Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования





НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/14
Дата публикации27.07.2014
Размер1.18 Mb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Информатика > Программа курса
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”

Математический факультет

Кафедра информатики и прикладной математики

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
для студентов специальности 030100 “Информатика”

квалификации учитель информатики

математического факультета

Курс 3, 4; семестр 5, 6, 7, 8.

МОСКВА – 2008

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры информатики и прикладной математики

(Протокол № _, от “__ ” ____________2008 г.),

утвержден на заседании ученого совета математического факультета

(Протокол № _, от “__ ” ____________2008 г.)

Составители:

канд. пед наук, доцент И.В. Левченко _____________,

канд. пед наук, доцент Л.М. Дергачева_____________

Рецензент:

д. пед. наук, профессор В.В. Гриншкун_____________

Заведующий кафедрой:

член-корр. РАО, д. тех. наук, профессор С.Г. Григорьев

_______________

Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1 Пояснительная записка
Предлагаемый учебно-методический комплекс дисциплины “Теория и методика обучения информатике” подготовлен авторским коллективом преподавателей кафедры информатики и прикладной математики математического факультета Московского городского педагогического университета.

Курс “Теория и методика обучения информатике” разработан для подготовки студентов в соответствии с основными квалификационными требованиями к выпускнику высшего учебного заведения специальности “Информатика”.

Программа курса соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования 2005 года по специальности 030100 “Информатика” квалификации учитель информатики, в котором для дисциплины ОПД.Ф04 “Теория и методика обучения информатике” предусмотрено общее количество часов – 332.

Выписка из ГОС ВПО в части Требований к обязательному минимуму содержания по дисциплине ОПД.Ф04 “Теория и методика обучения информатике” следующая:

“Информатика как наука и учебный предмет в школе. Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика ее основных компонентов. Цели и задачи обучения информатике в школе. Педагогические функции курса информатики. Структура обучения информатике в средней общеобразовательной школе. Стандарт школьного образования по информатике. Содержание школьного образования в области информатики. Пропедевтика основ информатики в начальной школе. Базовый курс школьной информатики. Дифференцированное обучение информатике на старшей ступени школы. Предпрофильная подготовка. Элективные курсы. Организация проверки и оценки результатов обучения информатике. Организация обучения информатике в школе. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в реализации информационно-деятельностного подхода в обучении информатике и активизации познавательной деятельности учащихся.

Аудиовизуальные технологии обучения информатике. Интерактивные технологии обучения. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий и методика их применения. Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов.

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологии в школе.”

В соответствии с учебным планом Московского городского педагогического университета для дисциплины “Теория и методика обучения информатике”: на очной форме обучения запланировано общее количество часов 492 , из них 232 часа аудиторной нагрузки (124 часа лекций и 108 часов лабораторных занятий) и 260 часов самостоятельной работы студента.

Целью курса является подготовка студента к работе учителем информатики в общеобразовательной школе. Программа предназначена дать теоретическую и практическую подготовки учителей в области методики преподавания информатики.

Задача курса – сформировать у студента целостное представление об основных этапах становления современной методики преподавания информатики и ее структуре, об основных категориях, понятиях и методах, о роли и месте методики преподавания информатики в профессиональной подготовке учителя информатики, сформировать готовность будущего учителя информатики к эффективному преподаванию курса информатики в школе.

Методическая подготовка учителя информатики в педагогическом вузе является одним из элементов системы профессиональной подготовки учителя, которую необходимо строить на основе модели информационной культуры преподавателя, отражающей социальный заказ общества. Данная модель формируется при изучении всего комплекса дисциплин, изучаемых в педвузе, в том числе в процессе овладения теорией и методикой обучения информатике.

Данный курс базируется на знаниях и умениях, которыми овладели студенты на таких дисциплинах предметной подготовки, как “Программное обеспечение ЭВМ”, “Архитектура компьютера”, “Основы микроэлектроники”, “Теоретические основы информатики”, “Программирование”, а также на дисциплинах психолого-педагогической подготовки и ориентирован на инвариантное, машинно-независимое преподавание информатики. С перечисленными дисциплинами курс “Теория и методика обучения информатике” имеет межпредметные связи.

В курсе рассматриваются цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения информатике, состояние и перспективы развития школьной дисциплины, соотношение информатики как науки и учебного предмета. Раскрываются назначение и функции образовательных стандартов, использование его при планировании и организации обучения информатике. Проводится анализ школьных программ и учебников. Изучаются особенности проверки и оценки знаний школьников, возможность использования компьютера как средства контроля результатов обучения при введении образовательных стандартов. Уделяется внимание планированию учебного процесса и изучению основных тем и вопросов школьного предмета.

В процессе овладения данным курсом у студента формируется логико-алгоритмический и системно-комбинаторный стиль мышления, что является одним из признаков профессионализма преподавателя. Излагаемый материал позволит будущим учителям информатики формировать библиотеки программных средств учебного назначения для ЭВМ, организовывать работу компьютерного класса, осуществлять компьютерную поддержку различных школьных предметов, организовывать и проводить занятия по информатике.

Дисциплина “Теория и методика обучения информатике” ориентирует на такие виды профессиональной деятельности, как учебно-воспитательную; социально-педагогическую; культурно-просветительную; научно-методическую и организационно-управленческую.
1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Для эффективной работы в общеобразовательной школе будущему учителю информатики в области общих вопросов методики обучения информатике необходимо:

  • знать значение методики обучения информатике в профессиональной подготовке учителя информатики;

  • знать объект, предмет и задачи методики обучения информатике;

  • знать взаимосвязи методики обучения информатике с другими науками;

  • уметь использовать внутрипредметные связи информатики и ее связи с другими дисциплинами;

  • знать компоненты алгоритмической и информационной культуры;

  • знать компоненты методической системы обучения информатике в школе;

  • знать цели и задачи обучения школьной информатике, педагогические функции курса информатики;

  • уметь формулировать дидактическую цель и определять задачи обучения, воспитания и развития для ее достижения;

  • знать структуру обучения основам информатики в средней общеобразовательной школе;

  • знать назначение, функции и содержание государственных общеобразовательных стандартов по информатике;

  • уметь использовать стандарт при планировании и организации обучения информатике;

  • знать основные концепции обучения школьной информатике, программ и учебников разработанные на их основе;

  • знать критерии оценки программ и школьных учебников;

  • уметь провести сравнительный анализ существующих программ и учебников по школьному курсу информатики;

  • знать содержание работы учителя по организации, планированию и обеспечению уроков информатики;

  • уметь планировать учебный процесс по курсу информатики;

  • знать структурные элементы урока информатики и требования к нему;

  • уметь составлять конспект урока информатики, внеклассного мероприятия по информатике и анализировать их;

  • знать принципы дифференциации содержания обучения информатике;

  • знать содержание методических линий школьного курса информатики;

  • уметь выделять системообразующие стержни в содержании школьной информатики, инвариантные знания в области информатики;

  • знать особенности реализации методов, форм и средств обучения на занятиях по информатике;

  • знать способы использования компьютеров на уроках информатики;

  • уметь выбрать и реализовывать различные методы, организационные формы и средства обучения для занятий по информатике, адекватные целям и содержанию изучаемого материала, особенностям учащихся;

  • уметь использовать возможности средств информационно-коммуникационных технологий;

  • знать функции, виды контроля и оценки результатов обучения;

  • уметь разрабатывать и использовать средства проверки, в том числе и с помощью компьютеров;

  • оценивать знания и умения школьников, процесс их развития и воспитания

  • уметь организовывать занятия по информатике для учащихся различных возрастных групп;

  • знать состав, назначение, классификацию и основные требования к учебному программному обеспечению по курсу информатики;

  • уметь использовать программную поддержку курса и оценивать ее методическую целесообразность;

  • знать основные требования к школьному кабинету информатики;

  • знать требования к комплекту учебной вычислительной техники;

  • знать санитарно-гигиенические нормы работы учащихся за компьютером;

  • уметь проводить инструктаж по технике безопасности с целью грамотного и безопасного использования учащимися компьютеров;

  • уметь использовать дидактические возможности технических средств обучения, а также локальную и глобальную сеть в учебном процессе;

  • знать пути развития личности школьника в процессе изучения информатики;

  • знать основные концепции обучения информатике, а также программы и учебники, разработанные на их основе;

  • знать содержательные и методические аспекты преподавания школьной информатики на разных уровнях;

  • знать содержание работы учителя по организации, планированию и обеспечению уроков информатики;

  • знать функции, виды контроля и оценки результатов обучения,

  • уметь разрабатывать и использовать средства проверки, объективно оценивать знания и умения школьников.


Для эффективной работы в общеобразовательной школе будущему учителю информатики в области частных вопросов методики обучения информатике необходимо:

  • знать и уметь использовать приемы развития мотивации, познавательных интересов, памяти, внимания, речи, мышления учащихся средствами школьной информатики;

  • знать последовательность развития понятий информатики в школьном курсе и уметь анализировать реализацию развития этих понятий в школьных учебниках информатики;

  • уметь устанавливать иерархию целей и определять вариативные цели изучения конкретных понятий, конкретного учебного материала;

  • знать и уметь применять методику обучения основным компонентам учебного материала по информатике;

  • уметь применять уровневую и профильную дифференциацию при обучении информатике;

  • знать методические требования к системе задач и уметь подбирать систему задач для первичного закрепления изученного материала, для закрепления основных знаний и умений, для контроля знаний и умений, для обобщения и систематизации знаний и умений в области информатики;

  • уметь проектировать методику работы над конкретным вопросом школьной информатики, разрабатывать ориентировочную основу деятельности для учащихся;

  • уметь решать методические задачи, связанные с отбором содержания, последовательностью изложения учебного материала, с обоснованием выбора методов, форм и средств при обучении школьников основам информатики;

  • уметь создавать вариативную методику обучения конкретному учебному материалу в зависимости от целей и реальных условий обучения;

  • знать и уметь использовать методику организации исследовательской деятельности с учащимися разного возраста;


Данный курс направлен на развитие умений:

  • изучать учебные возможности учащихся педагогическими средствами (анализировать письменные, практические работы и устные ответы учеников, определять уровни их обученности, развитости и воспитанности, уровни отношения к различным учебным предметам, к различным видам работы на уроках, к учению в целом, степень проявления отдельным учеником и классом в целом эмоций, воли, рефлексии, самооценки в учебно-воспитательном процессе);

  • изучать программные и учебно-методические материалы (определять ведущие идей, концепции, научные подходы, глобальные цели и задачи изучения конкретного учебного предмета, раздела, темы; находить критерии оценки результатов изучения учебного предмета для той или иной ступени образования; определять основные элементы знаний и предметные умения в рамках учебного курса, раздела, темы; определять основные формы учебной информации в учебной литературе (тексты, иллюстрации, вопросы, задания, образцы выполнения учебных действий и др.); анализировать образовательные технологии и определять их реальную применимость в конкретных условиях);

  • изучать собственные педагогические способности (пользоваться диагностическими тестами, рефлексировать, определять положительные и негативные стороны собственной педагогической деятельности – особое внимание уделить выявлению у себя коммуникативных и организаторских умений; давать самооценку);

  • анализировать урок (проводить самоанализ и анализ уроков своих коллег, пользоваться разными видами анализа);

  • обосновывать свой выбор учебной информации, методов и форм обучения и др.;

  • объяснять свои действия во время урока;

  • оценить ход и результаты учебной деятельности (проанализировать или прокомментировать ответ учащегося, определить ошибки и недочеты в учебных действиях и их результатах, применить критерии оценок);

  • определять и формулировать цели предстоящей деятельности: по отношению к уроку (цели обучения, воспитания, развития) и по отношению к различным этапам и аспектам урока (учебные задачи, цели самостоятельной работы, цели практической работы и т. д.);

  • определять логику и последовательность работы над новым учебным материалом;

  • связывать способы работы с учебным материалом и типичные затруднения учащихся;

  • продумать различные варианты вопросов к учащимся для включения их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность на уроке;

  • предусмотреть заранее контрольные этапы на уроке;

  • продумать методическую структуру урока, разные ее варианты для одного и того же урока;

  • определить вероятностные педагогические задачи урока, а также соответствующие им учебные задачи;

  • предусмотреть типичные недочеты и ошибки в работе учащихся;

  • заранее подготовиться к применению разных подходов к объяснению нового материала.

1.3. Содержание дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconГосударственное бюбжетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочие программы дисциплин Титул Министерство здравоохранения и...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочие программы дисциплин Титул Министерство здравоохранения и...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочие программы дисциплин Министерство здравоохранения и социального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочая программа Министерство здравоохранения и социального развития...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск