Доклад научная составляющая школьного проекта по теме «современная российская политика»





Скачать 95.13 Kb.
НазваниеДоклад научная составляющая школьного проекта по теме «современная российская политика»
Дата публикации28.07.2014
Размер95.13 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Информатика > Доклад
Шафеева А.Ф., учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ № 45» Октябрьского района г. Саратова

ДОКЛАД

НАУЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ШКОЛЬНОГО ПРОЕКТА

(ПО ТЕМЕ «СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА»,

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ)
В основе нового Федерального  государственного образовательного стандарта лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Одним из актуальных и эффективных методов работы с учащимися, в их организации научно-исследовательской деятельности является метод проектов. Именно осмысление и применение этого метода помогает эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Актуальность избранной мною темы обусловлена тремя компонентами:

1)Общественная актуальность: метод проектов дает школьникам возможность развивать творческие способности и коммуникативные навыки, приобретать опыт разрешения реальных проблем, что позволяет им успешно адаптироваться в современном быстро меняющимся мире.

2) Научно-методическая: выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, экспериментировать, аргументировать, синтезировать, обобщать, применять полученные ранее знания.

3)Личная: проектная технология позволяет мне решить проблему мотивации обучающихся, повысить их интерес к обозначенным проблемам. В процессе ее использования мною реализуются принципы личностно- ориентированного обучения. Совместная творческая деятельность над проектом по теме «Современная российская политика» доставила мне удовольствие от интересного сотрудничества.

Исследуя названную проблему, следует отметить имена нескольких авторов, статьи которых содержат материалы общего характера о методике проектной деятельности: Алексеева Т. Метод проектов в школьных исследованиях, Землянская Е. Учебные проекты в экономической подготовке школьников, Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения, Шкель В.Ф. Проектные технологии в образовательном учреждении и другие.1.

Из специальной литературы на момент подготовки доклада мне показалась интересной статья Колоколовой Л.К., преподавателя истории МОУ«Урмарская

________________________

1.Алексеева Т. Метод проектов в школьных исследованиях.//Халах шкуле, 2004, №

2.Землянская Е. Учебные проекты в экономической подготовке школьников.// Народное образование, 2006, №1.

3.Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.//Практика административной работы в школе. – 2003. - №6. – С.24-31.

4.Шкель В. Ф. Проектные технологии в образовательном учреждении. Учебно-методическое пособие. – Саратов ООО Изд-во «Научная книга» 2007

средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.Е.Егорова», «Проектная деятельность на уроках обществознания».В ее статье представлен опыт применения метода проекта на уроках обществознания. Сформулированные автором положения видятся важными ,в первую очередь, потому, что за ними стоит многолетний опыт работы над ученическими проектами, неустанный поиск оптимальных решений, постоянное совершенствование методики.

Таким образом, в современной литературе тема «Научная составляющая школьного проекта» недостаточно изучена, хотя некоторые попытки предприняты рядом исследователей.

В данной работе хотелось бы рассмотреть следующий круг вопросов.

1. Какова последовательность деятельности обучающихся над разработанным мною проектом «Современная российская политика»

2.Какова роль учителя в подготовке данного проекта?

3.Какова роль ученика в работе над проектом?

4.Какие умения и навыки формировались в реализации названного проекта?

1. Какова последовательность деятельности обучающихся над разработанным мною проектом «Современная российская политика»?

Прежде чем начать работу над проектом, мне как его руководителю предстояло ответить на ряд вопросов:

1.Для чего создается данный проект? Чем вызвана необходимость его создания? Как в дальнейшем он будет использоваться?

2.Каким должен быть проект для того, чтобы отвечать полностью поставленным задачам?

3.Кто будет создавать проект? В какой мере смогут они воплотить мой творческий замысел?

4.Как лучше распределить обязанности среди членов команды, так как по названной теме предусматривалось несколько проектов.

В проектной деятельности принято выделять несколько этапов. Мы на уроке обществознания в 11 «А» социально-экономическом классе при подготовке к обобщающему повторению по теме «Современная российская политика», проведённому в форме защиты проектов, действовали в соответствии с данными правилами.

На первом этапеподготовке были определены темы и цели проекта, сформированы группы обучающихся, которые будут работать над названными проектами: «Особенности современного российского образования»,

«Модернизация российского здравоохранения», «Демографическая проблема в современной России», «Закон Димы Яковлева: веяние времени или необходимость?».

На данном этапе, как руководителю проекта, мне было необходимо мотивировать учащихся, помогать им в постановке цели и задач, наблюдать за их деятельностью.

Попытаемся проследить за процессом создания проекта на тему «Особенности современного российского образования», так как эта проблема нам наиболее близка. Цель проекта: сформировать более полное представление об особенностях современного российского образования.

Задачи проекта:

1.Изучить основные положения нового Закона об Образовании РФ, ежегодное обращение с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию .

2.Показать особенности новых форм обучения .

3.Провести и проанализировать социологический опрос по проблемам современного российского образования среди выпускников школы.

На втором этапе- планировании определены :

-основные источники информации – новый закон об Образовании РФ, ежегодное обращение с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию, Конституция РФ, Интернет-ресурсы;

- способы сбора и анализа информации;

-способы представления результатов (формы проекта) - творческая работа, презентация;

- установлены процедуры и критерии оценки результатов и процесса проектной деятельности.

- распределены задачи (обязанности) между членами команды.

На третьем этапеисследовании осуществлялась непосредственная работа с источниками: Законом об Образовании РФ, ежегодном обращении с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию, Конституцией РФ, Интернет-ресурсами; проведен социологический опрос среди выпускников школы по проблемам современного российского образования:

1.Довольны ли вы качеством современного образования?

2.Есть ли у вас конкретные предложения по улучшению качества образования.

3.Знакомы ли вы с документами, регламентирующими государственную политику в сфере образования?

4.Согласны ли вы с утверждением, что школа оказывает огромное влияние на формирование личности человека?

На четвертом этапе - формулирование результатов и выводов был дан анализ информации, сформулированы выводы, обучающиеся оформили свой проект в виде творческой работы, презентации. С авторами проекта проведена консультация по методике защиты проектов.

На пятом этапе - защита проекта- учащиеся представили свой проект: обосновали процесс проектирования, показали полученные результаты, ответили на вопросы одноклассников и учителей.

На шестом этапе - оценка результатов и процесса проектной деятельности осуществлен анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов, неудач и их причин) путем коллективного обсуждения и самооценки деятельности обучающихся. На данном этапе была дана оценка работе учащихся, их креативности, качеству использования источников. Определен потенциал продолжения проекта и качество отчета. По итогам защиты проект «Особенности современного российского образования был признан лучшим и рекомендован для ознакомления с ним обучающихся школы и участия в муниципальной научно-практической конференции «Современные политико-правовые технологии», где проект занял 1 место.

2. Какова роль учителя в подготовке данного проекта?

Реализация проекта по теме «Особенности современного российского образования» изменила мою позицию как учителя. Из носителя готовых знаний превращаешься в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Проектная деятельность требовала от меня создания условий для расширения познавательных интересов обучающихся и их возможностей самообразования. Именно поэтому, мы учителя как руководители проекта должны обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И прежде всего – развитой фантазией, без которой мы не сможем быть генераторами развития интересов ребенка и его творческого потенциала.1. Разрабатывая данный проект совместно с обучающимися 11 «А» социально-экономического класса Пчелинцевым Ильей и Пчелинцевым Петром, мы вместе определили проблемы, над которыми они будут работать в течение двух недель и представят свою творческую работу и презентацию на открытом уроке по итоговой теме «Современная российская политика». Творческий, нестандартный подход к выбору актуальных проблем для проекта способствовал повышению мотивации учащихся и ориентировал их на самостоятельную деятельность. В течение всего периода работы над проектом оказывала постоянную консультативную помощь обучающимся в поиске нужных источников информации, поощряла их, поддерживала непрерывную обратную связь для успешной работы над проектом.

Проектная деятельность позволяла мне осуществлять индивидуальный подход. Менялся и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации становишься соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

3.Какова роль ученика в работе над проектом?

Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проекта по теме «Особенности современного российского образования» учащиеся были вовлечены в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Они были погружены в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводился проект.

Кроме того, ученики под непосредственным моим руководством решали конкретные практические, исследовательские задачи. Они подробно изучили такие важные источники как новый Закон об Образовании РФ, Ежегодное обращение с Посланием Президента РФ к Федеральному Собранию, приказы и постановления Министерства образования Саратовской области.

В результате, в творческой работе и презентации, они наиболее полно показали особенности новых форм обучения : семейного, инклюзивного, дистанционного в современной России и в Саратовской области. Работая над проектом, они решили взглянуть на проблемы современного образования изнутри, глазами выпускников 2013 года нашей школы. Авторы проекта проанализировали полученные данные социологического опроса своих сверстников и пришли к следующим выводам :

1. Многие школьники недовольны качеством образования, но предложений по его улучшению у них нет, т.е. так они проявляют стандартную пассивную позицию.

2.Так же можно отметить, что школьники очень мало знают про государственные инициативы в сфере образования, поэтому , отмечают ребята, о необходимости придавать больше внимания просвещению учащихся в этом вопросе.

Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие – сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? Здесь хочется отметить, что авторы проекта «Особенности современного российского образования» Пчелинцев Илья и Пчелинце Петр имели опыт проектной деятельности, кроме того, это эрудированные, креативно мыслящие ребята и работа с ними доставляла мне большое удовольствие.

4.Какие умения и навыки формировались в реализации названного проекта?

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Цель любого проекта – это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Внешние компетенции проявились в форме умений. Работая над проектом по теме «Особенности современного российского образования», обучающиеся овладели следующими умениями и навыками: рефлексивные, поисковые (исследовательские), коммуникативные, менеджерские, презентационные.1.

Таким образом, мы видим ,что метод проектов позволяет формировать и личностные качества: умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела).

Рефлексия по проектам:

1.Что нового вы узнали при изучении темы?

2.Что у вас вызвало наибольший интерес?

3. Что показалось трудным и непонятным?

Домашнее задание:

эссе на тему « Коррупция в современной России»- задание С9.

составление плана на тему:«Современное российское образование»-задание С8.

__________________

1.Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов//Директор школы, 1998, №4, с.24.
Список использованной литературы и Интернет ресурсы
1.Алексеева Т. Метод проектов в школьных исследованиях.//Халах шкуле, 2004, №2

2.Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997, №1, с.116-119

3.Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000, №9, с.177-180.

4.Землянская Е. Учебные проекты в экономической подготовке школьников.// Народное образование, 2006, №1.

5.Клименко А.В.Проектная деятельность учащихся. “История и обществознание в школе”. М. 2002 г.

6.Митрофанов К., Богоявленский Б. О конкурсах исследовательских работ. // Первое сентября. История, 2000, №24, с.1-3.

7.Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, №7,с.151-157.

8.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – Москва. 2005.

9. Полат Е.С.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования .-М., 2000.

10.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч, 20.

11. http//www/ioso/ru/distant/project/ Колоколова Л. К. «Проектная деятельность на уроках обществознания».

12.Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.//Практика административной работы в школе, 2003, №6.

13.Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов// Директор школы, 1998, №4, с. 24.

14.Шкель В.Ф. Проектные технологии в образовательном учреждении. Учебно-методическое пособие.- Саратов ООО изд-во «Научная книга», 2007.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад научная составляющая школьного проекта по теме «современная российская политика» iconКафедра педагогики Всероссийская научно-практическая конференция...
Институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования для участия во Всероссийской научно-практической конференции...
Доклад научная составляющая школьного проекта по теме «современная российская политика» iconПояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Курс «Современная...
Кислова Л. С. Современная российская литература. Умк для студентов направления 031000. 62 «Филология». Тюмень, 2009. 34 стр
Доклад научная составляющая школьного проекта по теме «современная российская политика» iconПояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Факультативый...
Кислова Л. С. Современная российская литература. Умк для студентов одо и озо специальности 030601. 65 Журналистика. Тюмень, 2008....
Доклад научная составляющая школьного проекта по теме «современная российская политика» iconПрограмма дисциплины «Современная социальная политика» для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040100....
Доклад научная составляющая школьного проекта по теме «современная российская политика» iconРегиональная экономическая политика и муниципальная составляющая ее ресурсного потенциала
Северо-Кавказском научно-исследовательском институте экономических и социальных проблем
Доклад научная составляющая школьного проекта по теме «современная российская политика» iconПрограмма москва, 2014 Российская научная конференция с международным...
Российская научная конференция с международным участием «семиотика — психология — культурология: новые водоразделы и перспективы...
Доклад научная составляющая школьного проекта по теме «современная российская политика» iconГеография -1часть Современная иллюстрированная энциклопедия Главный...
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Доклад научная составляющая школьного проекта по теме «современная российская политика» iconНастоящая программа не может быть использована другими подразделениями...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 1 года обучения направления...
Доклад научная составляющая школьного проекта по теме «современная российская политика» iconПрограмма дисциплины «современная философия» для направления 41. 04. 04 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Современная философия» истудентов направления 41. 04. 04 «Политология»...
Доклад научная составляющая школьного проекта по теме «современная российская политика» iconПрограмма опирается на нормативные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании»
В этом немаловажную роль играет научная составляющая, поскольку в условиях современного научно-технического прогресса требования...
Доклад научная составляющая школьного проекта по теме «современная российская политика» iconСеминар Теория политических партий и современная российская политическая практика

Доклад научная составляющая школьного проекта по теме «современная российская политика» iconМеждународная научная конференция «Современная онтология IV : Проблемы метода»
Участие в конференциях, фестивалях, семинарах, форумах и т д. ( название мероприятия, место, год)
Доклад научная составляющая школьного проекта по теме «современная российская политика» iconНазвание Содержание
Современная российская символика (история государственных символов России и СССР в XX в.)
Доклад научная составляющая школьного проекта по теме «современная российская политика» iconТемы вашего учебного проекта
В данном проекте рассмотрены земельная рента, как составляющая рыночной экономики, рассмотрены функции земельной ренты и её суть
Доклад научная составляющая школьного проекта по теме «современная российская политика» iconУчебная программа Intel® Обучение для будущего Визитная карточка проекта Шотландия Автор проекта
Проект включает в себя тему в рамках изучения школьного предмета английский язык
Доклад научная составляющая школьного проекта по теме «современная российская политика» iconКафедра философии и культурологии
Современная наука как социальный институт. Формы организации науки (научное сообщество, научные школы и группы, «невидимый колледж»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск