минимума содержания образования по информатике требует разных методических подходах. Так, при изучении содержательной линии «Информация и информационные процессы» следует обращать внимание на формирование понимания и умения приводить примеры из разных областей, иллюстрирующих протекание информационных процессов в живой природе, в обществе и в технических системах.
Основной смысл второй содержательной линии – «Представление информации» заключается в том, что информация всегда связана с каким-либо носителем: материальным (каменные дощечки, береста, бумага, магнитный диск и пр.) и нематериальным (родной язык, звук, мелодия, танец, пантомима, выражение лица, та или иная знаковая система и пр.). Необходимо сформировать представление о естественных и искусственных языках, о двоичной форме представления информации, о достоинствах и недостатках разных форм и видов представления информации.
Содержательная линия «Компьютер» позволяет учащимся познакомиться с компьютером с другой точки зрения: компьютер предстает перед учащимися как некий универсальный инструмент, позволяющий человеку автоматизировать информационные процессы – поиск, хранение, обработку и передачу информации на большие расстояния. Важно сформировать понимание о том, что компьютер не думает, как человек, а является исполнителем, мощным и быстродействующим инструментом, помогающим человеку в его информационной деятельности. Важно обратить внимание учащихся на функциональные возможности компьютера и иерархическую структуру программного обеспечения компьютера, сформировать понимание о сущности права в области информационной деятельности.
Содержательная линия «Моделирование и формализация» - это одна из важнейших содержательных линий курса информатики, формирующая системно-информационную картину мира в сознании учащихся, так как позволяет осознанно выделять в окружающей действительности отдельные объекты, видеть отношения между объектами, выделять существенные признаки объектов, классифицировать их и объединять в множества, строить схемы и видеть внутреннюю структуру объекта, представлять одни объекты посредством других с целью их изучения, представления, изготовления или использования. Особое внимание следует уделить сущности компьютерного моделирования, выделить его достоинства и недостатки, рассмотреть на конкретных примерах.
Содержательная линия «Алгоритмы и исполнители» путем решения большого количества задач формирует алгоритмическое мышление учащихся. В процессе изучения это темы формируются представления школьников о свойствах алгоритмов, об исполнителях алгоритмов, о способах записи алгоритмов и об основных алгоритмических конструкциях. Важно, чтобы школьники поняли, что алгоритм – это динамическая модель объекта (модель процесса), в отличие от статической структурной модели объекта, которая не отражает изменений свойств и поведения объекта во времени, а лишь фиксирует его состояние, выделяет элементы и отношения между ними.
И наконец, содержательная линия «Информационные технологии». Освоение этой содержательной линии является не только средством подготовки учащихся к жизни в информационном обществе и к будущей профессиональной деятельности, но и средством практического закрепления и развития теоретической подготовки учащихся. Это наиболее простая и наиболее доступная большинству учащихся курса информатики.
При всей важности освоения технологий обработки текстовой, графической и числовой информации, освоения технологии поиска, хранения и сортировки информации, мультимедийных технологий и технологий компьютерных коммуникаций главной целью курса информатики является не профессиональная подготовка в этой области, а целый комплекс учебно-воспитательных задач, таких как: обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации и на этой основе раскрытие значения информационных процессов в формировании современной системно-информационной картины мира, выделение и раскрытие роли информационных технологий и компьютеров в развитии современного общества, привитие навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности.
Курс построен так, чтобы логика построения курса была прозрачной не только для учителя, но и для ученика. Например, приступая к изучению многообразия программного обеспечения компьютера и познакомившись с его классификацией, ученик уже понимает, что, прежде всего, нужно понять принципы построения операционной системы и технологические приёмы работы в ней. Затем нужно освоить работу с необходимыми обслуживающими программами (архиваторами, антивирусными программами и т. д.). Потом следует познакомиться с прикладными программами, (графическими и текстовыми редакторами, мастером презентаций, электронными таблицами, базами данных, базами знаний), узнать о таких перспективных направлениях развития информатики, как системы искусственного интеллекта, компьютерные сети и способы подготовки информации для представления её в сети Internet. И, наконец, приобретя необходимый опыт работы в качестве пользователя, можно приступать к изучению таких достаточно сложных для понимания разделов, как Арифметические и логические основы ЭВМ, Основы программирования. Основное содержание программы
с распределением учебных часов по разделам предмета «Информатика 11 класс» (34 часа)
1.Компьютерные сети и их типы. Табличные расчеты и электронные таблицы (Табличный процессор Excel).
| 13 часов
| Локальные и глобальные сети. Назначение и классификация компьютерных сетей. Абоненты сетей, станция. Физическая передающая среда. Режимы передачи. Средства передачи. Локальная одноранговая сеть. Сеть с выделенным сервером. Достоинства и недостатки разных типов сетей. Топология сетей. Глобальная сеть Internet. Представление о структуре и системе адресации.
Электронная почта. Передача файлов с помощью протокола FTP. Всемирная
паутина (Word Wide Web). Понятие гипертекста. Телеконференции. Электронные доски объявлений BBS.
Средства поиска информации в сети Internet. Обозреватель Microsoft Internet Explorer. Поисковые системы. Синтаксис языка запросов. Копирование информации.
Назначение и основные возможности. Запуск и завершение работы программы. Основные понятия: строка, столбец, ячейка, активная ячейка, адрес (ссылка). Панели инструментов. Поле имён, строка формул. Рабочий лист. Рабочая книга. Быстрое перемещение по рабочим листам. Выделение (строки, столбца, диапазона). Создание, сохранение, открытие файла с таблицей. Ввод данных в таблицу: ввод текста, ввод числовых данных, ввод формул. Форматирование данных. Виды ссылок: абсолютные, относительные, смешанные. Копирование формул. Использование в вычислениях стандартных функций. Использование логических функций. Построение графиков и диаграмм. Форматирование графиков и диаграмм. Вывод таблицы на печать. Учащиеся должны знать:
классификацию компьютерных сетей;
средства передачи и режимы передачи данных;
структуру сетей;
систему адресации в Internet;
интерфейс обозревателя Microsoft Internet Explorer.
назначение и основные возможности Excel;
области применения.
Учащиеся должны уметь:
работать в локальной сети;
создавать и отправлять сообщения по электронной почте;
отправлять вложения;
принимать почту;
работать с поисковыми системами;
создавать запросы в соответствии с синтаксисом языка запросов;
копировать и сохранять необходимую информацию.
создавать таблицы;
форматировать и редактировать их;
вводить формулы;
использовать для вычислений различные стандартные функции, включая логические;
строить графики и диаграммы;
- выводить таблицы на печать.
Управление и кибернетика. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры. Графический исполнитель.
| 11 часа
| Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Системы управления с использованием компьютеров (АСУ и САУ).
Алгоритм. Исполнитель алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Типы алгоритмов. Базовые алгоритмические структуры. Язык блок-схем. Ветвления. Циклы. Вложенные алгоритмы. Понятие вспомогательного алгоритма. Графический учебный исполнитель алгоритмов.
Учащиеся должны знать:
понятие Исполнителя системы команд;
свойства алгоритмов;
способы записи алгоритмов;
типы алгоритмов.
Учащиеся должны уметь:
по заданному условию задачи строить алгоритмы, в том числе содержащие ветвления и циклы;
по алгоритму, записанному в виде блок-схемы, восстановить условие задачи.
3. Продолжение темы системы счисления. Понятие о программном управлении компьютером. Язык машинных команд. История ЭВМ.
| 10 час
| Машинные и алгоритмические языки. Уровень языка. Преимущества алгоритмических языков над машинными. Сходство и различие естественных языков и алгоритмических. Трансляторы, компиляторы, интерпретаторы. Причины многообразия языков программирования. Их назначение. История создания некоторых языков программирования. Первые ЭВМ, сконструированные в СССР под руководством С.А. Лебедева.
Поколения ЭВМ. Основные признаки и характеристики, отличающие ЭВМ различных поколений. Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления.
Десятичная, двоичная восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления, правила перевода чисел из одной системы в другую.
Представления в ЭВМ целых, вещественных чисел, букв и символов.
Учащиеся должны знать:
перевод целых чисел из десятичной системы счисления в любую другую;
перевод целых чисел из любой системы счисления в десятичную;
двоичную арифметику;
пошаговую отладку программы ЯМК;
объяснить правильность получения результата.
Учащиеся должны уметь:
переводить числа из десятичной сиситемы счисления в любую другую и наоборот;
запускать программы УК «Нейман»;
редактировать программы;
разрабатывать линейные алгоритмы на ЯМК.
№
| Тема урока
| Тип урока
| Эл-ты содержания
| Требования к уровню под-ки учащихся
| Вид контроля
| Дата проведения
| По плану
| Фактич.
| 1
| Информационная система
| Комбинированный
| Понятие информации, классификация
| Знать: какие можно выделить основные признаки современной информационной системы
Уметь: распределять по типам разные системы
| Текущий
|
| 2
| Двоичное представление информации
| Комбинированный
| Языки представления информации, система счисления
| Знать: различные подходы к опред. понятия информация
Уметь: оценивать достоверность информации
| Текущий
|
| 3
| Двоичная система счисления
| Урок изучения нов. материала
| Системы счисления, понятие системы, структура системы
| Знать: виды решения примеров
| Фронтальный
|
| 4
| Компьютерный текстовой документ как структура данных
| Урок изучения нов. материала
| Формат, стили, гиперссылки
| Знать: что такое гипертекст и гиперссылка. В каких случаях следует употреблять гиперсвязи
Уметь: воспроизводить на компьютере пример с автоматическим построением оглавления
| Фронтальный
|
| 5
| Интернет как глобальная информационная система
| Урок изучения нов. материала
| Коммуникационные службы
| Знать: различие между коммуникационными и информационными службами Сети
Уметь: объяснять различие между понятиями «базовый протокол Интернета» и «прикладные протоколы»
| Фронтальный
|
| 6
| Всемирная паутина
| Урок изучения нов. материала
| Веб- страница, веб- сервер
| Знать: в чем различие между поисковыми каталогами и поисковыми указателями
| Фронтальный
|
| 7
| Гиперструктура данных
| Урок изучения нов. материала
| Публикация, проектирование
| Знать: с помощью каких программных средств можно создавать веб- страницы
| Фронтальный
|
| 8
| Геоинформационные системы
| Комбинированный
| ГИС, пользовательский интерфейс
| Знать: какие основные режимы работы возможны с ГИС
Уметь: называть возможные области практического применения ГИС
| Текущий
|
| 9
| База данных- основа информационной системы
| Комбинированный
| Реляционная модель, СУБД
| Знать: Для чего предназначены базы данных, варианты классификации БД
Уметь: Описывать структуру записей для базы данных
| Текущий
|
| 10
| Проектирование многотабличной базы данных
| Урок изучения нов. материала
| Отношения и связи, целостность данных
| Знать: в чем заключается построение модели данных
Уметь: спроектировать базу данных для информационной системы
| Фронтальный
|
| 11
| Создание базы данных
| Урок изучения нов. материала
| Поля, форматы, ключи
| Знать: каким способом можно вводить данные в таблицы
Уметь: вводить данные в строки таблицы, через форму
| Фронтальный
|
| 12
| Динамические таблицы
| Урок изучения нов. материала
| Структура
| Знать: что такое динамическая таблица, виды таблиц
| Фронтальный
|
| 13
| Электронные таблицы
| Комбинированный
| Данные
| Знать: что такое электронная таблица
Уметь: работать с электронными таблицами
| Текущий
|
| 14
| Запросы как приложения информационной системы
| Комбинированный
| Запрос, порядок сортировки, имена полей
| Знать: что входит в понятие манипулирования данными в БД
Уметь: придумать серию запросов к базе данных, построенной по индивидуальному заданию
| Текущий
|
| 15
| Логические условия выбора данных
| Комбинированный
| Логическая величина, операции отношения
| Знать: Что такое логическое выражение, какие существуют основные логические операции
| Текущий
|
| 16
| Моделирование зависимостей между величинами
| Комбинированный
| Математические модели, табличные модели, графические модели
| Знать: формы представления зависимостей между величинами
Уметь: приводить примеры преимущества и недостатки каждой из трех форм представления зависимостей
| Текущий
|
| 17
| Модели статистического прогнозирования
| Комбинированный
| Статистика, метод наименьших квадратов
| Знать: что такое статистика, регрессионная модель
Уметь: строить с помощью Excel линейную и логарифмическую регрессионные модели
| Текущий
|
| 18
| Моделирование корреляционных зависимостей
| Урок изучения нов. материала
| Коэффициент корреляции, анализ
| Знать: что такое корреляционная зависимость, корреляционный анализ
Уметь: строить линейные регрессионные модели
| Фронтальный
|
| 19
| Модели оптимального планирования
| Урок изучения нов. материала
| Целевая функция, поиск решения
| Знать: что такое плановые показатели, ресурсы, стратегическая цель
Уметь: вносить изменения в постановку задачи оптического планирования
| Фронтальный
|
| 20
| Информационные ресурсы
| Комбинированный
| Архивы, информационные услуги
| Знать: что обозначает термин ресурсы
Уметь: охарактеризовать виды информационных ресурсов
| Фронтальный
|
| 21
| Информационное общество
| Урок изучения нов. материала
| Информационная культура
| Знать: каково настоящее состояние и перспективы информационных и коммуникационных технологий
| Фронтальный
|
| 22
| Технологии обмена с помощью компьютерных сетей
| Урок изучения нов. материала
| Сетевая технология, сервер
| Знать: средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей
| Фронтальный
|
| 23
| Локальная и глобальная сеть
| Комбинированный
| Передача данных
| Знать: чем отличается сервер от рабочей станции, каковы отношения между компьютерами в сетях
| Фронтальный
|
| 24
| Исследование математических моделей
| Комбинированный
| Графический метод, текстовое поле
| Уметь: с использованием компьютерной модели в электронных таблицах находить приближенное значение уравнения
| Текущий
|
| 25
| Вероятностные модели
| Комбинированный
| Формальная модель, геометрическая модель
| Уметь: построить чертеж, ввести на чертеже обозначения
| Текущий
|
| 26
| Геоинформационные модели
| Комбинированный
| Круговая диаграмма
| Уметь: создавать геоинформационную модель, отображающую статистические данные о численности населения стран мира
| Текущий
|
| 27
| Настройка браузера
| Комбинированный
| Скорость передачи данных
| Знать: что такое браузер
Уметь: вводить адреса в браузер
| Текущий
|
| 28
| Гиперссылки на веб- страницах
| Комбинированный
| Веб- почта
| Знать: что такое гиперссылка
Уметь: работать с гиперссылками на страницах
| Текущий
|
| 29
| Поиск информации в сети
| Комбинированный
| Поисковые системы
| Уметь: ориентироваться в сети, правильно находить информацию
| Текущий
|
| 30
| Разработка веб- сайта
| Комбинированный
| Поиск файла
| Уметь: разработать веб- сайт на заданную тему
| Текущий
|
| 31
| Информационная цивилизация
| Комбинированный
| Цивилизация
| Знать: что такое информационная цивилизация
| Текущий
|
| 32
| Информационная безопасность
| Комбинированный
| Файловые архивы
| Знать: что такое информационная безопасность
| Текущий
|
| 33
| Информационные ресурсы
| Комбинированный
| Сервер, файловый архив
| Знать: что такое информационные ресурсы, виды информационных процессов
| Текущий
|
| 34
| Информационная культура
| Комбинированный
| Культура
| Знать: понятие информационной культуры
| Текущий
|
| 35
| Компьютерные сети
| Комбинирован
| Сети
| Знать: виды компьютерных сетей и их назначение
| Текущий
|
| |